«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1193 
Колонка Соломона Гинзбурга от 12 ноября 2019 года
Колонка Соломона Гинзбурга от 12 ноября 2019 года
«Сила парламента проявляется не столько в том, что он может сделать, сколько в том, чему он может помешать»
(Джеймс Уильям Фулбрайт)

С региональным парламентаризмом связан немалый период жизни автора данных строк. В 1987 году, работая учителем в Гурьевском районе, был избран депутатом местного Совета. В 1990 году, преподавая уже в Калининграде, выиграл выборы в областной Совет народных депутатов.  В 1994-95 годах, трудясь в команде Юрия Маточкина, участвовал в подготовке первых законопроектов областной Думы. В 1997-99 годах – консультант демократической фракции «Янтарный край России». Затем трудился на постоянной основе в областной Думе, выигрывая по общеобластному списку (2000 год), по многомандатному (2006 год) и одномандатному (2011 год) округам. Об афёре 2016 года, в результате которой, депутатский мандат оказывается у пушкорылого «табуреточника», друзья и читатели не забыли. Автор нескольких десятков действующих законов и законодательных инициатив. Избирался председателем демократических фракций. Поэтому, с вашего позволения, представлю несколько суждений о региональной Думе.

Суждение первое: о сущности парламентаризма.
Это порядок, когда явственно разделены власти законодательная и исполнительная. Правительство формируется депутатами по результатам выборов. Парламент (Дума) работает только на постоянной основе и является представительным институтом. Деятельно практикуются парламентские расследования как форма контроля.

Парламент воплощает волю граждан. Народ – лишь один источник и носитель власти уполномочивает парламент исполнять законодательную роль. Он состыковывает разноплановые социальные интересы, выражаемые политпартиями. Устанавливаемые им нормы – ключевой регулятор общественных отношений.

Парламент и правительство уживаются на «сдержках и противовесах». Это позволяет дополнять и контролировать друг друга, без непомерного скопления полномочий у одной из властей.

Нынешнее большинство облдумы, являясь маловлиятельным привеском региональных  министерств, неспособно обеспечить паритетность властей. К примеру, безоблыжные «цукановцы» спикер Марина Оргеева, председатель бюджетного комитета Валерий Фролов, годами представляя наиболее нищие районы области (В. Фролов, к слову, почти четверть века), давно оказёнились, по сути, являясь чиновниками. Может ли стать публичным политиком экс-помощник Николая Цуканова Александр Богданов, первый вице-спикер облдумы? Способен ли на результативную работу, приносящую реальную пользу  региону председатель комитета по международным отношениям и правопорядку Александр Мусевич, скользким способом оказавшийся депутатом, ближайшая родственница которого, невзирая на конфликт интересов, с апреля 2019 года трудится гендиректором аффилированного с правительством стадиона «Калининград»? При этом на октябрьском заседании Думы приводится информация об изготовлении мебели для местного парламента, на коммерческой основе, невзирая на очевидный конфликт интересов, мебельной фабрикой «чистого как слеза» депутата Александра Мусевича.

Львиная доля законов готовится исполнительной властью. С 2016 года не проводится ни одного депутатского расследования.

Суждение второе: о законодательных (представительных) полномочиях.
Согласно законодательству, областная Дума олицетворяет народное представительство. Она формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Дума имеет право назначать и освобождать от должности должностных лиц области, оформлять согласие на их назначение. По закону, она может оформлять решения о недоверии (доверии) руководителю высшего исполнительного органа, руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых она принимает участие.

Видим ли мы в нынешней облдуме полноценный представительный, то есть представляющий интересы избирателей, самостоятельный орган госвласти? В чём такое представление? В подготовке антинародного бесстыдного социально циничного повышения пенсионного возраста летом 2018 года? В заявлении депутата Леонида Степанюка о необходимости в разы повысить заработную плату губернатору области? В лишении депутатских полномочий издателя «Новых колёс» Игоря Рудникова? Представители думского большинства  всё больше погружаются в состояние изоляции от реальности. К примеру, министр финансов области Виктор Порембский заявляет об «острых сложностях» с балансировкой доходов и расходов бюджета в 2019 году. Тем не менее, депутаты поддерживают аж второе повышение зарплат чиновникам в этом году, ссылаясь на поступление в казну дополнительных доходов в размере 6 млрд. рублей. Это - нескрываемая оборзелость, проявляемая комитетом по бюджету во главе с «едробухом» Валерием Фроловым. В данном случае, большинство «наглеет до тех пор, пока ему позволяют». Дума экспонирует недопустимое слабосилие в создании базы для социальной политики. Так, по итогам первого полугодия 2019 года, регион занимает 78-е место из 85-ти по скорости номинального роста заработных плат. В области зарплаты росли в полтора раза медленнее, чем в среднем по России – 4,5% против 7,1%.

Суждение третье: от никудышности – к действенности.
Сейчас местный парламент – институт-аутсайдер, балласт, осваивающий бюджетную смету. Когда контрольные и правоохранительные органы заинтересуются недавним капремонтом здания, изготовлением мебели и т.д., очевидно, откроется примечательная  картина. Эти темы – предмет отдельного рассмотрения.

Нынешние парламентарии, в большинстве своём, походящие на «суповой набор имени Николая Цуканова», не способны содействовать снижению калининградской бедности, повышению уровня и улучшению качества жизни в регионе.
Для того, чтобы областная Дума публично представляла интересы избирателей, стала госорганом народовластия требуются чёткие шаги.

1. Губернатору, как высшему должностному лицу, следует стать гарантом чистоты, честности, прозрачности избирательной кампании. Перед правоохранителями должна быть поставлена задача по выявлению и пресечению фактов мошенничества, фальсификации, подкупа, использованию административного ресурса. Впрочем, прежде всего, губернатору следовало бы избавиться от «поддержки» злосмрадных политтехнологов «цукановского призыва».
 
2. Для достижения чистоты выборов в регионе, их незапачканности, понятности, ряд персон, верховодящих в ОИКе, должны быть заменены. Прежде всего, это Инесса Винярская, Ярослава Орлова, Игорь Барсков, пребывающие во взаимовыгодной связи с едротехнологом Алексеем Высоцким и зарекомендовавшие себя, на основании имеющихся неопровержимых фактов, безизменными «подхватывальщиками дела» экс-губернатора Николая Цуканова, когда в целях достижения нужного «Единой России» результата, руководство ОИК пятится от правил и норм, обеспечивающих объективность полученного по итогам выборов результата. Непохоже, что с данными персонами в ОИК результаты выборов 2021 года будут честными.

3. Необходимо внести изменения в Устав (Основной закон) области, который гарантирует защиту на территории региона прав и свобод человека и гражданина, а также устанавливает систему органов госвласти области и их полномочия. В разделе IV, статьи 17, пункта 2 следует записать, что областная Дума состоит не из 40, а из 25 депутатов, работающих строго на постоянной основе. Аргументы.

А. Постоянная основа предполагает профессионализм и ответственность. Ряд депутатов нынешнего созыва (скажем, Александр Данишевский, Олег Урбанюк, Леонид Степанюк и так далее), складывается впечатление, не очень понимают, что они вообще делают в парламенте.
Законодательная инициатива должна быть не только правом, но и обязанностью депутата. Равно как и его регулярная отчётность перед избирателями.

Б. Сокращение депутатского корпуса на 15 единиц приведёт к серьёзной экономии бюджетных средств, исчисляемой десятками миллионов рублей.

В. Ко дню голосования в областную Думу в сентябре 2021 года в области будет проживать примерно 825 тысяч избирателей (их них в Калининграде – примерно 410 тысяч избирателей).  По мажоритарной системе уместно выбирать 13 депутатов (представительство – 1 депутат от 63,5 тыс. избирателей).

По пропорциональной (партсистеме) – 12 депутатов. Таким образом, соотношение будет почти одинаковым (52% : 48%).
Выборы в Калининграде уместно проводить, как в 2006 году, по двум трёхмандатным округам. В Москве, напомню, каждый депутат представляет более 162 тысячи избирателей. 6 депутатов были бы избраны от Калининграда, 7 – от остальной территории области.

Г. Облдума первого созыва (1994-96 годов) в период губернаторства Юрия Маточкина состоит из 21 депутата. Тем не менее она не только компактна, но и эффективна. В ней ведутся политдебаты, соперничают фракции. Несмотря на дискуссии, она институализирует Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти области. Принимаются столь важные региональные законы как «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области Российской Федерации», «Об основах местного самоуправления в Калининградской области», «Об областном референдуме Калининградской области», «О государственной собственности Калининградской области», «О поддержке малого предпринимательства Калининградской области», ряд других.

4. Надо внести изменения в пункт 1 статьи 20 главы 5 раздела  IV Устава области: заседание облдумы правомочно, если на нём присутствует более 75% от установленного числа депутатов.

5. Норму о возможности закрытых заседаниях облдумы (пункт 2 статьи 20 главы 5 раздела IV Устава области) следует исключить.

6. Ввести норму о проведении выборов в облдуму по открытым партспискам. Граждане не должны выбирать в парламент партобилеченных «котов в мешке».

7. В Устав области следует ввести норму об участии облдумы в формировании правительства области по итогам региональных выборов.

8. Исходить из того, что более точное и содержательное название законодательного (представительного) органа госвласти области – «Законодательное собрание Калининградской области».

Приоритетными задачами регионального заксобрания должны стать участие совместно с правительством в разработке реалистичной программы сокращения бедности в регионе, продвижение конституционного федерального законопроекта «О Калининградской области Российской Федерации» и, на примере области, восстановление модели социально-экономического, политико-правового и культурного сотрудничества между Россией и Евросоюзом.

Предложенные инициативы уместно рассмотреть на заседании общественно-политического совета при губернаторе области. Смею также напомнить нашим видным управителям, что последнее такое заседание проходило 14 января 2019 года.

--

Соломон ГИНЗБУРГ

 

Депутат Калининградской областной Думы (1996-2016 гг.)

Член Общественной палаты Калининградской области




Читайте также в этом выпуске (№ 1193):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia