Дворник № 811 (24.01.2012 - 31.01.2012)
.
Колосс на глиняных ногах
«Дворник» публикует выдержки из экспертного заключения о состоянии энергообеспечения Калининградской области*
В декабре 2011 года сначала областной думе, а затем окружному Совету депутатов Калининграда представлен экспертный доклад о состоянии энергообеспечения Калининградской области, позволяющий снять розовые очки и по-другому взглянуть на перспективы развития региона.
Согласно выводам эксперта Юрия ЗЛОБИНА, нынешнее состояние электроэнергетического комплекса является главным тормозом развития региона. Из-за отсутствия возможности и перспектив подключения к источникам энергоснабжения, отсутствия свободных мощностей практически на всей территории области, предложений инвесторам от ОАО «Янтарьэнерго» нести огромные собственные затраты на создание электросетевой инфраструктуры, привели к тому, что из региона ушли практически все потенциальные инвесторы. Инвестиционная активность в регионе стремительно приближается к нулю, проекты, включая развитие Калининграда и строительного комплекса, тормозятся из-за отсутствия энергомощностей, а энергетическое хозяйство региона исчерпало собственные возможности и, находясь в степени предельного износа, само требует многомиллиардных вложений для восстановления и модернизации. Именно неудовлетворительное состояние электроэнергетического комплекса региона привело к тому, что Калининградская область, являясь особой экономической зоной с наилучшими условиями для бизнеса, по объёму прямых инвестиций в экономику имеет наихудшие показатели не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в целом по России. Выступая перед депутатами, Юрий Злобин, в настоящее время генеральный директор ООО «КалининградЭнергоИнвест», ранее занимавший должность начальника департамента топливно-энергетического комплекса и недропользования правительства области, назвал энергосистему региона «колоссом на глиняных ногах».
В ситуации тяжелейшего инвестиционного кризиса региональное правительство, ничего не созидая и не задумываясь о неизбежной ответственности за тупиковое развитие региона, продолжает выпрашивать у федерального центра всё новые и новые дотации. При полном отсутствии собственных и российских инвестиций всеми силами блокирует приход в энергетику региона иностранных инвестиций, исчисляемых несколькими десятками миллиардов рублей, превышающих трёхлетний уровень доходов регионального бюджета.
Редакция публикует выдержки из заключения Юрия Злобина*:
Потери - 22%
«Настоящее состояние тепло- и электроэнергетического комплекса Калининградской области за исключением Калининградской ТЭЦ-2 оценивается как исключительно сложное, во многом не соответствующее требованиям современных норм по организации энергосистем, специфике и условиям геополитического, эксклавного положения региона, и характеризуется:
- наличием единственного генерирующего источника Калининградской ТЭЦ-2;
- полным отсутствием в регионе резервных источников генерации при установленном для Калининградской области нормативе резервирования 450 Мвт;
- предельно высоким уровнем морального и физического износа электросетевого комплекса;
- ограниченной пропускной способностью магистральных сетей;
- исчерпанием трансформаторной мощности и ресурса эсплуатации большинства высоковольтных центров питания;
- неразвитой сетевой инфраструктурой разных классов напряжения;
- функционированием на 1/3 территории области электросетевых объектов, доставшихся в наследство ещё от немецкой эпохи с напряжением 60 кв;
- отсутствием мощных и надёжных внутрисистемных связей;
- наличием только одного системообразующего центра ПС-330кв «Советская»;
- высоким уровнем реактивной мощности в системе, увеличивающим потери электроэнергии в сетях;
- наихудшим в России, недопустимо высоким (22% от отпуска) уровнем потерь электроэнергии в сетях, при мировом уровне 4-9%. Потери составляют свыше 750 млн кВт/ч в год;
- 100%-ной зависимостью генерирующего комплекса от монотоплива - газа, поставляемого через территории двух, не всегда дружественных государств, с возможностью регулирования объёмов газа каждой страной-транзитёром (из-за неурегулированных газовых споров с Беларусью энергетика Калининградской области дважды в 2006 г. и 2010 г. находилась на грани полной остановки);
Начало на стр. 3
- систематическим ограничением до технологического минимума единственного энергоисточника Калининградской ТЭЦ-2 в зимнее время из-за ограничения поставок газа;
- зависимостью энергосистемы от перетоков электроэнергии извне, достигающих в зимнем режиме до 300Мвт (40% от потребления) в периоды ограничения поставок газа;
- отсутствием возможности подключения новых потребителей к источникам электроэнергии практически на всей территории региона из-за перегруженности силовых трансформаторов, необходимости модернизации подстанций, отсутствия либо перегруженности сетей.
Упущенные возможности для развития региона
К этой характеристике добавляются иные факты:
- гарантирующий поставщик-сетевая организация ОАО «Янтарьэнерго» из-за отсутствия технической возможности техприсоединения к объектам электросетевого хозяйства отказано заявителям в подключении к источникам электроэнергии в 2006 г. – 34,7 Мвт, 2007 г. – 63,8 Мвт, 2008 г. – 43,7 Мвт, 2009 г. – 63,3 Мвт, 2010 г. – 53,1 Мвт. Суммарно отказано в подключении 260Мвт, что составляет 33% от максимума энергопотребления в 2010 г. Именно это обстоятельство уже сегодня практически остановило приток инвестиций и инвесторов в Калининградскую область - особую экономическую зону. Объём прямых инвестиций в экономику региона упал до катастрофических значений – менее 2% ВВП.
Также не ведётся нового - на перспективу - строительства системообразующих сетей, высоковольтных трансформаторных подстанций, распределительных сетей. Разрушены ранее существовавшие плотины и практически не используется гидропотенциал рек за исключением Правдинской ГЭС с одним гидроагрегатом 1,1 Мвт. В немецкую эпоху, несмотря на равнинный рельеф и отсутствие крупных рек, на территории функционировало более 15 ГЭС суммарной мощностью 27 Мвт. Не используется региональный ветропотенциал, оцениваемый в 200 Мвт. В регионе функционирует номинально самый крупный в России ветропарк, на котором установлены списанные в своё время Данией и переданные безвозмездно в «Янтарьэнерго» ветряки 1-го поколения. Эффективность ветропарка не достигает 10%. При установленной мощности 5,1Мвт часовая выработка в среднем за последние годы не превышает 500 квт.ч. В мире уже эксплуатируются ветрогенераторы 3-4 поколения с эффективностью 22-24%, единичная мощность которых достигает суммарной мощности ветропарка Калининградской области. В регионе для целей электроэнергетики абсолютно не используются собственные залежи местного торфа, оценённые запасы которого превышают 330 млн тонн. Для сравнения: в Финляндии для этих целей в год добывается свыше 13 млн тонн, а на торфе вырабатывается около 8 млрд квт.ч электроэнергии и 40% потребляемой страной тепловой энергии. Неэффективно, только на выработке тепловой энергии крупными котельными разных ведомств сжигается более 500 млн кубометров газа. Централизованное теплоснабжение и круглогодичное горячее водоснабжение есть только в Калининграде. Из-за непреодолённого конфликта интересов в течение 5 лет с момента пуска Калининградская ТЭЦ, испытывающая ограничения по газу, не осуществляла отпуск тепла потребителям, сбрасывая в градирни в год только от одного энергоблока свыше 2 млн гигакалорий тепла. Запуск теплотрассы от КТЭЦ-2 в Калининград пока не изменил ситуацию. Отпуск тепла ТЭЦ-2 не превышает 30-40 Гкал/час при технической возможности более 680 Гкал/час. При этом котельные МУП «Калининградтеплосеть» и Калининградской генерирующей компании для целей отопления того же Калининграда сжигают 350 млн кубометров газа. Из-за необходимости устранения дефектов газопровода на территории области, находящегося в эксплуатации более 25 лет, единственный энергоисточник региона КТЭЦ-2 с момента пуска в 2005 году останавливался 25 раз!
Из-за неразвитости, предельного износа систем теплоснабжения, отсутствия в регионе целевой программы развития централизованного теплоснабжения, в части городов и населённых пунктов области с населением менее 850 тысяч человек функционируют более 1000 ведомственных, районных квартальных, внутридомовых котельных, не считая нескольких тысяч квартир и коттеджей с индивидуальным газовым отоплением. Уровень потерь в тепловых сетях отдельных муниципалитетов превышает 50%. Более 100 тысяч человек в частных домовладениях имеют печное отопление. Запредельная и постоянно растущая стоимость тепловых услуг от таких котельных, достигающая 2200-2500 руб. за гигакалорию, ставит регион на грань массовых протестных выступлений населения с каждым очередным отопительным сезоном. Имеют место хронические неплатежи населения за тепловые услуги, не соизмеримые с уровнем зарплаты в регионе. Долги муниципальных образований за поставленные энергоресурсы выросли до 800 млн рублей.
В 2006-2010 годах окончательно утрачены как энергоисточники электростанции, построенные в 1937-1950 годах: Светловская ГРЭС-2 - 115 Мвт, Гусевская ТЭЦ – 16 Мвт, ТЭЦ ЦБЗ «Цепрус» - 12 Мвт, ТЭЦ Советского ЦБЗ - 36 Мвт суммарной установленной мощностью 180 Мвт. В указанный период сформировалась конфигурация Калининградской энергосистемы с одним энергоисточником КТЭЦ-2 без какого-либо резерва - с поставкой в зимнее время до 300 Мвт недостающей электроэнергии из литовской энергосистемы в периоды ограничений электростанции по газу. При этом отсутствуют долгосрочные межгосударственные соглашения о поставках недостающей электроэнергии и резервировании мощности Калининградской ТЭЦ-2 в энергосистемах других государств.
В сложившихся условиях состояние и построение системы энергоснабжения региона по балансу мощностей находится в неудовлетворительном состоянии, не соответствует нормативным требованиям по организации энергосистем. Энергосистема не обеспечена необходимым количеством генерирующих источников для обеспечения собственной потребности в электроэнергии, а также создания необходимой манёвренности и саморегулируемости системы, способной функционировать в изолированном режиме. Состояние электросетевого комплекса, неразвитая сетевая инфраструктура, недоступность электроэнергии для новых потребителей в связи с исчерпанием трансформаторной мощности самых крупных высоковольтных подстанций, через которые пропускается более 90% всей электроэнергии, делают невозможным дальнейшее развитие региона, снижают надёжность энергоснабжения группировки Балтийского флота.
Угрозы развитию
Под угрозой дальнейшее развитие региона, реализация в области федеральных проектов – судоверфь, глубоководный морской порт, освоение курортной зоны, яхтенной и портовой инфраструктуры и др. суммарной потребностью в электроэнергии более 500 Мвт. Для этих проектов возможность энергообеспечения отсутствует.
В 2009 году в регионе принят к исполнению научный труд «Генеральная схема развития энергосистемы Калининградской области на период до 2012 г. с перспективой до 2022 г. и Программа развития электросетевого хозяйства Калининградской области на период 2008-2012 гг.», разработанный с участием правительства Калининградской области и ОАО «Янтарьэнерго». Разработчик: ведущий в России проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по проектированию энергетических систем и электрических сетей ОАО «Энергосетьпроект» (Москва).
Реализация положений Генеральной схемы гарантирует надёжное обеспечение региона собственной электроэнергией, ликвидацию рисков ограничения поставок газа, реализацию государственной политики по диверсификации видов топлива в энергетике, снижение в топливном балансе региона доли природного газа, развитие централизованного теплоснабжения. Кроме строительства второго энергоблока ПГУ-450 КТЭЦ-2 и Балтийской АЭС Генеральной схемой в 2008-2012 гг. предусмотрено рассредоточенное строительство дополнительных энергоисточников – Приморской ТЭЦ, Светловской ТЭЦ, Черняховской ТЭЦ, Гусевской ТЭЦ, Неманской ТЭЦ на кузнецком угле (две) и местном торфе (три). Строительство ТЭЦ суммарной мощностью 800 Мвт предусмотрено в перспективных и энергодефицитных районах, где резервы электроэнергии отсутствуют и крайне тяжёлая ситуация с теплоснабжением. Строительство ТЭЦ предусмотрено за счёт частных инвестиций, предусмотрено схемой территориального планирования Калининградской области. Разработаны все возможные энергетические балансы с учётом всех вышеперечисленных генерирующих источников.
Генеральная схема с учётом новых ТЭЦ предусматривает энергетическую самодостаточность Калининградской области с возможностью работы энергосистемы в изолированном режиме. В связи с единичной мощностью атомных энергоблоков 1,2 млн. квт.ч и невозможностью их подключения к Калининградской энергосистеме, Балтийская АЭС в Генеральной схеме, как заявлено концерном «Росатом», просчитана, как экспортно ориентированный проект с выдачей в Европу не менее 2000 Мвт через сети, которые необходимо построить на территории сопредельных государств (Литва, Польша). (...) (Подробнее читайте раздел о БАЭС на сайте www.dvornik.ru под статьёй «Колосс на глиняных ногах». - Прим. ред.)
Внешние угрозы
Имеет место очевидная недооценка внешних угроз, связанных с последовательной реализацией Евросоюзом третьего энергетического пакета, конечной целью которого является отделение энергосистем прибалтийских государств от энергосистемы России. Данные действия ЕС изолируют Калининградскую энергосистему к 2013-2014 годам. Энергосистема области в указанных мероприятиях не участвует.
В октябре 2010 года в Вильнюсе состоялась Ассамблея парламентов Литвы, Польши и Украины с единственным вопросом в повестке дня - поиска вариантов достижения энергетической независимости от России Евросоюза в целом и региона Прибалтики в частности. Приняты решения о восстановлении ранее разрушенных связей и заводе в энергосистемы Белоруссии и Литвы электроэнергии от АЭС Украины. Нет оснований сомневаться, что за этим последуют реальные действия и что это произойдёт в ближайшие годы. Тем самым российская энергетика вытесняется с европейского энергорынка.
Литовской стороной в 2010 году построен распределительный пункт РП 330 кв «Битенай», с помощью которого «шунтируются» две из трёх ЛЭП 330кв (ВЛ-326,325), идущих в калининградскую энергосистему из Литвы. По любой команде извне с помощью этого РП переток электроэнергии в Калининградскую область может быть ограничен на 450-500 Мвт и до полного прекращения. При этом возможный обратный транзит электроэнергии по данным сетям от будущей Балтийской АЭС литовской стороной уже заблокирован.
Угроза энергетической изоляции Калининградской области приобретает реальные очертания. В сложившейся обстановке для региона не существует хороших решений кроме экстренного строительства новых энергообъектов, модернизации и нового строительства электросетевого комплекса, создания новых производств, с рациональным их размещением по территории области. Для этих целей требуются колоссальные финансовые ресурсы, которыми область не располагает и не будет иметь в будущем.
Поиск инвесторов для строительства дополнительных ТЭЦ, предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы и размещаемых в самых энергодефицитных районах, с возможностью подключения потребителей в неограниченных объёмах напрямую от фидеров станции в радиусе 20 км, в 2011 году был успешно завершён. Реализовать проект по схеме проектного финансирования за счёт собственных и кредитных источников Чешского экспортного банка без участия областного бюджета была готова авторитетная в международном промышленном секторе компания Доминанта Групп Холдинг (Чехия, Брно). Инвестиционный кредит 1,5 млрд евро для строительства ТЭЦ, модернизации тепловых сетей и систем учёта в Калининградской области в Чешском экспортном банке находился в стадии оформления. Об этом инвесторы и банкиры официально и заблаговременно уведомили губернатора и правительство Калининградской области.
Проект строительства новых энергоисточников находится в высокой степени организационной и технической готовности, не требует дополнительной проработки. Срок реализации проекта инвесторами предлагался в 2012-2016 годах с пуском двух первых ТЭЦ в 2013 году. Для выдачи мощности ТЭЦ требуется минимальное сетевое строительство. Предлагаемые ТЭЦ размещались бы в центре нагрузок и совместно с КТЭЦ-2 формировали самодостаточную и управляемую, самобалансируемую энергосистему.
Ввиду особой важности проекта, обеспечивающего перспективу развития региона и восполнение недостающих мощностей в разрыве 6-8 лет до предполагаемого пуска Балтийской АЭС, требовалось скорейшее подписание губернатором области уже подписанного остальными участниками четырёхстороннего Меморандума о стратегическом партнёрстве в этом проекте между правительством области, Чешским экспортным банком, калининградским филиалом ФГУ «РЭА» Минэнерго России и компанией Доминанта Групп Холдинг (Чехия, Брно).
Однако деструктивная позиция правительства области и профессиональная некомпетентность региональных чиновников привела к отказу инвесторов от реализации проекта. В результате этого, в ситуации глубочайшего инвестиционного кризиса, область самой властью лишена перспектив и самого крупного в истории межгосударственных отношений России и Чехии инвестиционного кредита, превышающего несколько годовых доходов регионального бюджета. (...)
Заключение
Существующая конфигурация энергосистемы с одним энергоисточником – Калининградской ТЭЦ-2 – не в состоянии гарантировать нормальное электроснабжение потребителей во всех режимах и обладает принципиально низкой устойчивостью с точки зрения конечных задач электроснабжения.
Энергодефицитность системы практически во всём обозреваемом периоде не гарантирует надёжности энергоснабжения потребителей при сокращении поставок газа, ограничении, прекращении внешних перетоков электроэнергии или аварийном отключении энергоблоков на Калининградской ТЭЦ-2.
Указанные выводы в полной мере подтверждены произошедшей 13 августа 2011 года в энергосистеме региона самой тяжёлой из всех возможных системной аварией, когда при нормальном режиме энергосистемы сбой на одной ЛЭП-330кв привёл к полному обесточиванию области с остановом Калининградской ТЭЦ-2.
Тяжёлое положение энергосистемы усугубляется опасно высоким уровнем износа и исчерпанием технических возможностей электросетевого комплекса, недоступностью электроэнергии для новых потребителей.
В случае аварийных ситуаций на энергоисточнике или введении системных ограничений, при отсутствии требуемого резервирования возможны нарушения энергоснабжения и дезорганизация войск и сил Балтийского флота, особенно при совпадении аварийных ситуаций с подъёмом соединений по тревоге или их мобилизационным развёртыванием.
Исправление ситуации возможно с выполнением Положений Генеральной схемы развития энергосистемы Калининградской области и в самую первую очередь:
1) реализацией строительства дополнительных энергоисточников, предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы;
2) изысканием источников финансирования для модернизации сетевого комплекса;
3) значительным снижением потерь в сетях ОАО «Янтарьэнерго»;
4) разработкой Программы энергосбережения Калининградской области, обеспеченной необходимым финансированием и конкретными мероприятиями энергосбережения и энергоэффективности.
* Юрий Николаевич ЗЛОБИН,
заслуженный работник Минтопэнерго.
В полном виде экспертное заключение опубликовано на сайте газеты «Дворник» www.dvornik.ru под статьёй «Колосс на глиняных ногах».
Раздел экспертного заключения
с анализом строительства Балтийской атомной станции в Калининградской области вы найдёте на сайте www.dvornik.ru (по ссылке на статью «Колосс на глиняных ногах»)
Полный текст
Экспертное заключение о состоянии энергообеспечения Калининградской области
г. Калининград, 2011г.
Настоящее состояние тепло и электроэнергетического комплекса Калининградской области за исключением Калининградской ТЭЦ – 2 оценивается как исключительно сложное, во многом не соответствующее требованиям современных норм по организации энергосистем, специфике и условиям геополитического, эксклавного положения региона.
Состояние характеризуется:
-наличием единственного генерирующего источника Калининградской ТЭЦ-2;
- полным отсутствием на территории региона резервных источников генерации при установленном для Калининградской области нормативе резервирования 450 Мвт;
- предельно высоким уровнем морального и физического износа электросетевого комплекса;
- ограниченной пропускной способностью магистральных сетей;
- исчерпанием трансформаторной мощности и ресурса эсплуатации большинства высоковольтных центров питания;
- неразвитой сетевой инфраструктурой разных классов напряжения;
- функционированием на 1/3 территории области электросетевых объектов, доставшихся в наследство ещё от немецкой эпохи с напряжением 60 кв;
- отсутствием мощных и надёжных внутрисистемных связей;
- наличием только одного системообразующего центра ПС-330кв «Советская»;
- высоким уровнем реактивной мощности в системе, увеличивающим потери электроэнергии в сетях;
- наихудшим в России, недопустимо высоким (22% от отпуска) уровнем потерь электроэнергии в сетях при мировом уровне 4-9% .Потери составляют свыше 750 млн. кВт/ч в год;
- 100% зависимостью генерирующего комплекса от монотоплива – газа, поставляемого через территории двух, не всегда дружественных государств, с возможностью регулирования объёмов газа каждой страной - транзитёром. Из-за неурегулированных газовых споров с Беларусью энергетика Калининградской области дважды в 2006г и 2010г находилась на грани полной остановки;
- систематическим ограничением до технологического минимума единственного энергоисточника Калининградской ТЭЦ-2 в зимнее время из-за ограничения поставок газа;
- зависимостью энергосистемы от перетоков электроэнергии извне, достигающих в зимнем режиме до 300Мвт (40% от потребления) в периоды ограничения поставок газа;
- отсутствует возможность подключения новых потребителей к источникам электроэнергии практически на всей территории региона из-за перегруженности силовых трансформаторов, необходимости модернизации подстанций, отсутствия, либо перегруженности сетей;
- гарантирующим поставщиком – сетевой организацией ОАО «Янтарьэнерго» из-за отсутствия технической возможности тех. присоединения к объектам электросетевого хозяйства отказано заявителям в подключении к источникам электроэнергии в 2006г – 34,7Мвт, 2007г– 63,8 Мвт, 2008г – 43,7 Мвт, 2009г – 63,3 Мвт, 2010г – 53,1 Мвт. Суммарно отказано в подключении 260Мвт, что составляет 33% от максимума энергопотребления в 2010г. Именно это обстоятельство уже сегодня практически остановило приток инвестиций и инвесторов в Калининградскую область, которая является особой экономической зоной. Объём прямых инвестиций в экономику региона упал до катастрофических значений – менее 2% ВВП.
- не ведётся нового, определяющего перспективу строительства системообразующих сетей, высоковольтных трансформаторных подстанций, распределительных сетей;
- разрушены ранее существовавшие плотины и практически не используются гидропотенциал рек за исключением Правдинской ГЭС с одним гидроагрегатом 1,1Мвт. В немецкую эпоху несмотря на равнинный рельеф и отсутствие крупных рек на территории функционировало более 15 ГЭС суммарной мощностью 27Мвт;
- не используется ветропотенциал региона оцениваемый в 200Мвт. В регионе функционирует номинально самый крупный в России ветропарк, на котором установлены списанные в своё время Данией и переданные безвозмездно в «Янтарьэнерго» ветряки 1-го поколения. Эффективность ветропарка не достигает 10%. При установленной мощности 5,1Мвт часовая выработка в среднем за последние годы не превышает 500 квт.ч. В мире уже эксплуатируются ветрогенераторы 3-4 поколения с эффективностью 22-24%, единичная мощность которых достигает суммарной мощности ветропарка Калининградской области;
- в регионе для целей электроэнергетики абсолютно не используются собственные залежи местного торфа, оценённые запасы которого превышают 330 млн.тн. Для сравнения для этих целей в Финляндии в год добывается свыше 13млн. тн, а на торфе вырабатывается около 8млр.квт.ч электроэнергии и 40% потребляемой страной тепловой энергии;
- неэффективно, только на выработке тепловой энергии крупными котельными разных ведомств сжигается более 500 млн мз газа;
- централизованное теплоснабжение и круглогодичное горячее водоснабжение присутствуют только в г. Калининграде;
- из-за непреодолённого конфликта интересов в течение 5-ти лет с момента пуска Калининградская ТЭЦ, испытывающая ограничения по газу, не осуществляла отпуск тепла потребителям, сбрасывая в градирни в год только от одного энергоблока свыше 2-х млн.гигакалорий тепла. Запуск теплотрассы от КТЭЦ-2 в г. Калининград пока не изменил ситуацию. Отпуск тепла ТЭЦ-2 не превышает 30-40 Гкал/час при технической возможности более 680Гкал/час. При этом котельные МУП «Калининградтеплосеть» и Калининградской генерирующей компании для целей отопления того же Калининграда сжигают 350 млн. мз газа;
- из-за необходимости устранения дефектов газопровода на территории области, находящегося в эксплуатации более 25 лет, единственный энергоисточник региона КТЭЦ-2 с момента пуска в 2005году останавливалась 25 раз!
- из-за неразвитости, предельного износа систем теплоснабжения, отсутствия в регионе целевой программы развития централизованного теплоснабжения, в городах и населённых пунктах области с населением менее 850тыс. человек функционируют более 1000 ведомственных, районных квартальных, внутридомовых котельных, не считая нескольких тысяч квартир и коттеджей с индивидуальным газовым отоплением. Уровень потерь в тепловых сетях отдельных муниципалитетов превышает 50%.Более 100тыс.чел в частных домовладениях имеют печное отопление;
- запредельная и постоянно растущая стоимость тепловых услуг от таких котельных, достигающая 2200-2500 руб. за гигакалорию, ставит регион на грань массовых протестных выступлений населения с каждым очередным отопительным сезоном. Имеют место хронические неплатежи населения за тепловые услуги не соизмеримые с уровнем зарплаты в регионе. Долги муниципальных образований за поставленные энергоресурсы выросли до 800млн. рублей;
- в 2006-2010 годах окончательно утрачены как энергоисточники электростанции, построенные в 1937-1950гг –Светловская ГРЭС-2- 115 Мвт, Гусевская ТЭЦ – 16 Мвт, ТЭЦ ЦБЗ «Цепрус» - 12 Мвт, ТЭЦ Советского ЦБЗ – 36 Мвт суммарной установленной мощностью 180 Мвт. В указанный период сформировалась конфигурация Калининградской энергосистемы с одним энергоисточником КТЭЦ – 2 без какого-либо резерва. С поставкой в зимнее время до 300 Мвт, недостающей электроэнергии из Литовской энергосистемы, в периоды ограничений электростанции по газу. При этом отсутствуют долгосрочные межгосударственные соглашения о поставках недостающей электроэнергии и резервировании мощности Калининградской ТЭЦ-2 в энергосистемах других государств;
- в сложившихся условиях состояние и построение системы энергоснабжения региона по балансу мощностей находится в неудовлетворительном состоянии, не соответствует нормативным требованиям по организации энергосистем. Энергосистема не обеспечена необходимым количеством генерирующих источников для обеспечения собственной потребности в электроэнергии, а также создания необходимой манёвренности и саморегулируемости системы, способной функционировать в изолированном режиме. В энергосистеме отсутствует необходимое резервирование мощности Калининградской ТЭЦ-2. Состояние электросетевого комплекса, неразвитая сетевая инфраструктура, недоступность электроэнергии для новых потребителей в связи с исчерпанием трансформаторной мощности самых крупных высоковольтных подстанций, через которые пропускается более 90% всей электроэнергии, делают невозможным дальнейшее развитие региона, снижают надёжность энергоснабжения группировки Балтийского флота.
Под угрозой дальнейшее развитие региона, реализация в области Федеральных проектов – судоверфь, глубоководный морской порт, освоение курортной зоны, яхтенной и портовой инфраструктуры и др. суммарной потребностью в электроэнергии более 500 Мвт. Для этих проектов возможность энергообеспечения отсутствует.
В 2009году в регионе принят к исполнению научный труд –«Генеральная схема развития энергосистемы Калининградской области на период до 2012г с перспективой до 2022г и Программа развития электросетевого хозяйства Калининградской области на период 2008-2012гг», разработанный с участием Правительства К.О.и ОАО «Янтарьэнерго». Разработчик – ведущий в России Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по проектированию энергетических систем и электрических сетей ОАО «Энергосетьпроект» г. Москва.
Реализация положений Генеральной схемы гарантирует надёжное обеспечение региона собственной электроэнергией, ликвидацию рисков ограничения поставок газа, реализацию государственной политики по диверсификации видов топлива в энергетике, снижение в топливном балансе региона доли природного газа, развитие централизованного теплоснабжения. Кроме строительства второго энергоблока ПГУ-450 КТЭЦ-2 и Балтийской АЭС Генеральной схемой в 2008-2012гг предусмотрено рассредоточенное строительство дополнительных энергоисточников – Приморской ТЭЦ, Светловской ТЭЦ, Черняховской ТЭЦ, Гусевской ТЭЦ, Неманской ТЭЦ на кузнецком угле (две) и местном торфе (три). Строительство ТЭЦ суммарной мощностью 800 Мвт предусмотрено в перспективных и энергодефицитных районах, где резервы электроэнергии отсутствуют и крайне тяжёлая ситуация с теплоснабжением. Строительство ТЭЦ предусмотрено за счёт частных инвестиций, предусмотрено схемой территориального планирования Калининградской области. Разработаны все возможные энергетические балансы с учётом всех вышеперечисленных генерирующих источников.
Генеральная схема с учётом новых ТЭЦ предусматривает энергетическую самодостаточность Калининградской области с возможностью работы энергосистемы в изолированном режиме. В связи с единичной мощностью атомных энергоблоков 1,2 млн. квт.ч и невозможностью их подключения к Калининградской энергосистеме, Балтийская АЭС в Генеральной схеме , как заявлено концерном «Росатом» просчитана, как экспортно ориентированный проект с выдачей в Европу не менее 2000 Мвт через сети, которые необходимо построить на территории сопредельных государств (Литва, Польша).
Электросетевой комплекс
Программой развития электросетевого хозяйства Калининградской области для надёжного электроснабжения как действующих, так и вновь вводимых потребителей до 2012 года предусмотрено строительство:
Подстанций 110кв
- в Калининграде - 9, построена 1, к остальным не приступали;
- в области - 11, в стадии незавершённого строительства – 2, к остальным не приступали.
ЛЭП – 110кв
предусмотрено – 3, в стадии многолетнего строительства 1.
Реконструкция ЛЭП 110кв с заменой
опор и проводов на большее сечение
предусмотрено – 11, выполнено – 0
Перевод ЛЭП с напряжением 60кв на 110кв
с заменой оборудования подстанций на 110кв
предусмотрено – 5 ПС и 100% ЛЭП, выполнено – 0
Замена трансформаторов на ПС – 110кв
предусмотрено в Калининграде – 7ПС, выполнено – 1
трансформаторов – 14, выполнено – 2:
в области предусмотрено – 18ПС, выполнено - 5
трансформаторов – 30, выполнено – 5.
Для приведения электросетевого хозяйства в надлежащее состояние с Генеральной схемой суммарные капитальные вложения в развитие электрической сети в ценах 2006 года составляли 32,5 млрд.рублей, что с учётом инфляции прошлых лет экспертно оценивается уже в 40 млрд.рублей. В действительности, в виду весьма ограниченных инвестиционных возможностей ОАО «Янтарьэнерго» в 2007-2011гг, в реальное развитие электросетевого комплекса, без учёта затрат на выдачу мощности 2-го энергоблока КТЭЦ-2, оплаченных ОАО «Газпром», вложено не более 1,2 млрд. руб., что подразумевает его модернизацию следующие 35-45 лет. Всё это в ситуации, когда в настоящем состоянии электросетевой комплекс способен обеспечить не развитие, а только текущее потребление. Кроме этого через 7-8 лет 100% силовых трансформаторов ОАО «Янтарьэнерго» будет находиться за пределом расчётного срока эксплуатации.
Возможности электросетевого комплекса исчерпаны. В сложившихся обстоятельствах осуществлённый в 1-ом квартале 2011г ввод в эксплуатацию второго энергоблока ПГУ-450 Калининградской ТЭЦ-2 улучшил ситуацию по источникам генерации и по импорто замещению поставок электроэнергии. Но неизменной оставил прежнюю недоступность будущих потребителей к источникам электроэнергии. При этом электросетевой комплекс Калининградской области абсолютно не способен принять мощности будущей Балтийской АЭС. Для решения подобной задачи в регионе потребуется создать принципиально новый мощный электросетевой комплекс с надёжными внутрисистемными связями, переводом магистральных сетей с напряжения 330кв на 500-750 кв с заменой трансформаторного парка. Экспертная оценка стоимости такого строительства не менее 45-50млрд. рублей. Однако до настоящего времени по этому вопросу не ведётся даже предварительных проработок.
С учётом предстоящего проектного отпуска тепла в Калининград и снижением возможности выработки электроэнергии суммарная мощность 2-х энергоблоков КТЭЦ–2 составит не 900Мвт, а только 800Мвт. Ещё предстоит убедиться в возможности газотранспортной системы России гарантировано увеличить поставки газа на 900 млн.мз только на КТЭЦ-2 для обеспечения максимальной загрузки станции. Продолжающиеся в настоящее время зимние ограничения КТЭЦ-2 по газу до технологического минимума, пока таких возможностей не подтверждают. Надёжность поставок газа может обеспечить возможный ввод в 2013-2014 годах подземного газохранилища.
Глубоко ошибочно распространённое убеждение отдельных структур, что ввод 2-ого энергоблока КТЭЦ-2 решает все проблемы энергоснабжения региона. Данные выводы опровергаются ниже изложенными аргументами и доказательствами.
Энергетика не знает примеров, при которых генерирующие мощности с максимальной нагрузкой в течение нескольких лет работали бы в режиме вечного двигателя. При самой высокой надёжности агрегатов (с коэффициентом использования мощности 0,85) наработка энергоблоков в межремонтном периоде не превышает 7500 часов в год, остальное(1260час.)– профилактические остановы и технические ремонты со значительным снижением мощности КТЭЦ-2. Всё это при отсутствии резервирования собственными и другими источниками генерации.
Хозяйственный комплекс Калининградской области, преодолевая последствия глубокого падения производства в 2008-2009гг, последовательно наращивает энергопотребление с темпом прироста 5-6%. В 2010г текущее энергопотребление в регионе возросло на 5,9%, в 2011г на 1,6%. И это фактически является энергетическим тупиком. Из-за отсутствия перспектив подключения к энергоисточникам из региона ушли практически все потенциальные инвесторы имевшие намерения открытия в области самых различных производств.
Обращаясь к энергетическим балансам Генеральной схемы видно, что с пуском 2-ого энергоблока при условии непрерывной работы и максимальной нагрузки КТЭЦ-2, что технически невозможно, энергосистема самобалансируется только в 2011году. При фактических темпах роста энергопотребления уже в 2012 году потребуется установленная мощность генерирующих источников 940 Мвт, а в 2015г уже 1280 Мвт. Таким образом, дефицит мощности в системе к 2015году составит 480-500 Мвт. На всё время остаётся проблема внешних перетоков из сопредельных энергосистем, резервирования там же планового или аварийного отключения энергоблоков КТЭЦ-2, с постоянной угрозой отключения или ограничения потребителей региона.
В отсутствие какого-либо резервирования генераторов и большой единичной мощности энергоблоков КТЭЦ-2 аварийный останов даже одного энергоблока может повлечь непредсказуемые последствия работы противоаварийной автоматики с остановом станции и полным обесточиванием региона, со всеми вытекающими из этого последствиями. Такие сценарии реальны и этому достаточно практических примеров.
С позиции обеспечения энергетической безопасности региона сохраняются проблемы, вызванные 100% зависимостью энергетики от поставок газа. А также серьёзные, требующие безотлагательных решений проблемы теплофикации городов и населённых пунктов, круглогодичного горячего водоснабжения на всей территории области за исключением г. Калининграда, не платёжеспособности населения в связи самой высокой стоимостью этих услуг в Северо-Западном Федеральном округе.
Особенно осложнена перспектива теплоснабжения городов Светлый, Гусев, Советск, Неман в связи с предбанкротным состоянием Калининградской генерирующей компании, процедурой банкротства и распродажей активов Советского ЦБЗ, Неманского ЦБЗ, чьи неэффективные, морально и физически изношенные теплоисточники обеспечивают отопление указанных городов.
Единственно верным решением в данной ситуации является скорейшее строительство в указанных городах новых современных энергоисточников, за счёт инвестиционного финансирования с перспективой на 80-100 лет, предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы Калининградской области до 2022 года.
Внешние угрозы
Имеет место очевидная недооценка внешних угроз, связанных с последовательной реализацией Евросоюзом третьего энергетического пакета, конечной целью которого является отделение энергосистем Прибалтийских государств от энергосистемы России. Данные действия Евросоюза изолируют Калининградскую энергосистему к 2013-2014гг. Карта уже задействованных и строящихся электрических связей Евросоюза наглядно это демонстрирует. Энергосистема Калининградской области в указанных мероприятиях не участвует.
Кроме этого по причине неурегулированных вопросов транзита 1.01.2010г Белорусской стороной на длительное время отключалась ВЛ-707, по которой в энергосистему Белоруссии осуществлялась передача электроэнергии от Смоленской АЭС.
В октябре 2010г в г. Вильнюсе состоялась Ассамблея парламентов Литвы, Польши и Украины с единственным вопросом в повестке дня - поиска вариантов достижения энергетической независимости от России Евросоюза в целом и региона Прибалтики в частности. Приняты решения о восстановлении ранее разрушенных связей и заводе в энергосистемы Белоруссии и Литвы электроэнергии от АЭС Украины. Нет оснований сомневаться, что за этим последуют реальные действия и что это произойдёт в ближайшие годы. Тем самым, Российская энергетика вытесняется с Европейского энергорынка.
Литовской стороной в 2010г построен распределительный пункт РП 330 кв «Битенай», с помощью которого «шунтируются» две из трёх ЛЭП 330кв (ВЛ-326,325), идущих в Калининградскую энергосистему из Литвы. По любой команде извне с помощью этого РП переток электроэнергии в Калининградскую область может быть ограничен на 450-500 Мвт и до полного прекращения. При этом возможный обратный транзит электроэнергии по данным сетям от будущей Балтийской АЭС литовской стороной уже заблокирован.
Угроза энергетической изоляции Калининградской области приобретает реальные очертания. В сложившейся обстановке для региона не существует хороших решений кроме экстренного строительства новых энергообъектов, модернизации и нового строительства электросетевого комплекса, создания новых производств, с рациональным их размещением по территории области. Для этих целей требуются колоссальные финансовые ресурсы, которыми область не располагает, и не будет иметь в будущем.
При необходимости сохранения энергообеспечения региона при любых ситуациях, важно обеспечить бесперебойное энергоснабжение базы Балтийского флота, объединённой группировки береговых и сухопутных сил флота, ВВС, ПВО, РВСН, пограничной службы и МВД. В реально существующих обстоятельствах это не гарантируется.
Поиск инвесторов для строительства дополнительных ТЭЦ, предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы и размещаемых в самых энергодефицитных районах, с возможностью подключения потребителей в неограниченных объёмах напрямую от фидеров станции в радиусе 20 км, в 2011г. был успешно завершён. Реализовать проект по схеме проектного финансирования за счёт собственных и кредитных источников Чешского экспортного банка без участия областного бюджета была готова авторитетная в Международном промышленном секторе компания Доминанта Групп Холдинг (Чехия, Брно). Инвестиционный кредит 1,5 млрд. евро для строительства ТЭЦ, модернизации тепловых сетей и систем учёта в Калининградской области в Чешском экспортном банке находился в стадии оформления. Об этом инвесторы и банкиры официально и заблаговременно уведомили Губернатора и Правительство Калининградской области.
Проект строительства новых энергоисточников находится в высокой степени организационной и технической готовности, не требует дополнительной проработки. Срок реализации проекта инвесторами предлагался в 2012-2016 годах с пуском 2-х первых ТЭЦ в 2013году. Для выдачи мощности ТЭЦ требуется минимальное сетевое строительство. Предлагаемые ТЭЦ размещались бы в центре нагрузок и совместно с КТЭЦ-2 формировали самодостаточную и управляемую, самобалансируемую энергосистему. С решением задачи гарантированного, качественного теплоснабжения потребителей в местах их размещения.
В виду особой важности проекта, обеспечивающего перспективу развития региона и восполнение недостающих мощностей в разрыве 6-8 лет до предполагаемого пуска Балтийской АЭС, требовалось скорейшее подписание Губернатором Калининградской области уже подписанного остальными участниками четырёхстороннего Меморандума о стратегическом партнёрстве в этом проекте между Правительством К.О., Чешским экспортным банком, Калининградским филиалом Ф.Г.У. «РЭА» Минэнерго России и компанией Доминанта Групп Холдинг (Чехия, Брно).
Однако деструктивная позиция Правительства Калининградской области и профессиональная некомпетентность региональных чиновников привела к отказу инвесторов от реализации проекта. В результате этого, в ситуации глубочайшего инвестиционного кризиса, область самой властью лишена перспектив и самого крупного в истории межгосударственных отношений России и Чехии инвестиционного кредита, превышающего несколько годовых доходов регионального бюджета.
В общем подтверждается возможность строительства в регионе Балтийской АЭС. Наряду с этим необходимо отметить ряд существенных замечаний по данному экспортно ориентированному проекту:
- строительство АЭС начато и ведётся без проекта;
- при отсутствии в регионе и сопредельных государствах крупных потребителей с ровным графиком потребления электроэнергии, наряду с АЭС в проекте не предусмотрено строительство других энергоисточников имеющих маневренную мощность до 1000Мвт, необходимых для компенсации суточных колебаний энергопотребления. КТЭЦ-2 и будущие ТЭЦ смогут обеспечить не более 20% необходимой для АЭС манёвренной мощности.
Для реализации проекта АЭС необходимо
решение следующих вопросов:
- создания совместного с Европой энергорынка;
- продажи нерегулируемой мощности АЭС в сопредельные государства с решением там же проблемы какое государство согласится предоставить под Балтийскую АЭС свои электростанции для использования их в качестве маневренной мощности, что представляется абсолютно невероятным событием;
- строительства сетевого хозяйства с отчуждением земель на территориях сопредельных государств (Польша, Литва) для выдачи в Европейскую энергосистему не менее 2000 Мвт мощности АЭС;
- заключение многолетних (на 5-7 лет) контрактов на закупку полного объёма электроэнергии будущей АЭС для открытия банковского финансирования собственно строительства АЭС;
- заключение контрактов с энергосистемами сопредельных государств о резервировании мощности АЭС;
- заключение договоров с энергосистемами сопредельных государств о взаимном предоставлении резерва мощности;
- площадка станции размещается в зоне международного воздушного коридора Калининградской области, предназначенного для пролёта на низких высотах гражданских и военных судов. Данный вариант категорически не допускается нормами размещения подобных объектов, так как АЭС не имеют защиты от падения тяжёлых самолётов. Факел испарения, располагающихся на площадке АЭС охлаждающих градирен, поднимается на высоту до 1,5 км, что сделает пролёт самолётов чрезвычайно опасным;
- проект оценки воздействия БАЭС на окружающую среду в соответствии с принятыми международными документами не согласован с Европейскими государствами;
- отсутствуют заявители на электроэнергию БАЭС;
- отсутствуют государства или частный иностранный капитал, желающие собственными финансами участвовать в строительстве АЭС;
- нет источников финансирования, технических и политических решений по осуществлению сетевого строительства на территориях сопредельных государств, для возможности выдачи мощности будущей БАЭС, стоимость которого экспертно оценивается не менее 3,5-4,5 млрд.евро;
- в целом организационно и технически не решены вопросы выдачи мощности Балтийской АЭС в европейские энергообъединения.
В связи с необходимостью заключения целого ряда международных соглашений, связанных с реализацией строительства АЭС и официальным отказом стран Балтии, Польши и других государств от приглашения участвовать в данном проекте, определяется особая необходимость значительного повышения уровня межгосударственного взаимодействия России с указанными государствами и Евросоюзом по ключевым вопросам будущей АЭС.
Самое главное, из чего могут происходить все решения, до сих пор неизвестно где может находиться энергосистема Калининградской области к моменту заявленного, но в реальной действительности невозможного к осуществлению, срока пуска первого энергоблока Балтийской АЭС в 2016году, в то время как планы Евросоюза по отделению Прибалтийских энергосистем определяют 2014-2015гг. Без решения выше перечисленного комплекса проблемных вопросов проект строительства Балтийской АЭС не может быть реализован.
АЭС с такими мощными энергоблоками может функционировать только будучи присоединённой к мощным энергосистемам с надёжными внутрисистемными связями. Это безальтернативное условие. Такой энергосистемой является европейское энергообъединение ENTSO-E (прежнее название UCTE). Таким образом за указанным объектом необходимо закрепить официальный статус экспортно ориентированной АЭС.
Однако, исходя из государственного подхода к обеспечению энергетической безопасности Калининградской области, необходимо с полной ответственностью понимать, что в случае подключения региональной энергосистемы в обход или через энергосистемы стран Балтии к ENTSO, Калининградская энергетика лишается самостоятельного статуса и переходит в оперативное подчинение (диспетчерское управление) европейского энергообъединения - фактически Евросоюза.
В этом случае режимы работы энергосистемы будут определяться диспетчерским управлением из Берлина. Со всеми вытекающими из этого требованиями и последствиями…
Заключение
Существующая в настоящее время конфигурация энергосистемы с одним энергоисточником - Калининградской ТЭЦ-2 не в состоянии гарантировать нормальное электроснабжение потребителей во всех режимах и обладает принципиально низкой устойчивостью с точки зрения конечных задач электроснабжения. Функционирование в энергосистеме единственного энергоисточника с крупными энергоблоками не обеспечено наличием в энергосистеме рассредоточенных манёвренных энергоблоков не связанных с потреблением газа, воспринимающими основную нагрузку суточных колебаний энергопотребления.
Энергодефицитность системы практически во всём обозреваемом периоде не гарантирует надёжность энергоснабжения потребителей при сокращении поставок газа, ограничении, прекращении внешних перетоков электроэнергии или аварийном отключении энергоблоков на Калининградской ТЭЦ-2.
Указанные выводы в полной мере подтверждены 13.08.2011г происшедшей в энергосистеме региона тяжёлой системной аварией, когда при нормальном режиме энергосистемы сбой на одной ЛЭП-330кв привёл к полному обесточиванию области с остановом КТЭЦ-2.
Тяжёлое положение энергосистемы усугубляется опасно высоким уровнем износа и исчерпанием технических возможностей электросетевого комплекса, недоступностью электроэнергии для новых потребителей.
В случае аварийных ситуаций на энергоисточнике или введении системных ограничений, при отсутствии требуемого резервирования возможны нарушения энергоснабжения и дезорганизация войск и сил Балтийского флота особенно при совпадении аварийных ситуаций с подъёмом соединений по тревоге или их мобилизационным развёртыванием.
Таким образом, с учётом военного аспекта, (а только так может строиться государственный подход к решению проблемы), кроме бездефицитности по генерирующей мощности к энергосистеме выдвигается требование наличия достаточного резерва генерирующих мощностей с обеспечением устойчивости во всех режимах функционирования.
Исправление ситуации возможно с выполнением Положений Генеральной схемы развития энергосистемы Калининградской области и в самую первую очередь:
1) Реализацией строительства дополнительных энергоисточников предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы.
2) Изысканием источников финансирования для модернизации сетевого комплекса.
3) Значительным снижением потерь в сетях ОАО «Янтарьэнерго».
4) Разработкой Программы энергосбережения Калининградской области, обеспеченной необходимым финансированием и конкретными мероприятиями энергосбережения и энергоэффективности.
Крайне тяжелая, усугубляемая внешними угрозами ситуация с энергообеспечением Калининградской области требует специального рассмотрения в Совете безопасности России.
Заслуженный работник Минтопэнерго,
профессиональный энергетик Ю.Н.Злобин
Комментарий: