«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1081 
Последний День в центре
Последний День в центре
В общественном сознании принято разделять празднование Дня города в Калининграде на две части: гала-концерт и пешеходная зона на следующий день. Как-то по умолчанию эти мероприятия противопоставляются друг другу. Первое — это «Мордор», ужас, «зомби-парад», атакующий главную сцену у Дома Советов. Второе — «лучшее изобретение Андрея Левченко», «свобода лучше, чем несвобода» и прочие хвалебные эпитеты. Хотя противоречие между двумя мероприятиями, которые являются составными частями одного праздника, скорее напоминает конфликт между полушариями головного мозга. В любом случае и пешеходная зона, и гала-концерт уже не воспринимаются как абсолютно независимые друг от друга события. Хорошо это или плохо, но концерт и пешеходная зона, кажется, потихоньку начинают влиять друг на друга. И если гала-концерт в этом году получился каким-то более человечным, чем обычно, то от пешеходной зоны, видимо, стоило ждать дрейфа в сторону тоталитаризма.
Во главе двинувшейся от здания КГТУ колонны — улыбающиеся девушки-гимнастки в трико канареечного цвета. Следом за ними — паровозик с детьми (что-то подобное когда-то курсировало в Центральном парке). Пассажиры высовываются из окошек и кричат что-то приветливое всем подряд, размахивая руками.
Следом за паровозом плетется колонна власти. В центре депутат Государственной Думы Александр Пятикоп. Время от времени парламентарий вскидывает руку и пытается махать кому-то из горожан в ответ на приветственные крики. Примерно в таком же духе машут обычно члены ЦК КПСС на старых кадрах видеосъемок государственных парадов. Герои этих кадров обычно стоят на стене мавзолея, а рядом с ними точно так же машет рукой еще живой Брежнев. За все время, пока процессия шла от КГТУ до кинотеатра «Заря», на лице Александра Пятикопа не дрогнул ни один мускул.
Рядом с ним глава Калининграда Александр Ярошук, председатель горсовета Андрей Кропоткин и врио вице-премьера по внутренней политике Александр Торба. Они тоже пытаются отвечать на приветствия горожан, но получается это у них куда более дружелюбно, чем у Пятикопа. Во всяком случае они хотя бы стараются улыбаться. Следом за ними идут политики калибра поменьше. К примеру, депутат горсовета Алексей Сагайдак, у которого недавно не получилось заявиться на губернаторские выборы.
Дальше колонна строится по принципу «каждой твари по паре». Это многочисленные уличные театры, которые привезены в Калининград организаторами Дня города: кто-то скачет на ходулях, у кого-то вместо лица огромный автомобильный знак «Стоянка запрещена». Театров в этом году действительно много. Хвост колонны — это такой настоящий памятник непрекращающемуся человеческому безумству и буйной фантазии: у кого-то на лицах жутковатый золотой грим, у кого-то попросту рога.
Шествие завершится около кинотеатра «Заря». Ярошук, Кропоткин и прочие, кто влился в их окружение, заворачивают в сторону небольшой сцены в сквере у памятного знака землякам-космонавтам. Официальная часть программы заканчивается, у каждого появляется выбор: можно остаться у сцены, чтобы слушать нагоняющие тоску речи ведущего о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее» (близость «застоя» в этот момент чувствуется еще отчетливей, чем когда Александр Пятикоп пытался улыбаться), или пойти вслед за театральной труппой с красивым бумажным китайским драконом на плечах в сторону Центрального парка. Выбор, в принципе, был очевиден.
Главное, что сейчас есть в пешеходной зоне, — это многообразие и плюрализм. То есть у организаторов есть возможность собрать на площадке вообще все силы в городе, которые делают хоть что-нибудь интересное. Был когда-то (точнее, до сих пор есть) в городе популярный фестиваль стрит-фуда — пусть выставляет свои палатки у стадиона «Балтика» и кормит толпу бургерами. Когда-то каждую неделю в городе устраивали что-то вроде гаражных распродаж со старым винилом? Замечательно, пусть встают в сквере у областной библиотеки. В этом смысле пешеходная зона пытается вобрать в себя всё хорошее, что есть в городе: от джаза до гастрономических проектов, от театров до каких-то любителей с акустическими гитарами. В сквере энергетиков у библиотеки — гаражная распродажа, где предлагается по-хитрому сделанная сладкая вата, старые советские пластинки и старые женские сапоги. Напротив памятника Петру I ярмарка с куда менее оригинальными товарами: нашествие неубиваемого, как кажется, прусского кота и каверы на группу «Сплин» в качестве саундтрека от какой-то местной рок-группы.
Главным достоинством пешеходной зоны, по мнению продюсера Андрея Левченко, является не количество мероприятий, а то, что власти разрешили показать горожанам, как вообще должен выглядеть проспект Мира в каком-то несуществующем, идеальном Калининграде из параллельной вселенной. Левченко, видимо, полагает, что он демонстрирует некий пример, а дальше уже дело за городскими властями (или жителями Калининграда, которые должны сначала на эти власти надавить). Но продюсерской мечте пока далеко до осуществления: горожанам приятно погулять в выходные по перекрытым улицам, но вряд ли понравится добираться до рабочих мест в объезд. Так что та аудитория, на которую рассчитывает Андрей Левченко, вполне возможно, его не поддержит.
А пока что пешеходная зона по-прежнему находится в тени гала-концерта. Какой-то плодотворной жизни в таком режиме не получится. Максимум, что можно гарантировать, — это медленное увядание действительно удачной идеи. 

Гала-концерт: Как городские власти сначала наконец-то устроили "праздник для людей", а потом сами все испортили


Если провести последние 10 минут до начала гала-концерта у Дома Советов где-нибудь в районе остановки у гостиницы «Калининград», то за этот короткий временной промежуток можно реально увидеть весь город. Точнее, основные социальные страты, которые живут в областном центре: от посасывающих вейп десятиклассников в подкатанных штанах до вымирающего уже вида фанатов русского рока с длинными, запутанными, как у Егора Летова, волосами и в грязных черных балахонах. От миловидных семейных пар с колясками до мужчин в спортивных штанах с затертыми коленками, фотографиями которых потом принято пугать людей, доказывая, что весь День города — «страх и Мордор». 

Дорогу к главной сцене со стороны гостиницы перегораживают несколько военных грузовиков. Здесь же стоят рамки металлодетектора. Последние лет 5 толпу на День города полицейские проверяли непосредственно у сцены. Получалось что-то в духе не то гетто, не то гигантского загона для людей. Картинку, где куча народу беснуется за решетками под присмотром полицейских и казаков с торчащими из-за пояса нагайками, сложно было назвать праздничной. 

Убрать решетки от сцены, освободить все проходы к ней — это, безусловно, лучшее, что придумали организаторы за последние 5 лет. Вместо гетто теперь получилась небольшая прогулочная зона: от Дома Советов до ГТРК  с захватом части улицы Сергеева и пятачка на Нижнем озере. И всё это пространство живет своей жизнью, без каких-либо попыток регулировать это сверху. Но главное — это все-таки отсутствие ограждений у сцены: концерт на главном городском празднике хотя бы с визуальной точки зрения стал похож на мероприятие, которое городские власти делают для людей (а не на попытку кинуть потенциальному электорату бесплатную подачку). 

По дороге неподалеку от сцены несется на велосипеде неведомое существо зеленого цвета. Состоит оно исключительно из головы с выпученными глазами и ног. Кажется, это кто-то из мультсериала «Смешарики». На островке безопасности у поворота на Сергеева пляшет улыбающаяся «морковка» в человеческий рост. На Нижнем озере люди остервенело крутят педали арендованных катамаранов, нарезая круги рядом с торчащим из водной глади фонтаном. Откуда-то со стороны возвышающейся махины Дома Советов доносится голос ведущего праздника Марка Борозны. Шоумен божится, что ждать осталось недолго и что минут через 10-15 уже начнется концерт. Но это тот редкий случай, когда никому дела нет, что там творится у этой сцены. Всем есть, чем заняться и без этих призывов. 

На сцене тем временем начинает свой сет калининградец Илья Хвостов и его группа «Мысли вслух». Играют они в основном англоязычный поп и поп-рок. Сложно придумать саундтрек, более соответствующий происходящему: это приятная, ни к чему не обязывающая музыка, на которую можно совершенно не обращать внимания. Группа умудряется даже «С Новым годом, крошка!» «Мумий Тролля» переанжировать таким образом, что никто из собравшихся ее не узнает и толком не реагирует. 

Понятно, что абсолютной свободы не бывает: вся эта прогулка рано или поздно закончится. Что дорожка обязательно упрется в железное ограждение и кордон полиции. «Вы на выход?» - бросается ко мне сотрудник правоохранительных органов, когда я дохожу до здания ГТРК. «Я просто гуляю!» - успеваю бросить, машинально начиная заворачивать в другую сторону. «Гуляй!» - милостиво кричит он мне в спину. 

«Мысли вслух» готовятся завершить свой сет. Один из последних аккордов недолгого выступления — кавер-версия на «Иномарки» «БИ-2» и Brainstorm. Хвостов говорит, что кто-то из его друзей сказал, что песня как будто специально была написана для Калининграда. Тут поспорить действительно сложно. Ленивая, полуакустическая медленная песня о том, как бьются в поцелуях автомашины — это, конечно, идеальный саундтрек для этого, в общем-то, бессмысленного движения от одного кофейного фургончика к другому. 

«Мысли вслух» пакуют гитары. Из белого шатра, разбитого прямо у подножия Дома Советов, на собирающиеся людские толпы поглядывают чиновники администрации областного центра и приглашенные на праздник гости. Несмотря на то, что в этот раз публика настроена достаточно миролюбиво, все-таки некий водораздел решили сохранить: ВИПы отдыхают в шатре, пока потенциальный электорат собирается где-то внизу. Даже дорожку для чиновников и депутатов, чтобы попасть к шатру, делают отдельную. 

Испуганно поглядывая на танцующих и улыбающихся людей, сквозь толпу продирается глава администрации Советска Николай Воищев в костюме в серую клетку и ботинках с металлическим отливом (его, впрочем, так никто и не узнал). Чиновник смотрит снизу на шатер, видимо, не очень понимая, как ему попасть к «своим»: он то ли отбился по пути, то ли не туда свернул, то ли ему забыли объяснить, как попасть на это подножье холма. Он нервно теребит у уха мобильный телефон, но ему, видимо, никто не отвечает. 

«Пресса, напиши, чего это они там ****** [очень много пьют]», - лезет ко мне крупный мужчина с лицом неестественно красного цвета. Он трясет головой, пытаясь указать кончиком носа на шатер. «****** [очень много пьют] они там, потому что депутаты», - стараюсь побыстрее отделаться от неприятного разговора. Но собеседник оказывается на удивление правосознательным: «А че, всем нельзя, а им можно?» - сверлит он меня взглядом. «Пугалка» про депутатов оставила его равнодушным. Разойтись удается только после того, как я обещаю написать о возмутившей его истории. 

Самая сложная роль, наверное, досталась Марку Борозне: ему надо представить аудитории в несколько тысяч человек группу «Жуки», чья популярность благополучно окончилась еще в первой половине «нулевых». С одной стороны, это надо сделать так, чтобы калининградцы не чувствовали себя «людьми второго сорта», которым достаются в качестве хедлайнеров группы с истекшим сроком годности. С другой, надо все-таки постараться сильно не приукрашивать. «Очень приятно, когда в город приезжают большие и дорогие гости...», - аккуратно пытается выпутаться из сложной ситуации ведущий. 

предсказывалось . «Трезвые есть?» - привез свой неизменный набор шуточек с фестиваля «Нашествие 2011» солист группы Валерий Жуков. Он, кажется, вообще не сильно изменился с того времени, как «Жуки» пропали со всех радаров. Он по-прежнему носится из одного угла сцены к другому, пытаясь смешить своими прибаутками зрителей. На нем вновь какие-то дурацкие не то штаны, не то шаровары. 

Прямая бочка и баян быстро сбили со зрителей тот налет интеллигентности, который, как казалось, был в начале. «А сейчас песня с серьезным названием!» - тожественно обещает солист. Песня, впрочем, называется «На Крыжополь поворот». Припев там, примерно, такой: «А колеса чу-чу-чу, тыгыдым-дым-дым», - но публике нравится. Особенно нравится повторять быстро вслед за солистом название административного центра Крыжопольского района. 

садистки ухмыляется он. Но «Жуки» подчинятся требованиям толпы. Гитара заводит хорошо знакомый перебор. 

«Иванушки International» старались придуриваться на сцене, как могли, то угрожая спеть «Крошку» из репертуара «Руки Вверх», то корча из себя группу «Дискотека Авария» , то заводя а-капелла «Голуби летят над нашей зоной». «Мой любимый философ Иммануил Кант здесь вообще тусил», - сообщает со сцены один из солистов. Кажется, это все-таки был Андрей Григорьев-Аполлонов, тот самый «рыжий». Пока «Иванушки» превращали женские сердца в кровавую кашу своими шлягерами о несчастной любви (песня про куклу Машу, кажется, может вышибать слезу, как из 19-летних девочек, так и из их бабушек и мам), Антона Алиханова и его свиту собираются выводить с территории праздника. Никто не обращает на это внимания.

Из колонок долбит во всю мощь «Тополиный пух».


 

Текст: Алексей ЩЕГОЛЕВ


Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia