«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1101 
В Калининграде нельзя снять Россию
В Калининграде нельзя снять Россию
В последнее время Калининградская область часто выступает в роли съемочной площадки для федеральных кинопроектов. В регионе снимался боевик «Воин», который продюсировал Федор Бондарчук. Сериал «Налет» с Владимиром Машковым в главной роли, который выходил на Первом канале, также полностью был отснят в Калининграде. Неожиданно кинопродюсеры при выборе площадок для своих новых проектов всё чаще стали выбирать Калининград. Афиша RUGRAD.EU выяснила, кто помогает съемочным группам снимать фильмы в Калининградской области и как на самом деле устроен этот бизнес. 

Продюсерский дуэт

В своем первом фильме каскадер и будущий кинопродюсер Ахмед Бугов снялся около 18 лет назад, но название этой ленты вспомнить уже не может. Его можно понять, потому что за это время каскадер успел сняться примерно в 50 картинах. 

«Трюковать» Бугов начал еще в детстве, но попасть в среду каскадеров тогда даже не мечтал: казалось, что «это космос». Через какое-то время нашел «учителя». «Он жил в Китае. Дипломат. Тогда это так называлось. Но они были разведчики, а работали как дипломаты. Специалисты высочайшего уровня», — вспоминает Ахмед Бугов. 

У случайно обретенного сенсея каскадер обучался восточным единоборствам. Теперь Бугов сам преподает спортивное ушу. Увлечение восточными единоборствами много дало кинопродюсеру в профессиональном плане. Для некоторых кинопроектов он занимался подготовкой трюков и постановкой драк. «Ушу — это вся хореография, которая творится в кино. Вся эта красота, «Матрица» — всё это на базе ушу», — рассказывает каскадер. 

Параллельно с преподавательской деятельностью Ахмед Бугов снимал собственные короткометражные работы, а материалы отсылал в столицу. В один момент его пригласили на первую съемку.  

С 1981 года Бугов живет в Калининграде. Всё это время каскадер был уверен: область идеально подходит для киносъемок. Здесь сравнительно дешевая логистика (если сравнивать Калининград с условным Владивостоком), а в плане фактуры для киносъемок регион легко выигрывал конкуренцию по сравнению с остальной Россией. Киношники увидели здесь остатки немецкой архитектуры, которая нужна режиссерам для картин о Великой Отечественной войне. В плане природных ландшафтов наша область — уникальное место для кинематографистов, которые могли здесь найти и лесные массивы, и морские панорамы. Советские режиссеры Калининград в этом плане ценили: остатки европейской архитектуры были важным козырем в ситуации, когда для многих режиссеров съемки за границей оказывались недоступной опцией. «Двадцать дней без войны» здесь снимал Герман-старший (культовый режиссер превратил Неман в Ташкент). А Леониду Нечаеву для его сказки-мюзикла «Про Красную Шапочку» потребовались пейзажи Куршской косы. 

С развалом Советского Союза отечественная киноиндустрия оказалась в кризисе. Про Калининград стали забывать. Где-то с первой половины «нулевых» Ахмед Бугов пытался затащить в регион кинопродюсеров и съемочные группы. Продюсер встречался, уговаривал, демонстрировал фотографии, а через какое-то время учредил компанию «Запад Фильм» (каскадер на сегодняшний день является ее генеральным директором), но особых результатов не было. Всё изменилось после того, как Ахмед Бугов познакомился с продюсером Аркадием Даниловым, который на ближайшие годы станет его бизнес-партнером. Совместными усилиями они снимут около 15 кинокартин. 

Данилов — москвич и согласно данным ЕГРЮЛ он является гендиректором и единственным учредителем ООО «Кинокомпания Синтезфильм». Сайт «Кинопоиск» выдает 14 фильмов, к выходу которых он был так или иначе причастен. Среди них, к примеру, боевик «Код Апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк в главной роли — типичное российское кино периода растущих цен на нефть. 

Продюсер Аркадий Данилов прилетел в Калининград в составе съемочной группы сериала «Вдова», который делали для НТВ. Данилов подтверждает слова своего бизнес-партнера о том, что до появления в регионе съемочной группы «Вдовы» Калининградская область мало интересовала киношников, и он приехал фактически «на пустое место», где не было ни специалистов, ни техники. Ничем, кроме локаций, Калининград заинтересовать представителей индустрии тогда не мог. 

До «Вдовы», как вспоминает московский продюсер, в Калининграде успели снять один эпизод сериала «Морские дьяволы». Но ничего, кроме этого, из съемочной истории Калининграда он вспомнить не может.

Для «Вдовы» всерьез обсуждались три локации съемок. Киношникам нужно было море, так что выбор в этом случае не велик: Владивосток, Крым и Калининград. Самую восточную точку страны сразу отмели из-за дороговизны авиаперелетов, а в Крыму к тому моменту снималось и так слишком много проектов. «Калининград — это такая terra incognita, где было интересно попробовать», — объясняет критерии выбора Аркадий Данилов. Впрочем, несмотря на все риски, локации удовлетворили запросы съемочной группы. Сначала продюсер выслал сюда разведывательный «десант», чтобы прощупать обстановку, а потом прилетел сам. После знакомства с Ахмедом Буговым, который помогал москвичам с организацией съемок «Вдовы», Данилов понял, что есть все шансы превратить калининградскую terra incognita, еще никому особо не известную и не понятную, в привлекательную площадку для продюсеров и режиссеров.

Звонок от Бондарчука

Съемки «Вдовы» были окончены. Данилов улетел обратно в Москву. Пока планы будущих партнеров не простирались дальше одного проекта, который был закончен. Но тут продюсеру неожиданно позвонили от Федора Бондарчука: именитый режиссер в тот момент продюсировал картину о бойцах MMA. Выбирая площадку для кинофильма «Воин», Бондарчук разрывался между Владивостоком и Калининградом. Аркадия Данилова попросили помочь с организацией съемок в самой западной точке страны, но съемочная группа явно осторожничала. После того, как сюда приехал первый десант, гендиректора «Запад Фильма» и его партнера заверили, что «всё понравилось» и в Калининграде группа проведет 20 съемочных дней. Потом Данилову перезвонили и сказали, что снимать будут уже 22 дня. Потом 18. Потом 16. Кончилось всё тем, что «Воин» от начала и до конца был снят в Калининградской области. Хотя первоначально планировалось разделить съемки между Калининградом и Москвой.

Этот звонок от Бондарчука и стал в какой-то степени прорывным моментом. После «Воина» к Аркадию Данилову обратились от Кирилла Серебренникова. Режиссер в тот момент готовился к съемкам новой драмы «Ученик» на злободневную тему. Предложение настолько удивило продюсера, что он сразу начал пытать потенциальных заказчиков, зачем им понадобился город. В сценарии было прописано всего несколько локаций: школа, квартира и нудистский пляж. Данилов был уверен, что всё это без особых проблем можно снять в «большой России» и не тратиться на командировки. 

Впрочем, через какое-то время секрет был раскрыт. Скорее всего, лоббистом Калининграда стал оператор Владислав Опельянц, который работал над «Воином» и в этом же амплуа был задействован в «Ученике». «Он прекрасно знает регион и его очень любит», — поясняет продюсер. 

Аркадий Данилов уверяет, что фильм Серебренникова оказался не менее резонансной рекламой Калининграда как съемочной площадки, нежели «Воин». Если драма о семейных ценностях и бойцах MMA, ожидаемо, прогремела на всю Россию (во многом благодаря фамилии своего продюсера), то Серебренников — это фестивальное кино. Фактически картина рекламировала область совершенно другой целевой аудитории и за пределами РФ. На кинофестивале в Каннах лента получила премию Франсуа Шале.

После этих двух картин «съемочная блокада» Калининграда была снята, а Ахмеда Бугова, Аркадия Данилова и их компании завалили работой. Здесь снимали сериал «Налет» (франшиза французского криминального Braquo) для Первого канала. Главную роль в многосерийном фильме играет Владимир Машков, а Калининград выглядит в ленте Карена Оганесяна как первоклассная площадка для съемок полицейского нуара: в меру темная, со своим мрачным очарованием. Был мини-сериал «Чужой дед» с Василием Лановым в главной роли. Начали работать в том числе и связи Аркадия Данилова: он получал заказы от москвичей и тащил снимать проекты в Калининградскую область. 

Сейчас партнеры занимаются двумя проектами одновременно : исторический фильм в декорациях Второй мировой «На Париж» и боевик «Желтый глаз тигра», сценарная канва которого крутится вокруг нелегальной добычи янтаря, а местом действия стал именно Калининград. 

«Мы живем за счет маржи»

С того момента, как Аркадий Данилов прилетел в Калининград работать над «Вдовой», в городе многое поменялось. Тогда в регионе фактически не было никакой инфраструктуры. Сейчас генеральный директор «Запад Фильма» рассказывает, что у него в штате есть специалисты по кастингу, техники, фотографы, ассистенты по гриму, водители, рабочие, постановщики. «Мы выросли», — уверяет Бугов. Несколько лет назад параллельно с «Запад Фильмом» была создана компания «Калининград Фильм» (партнеры объясняют это технической необходимостью). 

«Наша задача — зарабатывать на услугах. Мы предоставляем услугу, она сколько-то стоит, у нас остается маржа. За счет маржи мы живем», — объясняет в двух словах Аркадий Данилов, как устроен их бизнес. Есть и другая схема, когда партнеры выступают не в роли «принимающей» стороны, а получают заказ на съемки фильма от телеканала или другого заказчика. Данилов объясняет, что тогда всё происходит так же, как и в случаях с подрядчиками, которые выиграли какой-либо тендер: на съемки предоставляется определенный бюджет, на эти деньги надо сделать продукт и еще умудриться заработать. «Тебе дали 100 рублей — построй за 80», — проводит он аналогию со строительным бизнесом. 

На «принимающую» сторону ложатся все обязанности по организации и обеспечению съемок. Приехавшие дают заказ, какие места для съемки им нужны, а партнеры уже обеспечивают им техническую сторону вопроса: везут в нужное место, получают у властей разрешение на съемку, обеспечивают на съемочной площадке массовку и реквизиты. 

«Приезжает 25-30 единиц техники и 80 человек работников и плюс еще актеры. Если им в этот момент скажут, что снимать здесь нельзя, то это очень дорого [будет]», — смеется Аркадий Данилов. «В любом городишке нужно письмо и разрешение», — продолжает гендиректор «Запад Фильма». 

Иногда, помимо продюсерских функций, партнерам приходилось «работать руками». Ахмед Бугов со смехом вспоминает, когда художники забыли сделать для автомобиля военные номера, они рисовали и вырезали его вместе с Даниловым. Название картины он, правда, вспомнить не может. 

Пока, как признаются партнеры, все деньги, вырученные от проектов, им приходится вкладывать в развитие бизнеса. «Наверное, что-то мы зарабатываем и что-то вкладываем», — осторожно замечает Ахмед Бугов, поясняя, что кинобизнесом все-таки «занимаются фанаты своего дела». Тратиться приходится в том числе и на технику: на съемках одного из проектов водитель разбил машину, которая возила операторскую платформу. Ресурсов «Запад Фильма» хватило, чтобы оперативно найти другой подходящий автомобиль. «Мы как продюсеры можем остаться без зарплаты. А рабочие и постановщики зарплату получают», — говорит Бугов. 

Несмотря на то, что с точки зрения логистики Калининград может оказаться дешевле, чем другие регионы, услуги актеров массовки здесь сравнимы с Москвой. «Москва настолько готова к кинопроизводству, настолько перенасыщена услугами, что московские цены порой ниже, чем в Калининграде», — говорит Аркадий Данилов. Наш город проигрывает столице еще и в том, что база актеров, готовых участвовать в съемках, здесь пока ощутимо меньше. В социальных сетях постоянно появляются объявления от компании «Запад Фильм» и «Калининград Фильм» о поиске актеров для съемок. В столице базы массовки, которыми располагают менеджеры, могут включать в себя до 40 тысяч человек. 

Калининградские компании свою базу массовки уже сформировали. Но, как рассказывают продюсеры, это общее количество делится на «активных» и «неактивных». Всё усложняется процессом съемок. Для различных сцен в фильме «На Париж» киногруппе несколько дней подряд может требоваться массовка примерно по 150 человек, и это должны быть разные люди. Иначе зритель с подозрением отнесется к фильму, где в разных локациях постоянно мелькают одни и те же лица. «Когда приезжают московские заказчики, то не понимают, почему кастинг-директор предлагает на роль трех человек. Это нонсенс для Москвы», — отмечает Аркадий Данилов, поясняя, что в столице в этом плане предложение гораздо шире. 

Самым логичным путем решения проблемы, как кажется, стал бы поиск массовки среди актеров местных театров. Но продюсеры уверяют, что им самим не всегда хватает актеров. Сейчас «Запад Фильм» запустил собственные курсы актерского мастерства. Ахмед Бугов уверяет, что это не дополнительный способ заработка, а производственная необходимость. «Мы там практически ничего не зарабатываем. Даже иногда доплачиваем. 5-7 человек пришли, мы их с удовольствием держим и обучаем. Чтобы преподавателю деньги отдать и за аренду», — рассказывает генеральный директор «Запад Фильма». 

На одном из последних проектов партнеры потеряли 250 тыс. руб. Речь идет о досъемке четырехсерийного фильма «Черные бушлаты» (первоначально он снимался в других регионах, но доделывали его в Калининграде). Бюджет у заказчика, как вспоминает Данилов, был маленький. Но партнеры согласились участвовать (в том числе и ради продвижения, которое сможет дать их бизнесу очередной проект). Единственным их условием было то, что на рибейты — компенсации части расходов съемочным группам, которые делают свои фильмы в Калининградской области, — будет подаваться не съемочная группа фильма, а их компании. Если расходы компенсируют, то партнеры всё равно окажутся в прибыли. 

Текст: Алексей Щеголев 
(Продолжение следует) 



Читайте также в этом выпуске (№ 1101):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia