«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1025 
Помощь от олигарха
Помощь от олигарха
Фонд Владимира Потанина считается одной из самой авторитетных организаций, выделяющих грантовую помощь на музейную деятельность. В этом году сразу несколько калининградских проектов получили помощь от этой организации. Журналисты «Дворника» выяснили, на какие проекты уйдёт финансирование и зачем они нужны региону.


«Из Кёнигсберга в Рим»


Проект «Янтарный путь. От Балтики до Аквилеи» появился благодаря стараниям историка Романа Широухова и создателя музея-квартиры Altes Haus Александра Быченко. До этого у Быченко и Широухова был совместный проект «Мир прусского периода», в рамках которого бизнесмен и историк организовали серию исторических экскурсий по области и ближнему зарубежью.
Роман Широухов и Александр Быченко называют победивший проект естественным продолжением этого цикла.
Янтарный путь, который так увлёк двух партнёров, — это один из первых торговых трактов, который существовал ещё с Каменного века.

«Нужно сказать, что Янтарный путь — это тот торговый путь, который можно поставить в один ряд с Шелковым путём, с путём ''Из варяг в греки''. Это не то, что мы с Романом придумали, выкопали где-то в документах, что был такой слабенький Янтарный путь... В Италии есть ассоциация, которая занимается древними торговыми путями. Они приглашали Музей янтаря, чтобы Янтарный путь был актуализирован», — добавляет создатель Altes Haus.

Пока Широухов и Быченко занимались оформлением грантовой заявки, ближайшие соседи Калининградской области уже начали по-своему реализовывать эту идею, почувствовав возможность увеличения туристического трафика. В Польше уже поставили таблички. В Литве идут разговоры о том, что «начало Янтарного пути проходило по их территории».

По условиям гранта команда должна обозначить не менее 10 точек, связанных с этим историческим объектом. На реализацию проекта фонд выделили 600 тыс. руб. «Безусловно, этих 10 точек не достаточно, — признаётся Роман Широухов. — Их нужно связать в какой-то осмысленный маршрут». «Мы решили, что создадим автобусный или автомобильный туристический маршрут», — рассказывает Александр Быченко. В бюджет проекта также «забита» графа на распечатку специальных туристических карт Янтарного пути.

Маршрут Янтарного пути идёт по двум направлениям. Оба начинаются в областном центре. Но финальная точка первого — Янтарный, а второго — Мамоново. Каждый из маршрутов будет начинаться у Музея янтаря (культурное учреждение стало партнёром проекта). «Начинается всё со стенда у Музея янтаря, где кратко рассказывается история добычи и торговли янтарём. От Каменного века до Янтарной комнаты», — рассказывает историк. Он долго описывает маршрут, замки, которые также играли значимую роль на этом торговом тракте, рассказывает про карательный орган тех времен для «чёрных копателей» или нелегальных ловцов янтаря (янтарный суд) и пускается в рассуждения на тему того, в каком же посёлке области находится «самая яркая виселичная гора». «Самая яркая виселичная гора находится в посёлке Донское», — заключает он.

Во время подготовки материала стало известно, что Александр Быченко получил от фонда Потанина ещё один грант. Речь идёт о проекте, который первоначально назывался «Советская квартира». По сути, это музей наподобие уже существующего Altes Haus, но его тематика касается не Кёнигсберга, а охватывает послевоенный период города Калининграда.


«Открытки из прошлого»

Первое, что нужно знать о «Музее города Кёнигсберг», — то, что это проект виртуальный. Запущен он был в 2012 году. Занимается «Музеем города Кёнигсберг» директор дизайнерского бюро Pictorica Максим Попов. «Мы рассказываем об истории города через фотографию, — говорит он. — Изначально музей пошёл от фотографической коллекции». За время существования виртуальный музей выходил и в реальную жизнь, были совместные проекты с Музеем Мирового океана, художественной галереей и другими культурными учреждениями.

«Фонд Потанина — это самая авторитетная организация, которая занимается спонсированием музейных проектов», — делится Попов с «Афишей». Параллельно он оформляет ещё одну грантовую заявку, глядя на экран монитора и изредка матерясь. Но, как признаётся чуть позже, с другими грантами у них не заладилось: не удалось получить денежную помощь ни от областного правительства, ни от «Лукойла». Отказы поступали без объяснения причин.

В этом году фонд выделил Попову со товарищи 300 тысяч рублей. На сайте «Музея города Кёнигсберг» должна появиться коллекция оцифрованных открыток, которые собирал Максим. Он говорит, что сегодня в его собрании около 15 тысяч экземпляров. «Нам интересны открытки, прошедшие почту, те, которые были отправлены. Это открытки, которые отправлялись из Кёнигсберга в разные части света. Мы эти тексты будем расшифровывать и складывать из них какие-то истории. У нас будет интересная статистика: в какие города больше всего открыток отправлялось. География уже сейчас известна, что она достаточно большая. Это и Россия: Москва, Петербург, какие-то совсем маленькие города. Есть Южная Америка: Аргентина, Чили, Новая Зеландия. На французском языке много открыток. Мы это всё расшифровываем и делаем из этого какую-то историю», — рассказывает он.

Деньги, полученные от фонда, пойдут на оцифровку фотографий. А также на переводы и расшифровку надписей на открытках. Как поясняет Попов, основная сложность - это расшифровка старой каллиграфии. Особенно немецкой, правила которой менялись несколько раз.

«Многие забывают, что Кёнигсберг был обычным городом, в котором жили обычные люди, — объясняет Попов суть проекта, — которые зачастую писали обычные вещи своим родственникам. Это рассказ об истории через персоналии. Через простые истории обычных людей. Это истории из обычной жизни: не про какую-то большую политику, не про социальные сдвиги. Просто истории людей. Но в массе это интересно. Это социологический срез от начала века. Мы же ещё не знаем, что получится. Может, мы там найдём каких-то известных людей. Тексты же до сих пор не дешифровывались. Мы не знаем, что там». Работа над проектом будет начата в августе.


«Против Левиафана»

Проект «Лесная деревня» связан с развитием областных территорий. Руководитель проекта Анна Карпенко уже давно пытается привлечь внимание к заповедной территории Роминтенской пущи. В 2015 году она совместно с Виштынецким эколого-историческим музеем организовала в посёлке Краснолесье фестиваль «Соседи». Его в какой-то степени можно назвать настоящей «локальной победой». Несмотря на большие проблемы с транспортом (автобусы ходят в Краснолесье нерегулярно), фестивальный проект Анны Карпенко и музея пользовался популярностью даже у жителей областного центра. Там выступали музыканты, местные жители торговали какой-то нехитрой снедью и компотами. Грубо говоря, на этом мероприятии городские жители могли увидеть, как протекает деревенская жизнь, и понять, что она не состоит «от и до» из кадров фильма «Левиафан».

«Смысл этих проектов был в том, чтобы активизировать местное сообщество, оживить связи с соседями как внутри Роминтенской пущи, так с соседями и через границу», — рассказывает Анна Карпенко. Ей удалось даже устроить небольшую программу не то экспедиций, не то туристических поездок, когда жители Роминтенской пущи ездили друг к другу. Карпенко говорит, что проект помог закрепить коммуникации между жителями разных стран.

«Лесная деревня» — это в некотором смысле продолжение «Соседей». Проект, как рассказывает Анна, будет направлен именно «на работу с местным сообществом».
Благодаря гранту будет запущена серия мероприятий. Длиться они будут в общей сложности 14 месяцев. Планируется создать просёлочные и лесные маршруты. Гидами там будут работать местные жители.
«В этом посёлке был лесхоз, — рассказывает Анна. — Он отличается от других мест тем, что это не колхоз. Это лесхоз. Эти люди всегда немножко по-другому о себе думали. Туда и присылали более подготовленные кадры. Для них Советский Союз закончился фактически только в середине двухтысячных, потому что лесхоз долго существовал. А потом — реформа лесного хозяйства, и он обанкротился. У людей серьёзная травма по поводу отсутствия этого лесхоза, по поводу отсутствия востребованности их навыков. А это специалисты с высшим образованием». 
Точную сумму выделенного ей гранта Анна Карпенко пока ещё не знает. В заявке просили около 1 млн руб. Но по условиям должно быть ещё обязательное софинансирование проекта. Общая стоимость «Лесной деревни» оценивается в 1,2 млн руб.


 «Домик в Гвардейске»

За пределами областного центра также будет реализовываться проект Калининградской художественной галереи. Он называется «Маленькие улицы большого художника». Директор культурного учреждения Галина Заболотская давно увлечена творчеством и судьбой немецкого художника Ловиса Коринта. В одном из местных издательств даже вышла биография Коринта за её авторством. Фамильный дом Коринтов (объект сохранился в более-менее сносном состоянии) находится в нынешнем Гвардейске (бывший Тапиау). Куратором проекта стала сотрудница галереи Ирина Литвинова.

Речь идёт о маркировке тех мест в Гвардейске, которые исторически связаны с личностью художника. «Это будут некие информационные стенды, которые мы хотим сделать нетрадиционными и непривычными», — делится Заболотская. Пока ещё не очень понятно, как в художественной галерее решат вопрос с оформлением, но директор говорит, что озвучивалась идея оформить таблички в виде мольбертов.

Пока галерея планирует отметить 7 объектов. Как рассказывает директор культурного учреждения, Ловис Коринт относился к тому типу художников, которые «очень любят себя». Поэтому у музейщиков нет проблем с дневниковыми записями и биографическими справками, благодаря которым можно выбирать локации, нужные для проекта. В него, конечно же, включён дом семьи Коринтов.

Ещё одной точкой станет площадь перед домом. Вспомнили также про кирху, где крестили художника. В Гвардейске сохранилось и здание городской ратуши. «Сейчас она в такой противный рыжий цвет выкрашена, — жалуется Галина Заболотская. — А так, это красивейшее здание. Сейчас там местный ДЮЦ.
Но покрашена она в такой буддистско-апельсиновый цвет. Её не узнать».
Сумма гранта для художественной галереи ещё не уточнена. Директор предполагает, что на проект им выделят около 300 тыс. руб. «Мы рассчитываем, что нам её должно хватить полностью», — резюмирует она. В случае, если денег не хватит, музей планирует покрыть дисбаланс за счёт спонсоров и внебюджетных средств.
Алексей Щеголев



Читайте также в этом выпуске (№ 1025):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia