![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
|
|
О том, что у гендиректора АО «Молоко» Рустама Алиева есть планы построить частную галерею живописи и искусств в Калининграде, стало известно в марте этого года. На совете по культуре при губернаторе было решено выделить бизнесмену участок из второй очереди «Рыбной деревни» под «Музей русской живописи и прикладного искусства». На тот момент никто толком не знал, какую именно коллекцию живописи собрал один из самых богатых бизнесменов региона, который решил стать меценатом от искусства.
В минувший вторник, 20 ноября, Рустам Алиев впервые показал 31 картину из своего собрания. По словам коллекционера, больше просто не поместилось в экспозиционный зал Историко-художественного музея).
Первый закрытый показ частной галереи Рустама Алиева по составу приглашений напоминает совещания в областном правительстве: между фуршетными столиками лавируют чиновники, депутаты горсовета, предприниматели и представители культурного истеблишмента. Министр культуры и туризма Андрей Ермак щедро раздаёт приветственные рукопожатия. Председатель горсовета Андрей Кропоткин и его заместитель Андрей Шумилин стараются держатся вместе. Бывший начальник Калининградской областной таможни Александр Кочнов вышел на пенсию в начале августа этого года, но и ему нашлось место на показе. У всех этих людей, с подачи Рустама Алиева, появился интерес к русскому классическому искусству. Возможно, многие из них просто хорошо его имитируют.
«Русское искусство — это то, что окружает человека с самого детства: от обертки конфет «Мишка на севере» до Ивана Грозного с мертвым сыном», — настраивают на торжественный лад собравшихся ведущие мероприятия.
Рустам Алиев и сам прекрасно понимает, какие вопросы возникают к человеку его статуса, который решил открыть галерею.
«Я слышал много различных вариантов: купить, перепродать, взять кусок земли, переделать потом музей под гостиницу... Все возможные интерпретации», — рассказывает бизнесмен. Все эти попытки объяснить мотивы, по его собственным словам, не соответствуют «внутреннему состоянию души». Алиеву явно более симпатичны аллюзии на меценатов дореволюционной поры: Савву Мамонтова или Петра Третьякова.
«Я изучил историю царской династии, историю меценатов», — рассказывает он. Чуть позже бизнесмен рассказал, что испытал чувство обиды за то, как советское правительство в 1920-е годы распродавало шедевры «различным иностранным деятелям».
«Я не Вексельберг, который смог сделать такое замечательное дело — вернуть яйца Фаберже. Но в силу своих возможностей я тоже пытаюсь тоже что-то вернуть в Россию», — объясняет Алиев.
В списке возвращенного: картина Ильи Репина «Портрет Юрия Репина на фоне неаполитанского залива», последний раз её демонстрировали в России в 1907 году. Портрет приобрёл частный коллекционер, а после революции он оказался в Америке. В России о существовании картины помнили благодаря черно-белой фотографии, которая была прислана из США.
«Несмотря на то, что мы не видели ее в цвете, ощущалось, что это шедевр», — рассказывает заведующая музеем-усадьбой Ильи Репина Татьяна Бородина.
В собрании Алиева и на выставке в историко-художественном – Айвазовский, Маковский, Тропинин..
Коллекционированием Алиев занялся достаточно спонтанно. Примерно 7 лет назад он с супругой зашел в антикварный магазин за рубежом, чтобы «познакомиться с человеком».
«С этого всё началось. Стали собирать, как все в Калининграде... Почему-то у нас собирают немецкое, кёнигсбергское», — вспоминает учредитель АО «Молоко». Но потом Алиев стал натыкаться в музеях и аукционных домах на классическое русское искусство дореволюционного периода. Бизнесмен понял, что «влюбился» и что «ему это надо».
Постепенно коллекция переросла размеры жилплощади Рустама Алиева.
«Пришли ко мне гости, уважаемые люди, богатые... Я показываю и вижу, что нет интереса. Потом пришли простые люди. Им интересно и есть, о чем поговорить», — рассказывает предприниматель.
Тогда он задумался о том, чтобы создать в Калининграде музей с постоянно действующей экспозицией русской живописи.
Как история развивалась дальше, примерно известно. Губернатор, по словам Алиева, «сразу схватил эту идею». «И я получил... Предприятие получило землю, где мы планируем построить музей», — продолжает Алиев.
Сейчас предприниматель деликатно называет себя «временным владельцем» картин. Он подыскивает такой юридический статус для коллекции, чтобы в будущем ее невозможно было распродать.
Над архитектурным проектом «Музея русской живописи» работала группа архитекторов во главе с советником Антона Алиханова и бывшим главным архитектором Калининграда Вячеславом Генне. Работа была сложная. Для галереи никак не могли найти подходящий участок.
«Он расселил соседние дома со своим домом — получалась маленькая галерея», — вспоминает Генне. В какой-то момент у бизнесмена даже началась депрессия: уже хотел делать проект за пределами региона. Но потом «судьба сошлась» и «губернатор поверил в этот проект».
Первый этаж будущей галереи будет отдан под академическое искусство. Соцреализм уйдет на второй, современное искусство — на третий. Проект предполагает размещение нескольких торговых точек: антикварного салона, художественного салона, магазин с принадлежностями для живописи. Предусмотрен также образовательный центр и подземный паркинг на 52 места. При этом «Музей русского искусства» не будет мимикрировать под «игрушечную» историческую застройку в духе «Рыбной деревни».
Алиев признает, что кому-то проект может показаться «громоздким». Но формат был выбран с прицелом, что музей будет актуальным и через 50, через 70, и даже через 100 лет.
«Это практически целый небольшой квартал», — добавляет Генне.
В проекте галереи русского искусства в самом западном регионе страны без труда можно найти идеологическую составляющую, даже если сам создатель не слишком держал ее в уме.
Бывшего президента Чеченской Республики, а ныне заместителя министра юстиции РФ Али Алханова представляют как человека, «который выслушает и поддержит». Хотя именно его можно было представить, как того, кто будет представлять отношение к проекту партии условных «государственников». В представлении этих людей частная галерея — это проект почти что стратегического значения, который определяет, «на какой идеологии вырастут дети». Наверное, именно в этой позиции кроется ключ к пониманию, почему калининградские власти пошли навстречу Рустаму Алиеву и выделили землю.
«Эти деньги <...> он заработал не на нефти и на газе, а заработал своим трудом и своей энергией...», — хвалит Алханов Алиева, добавляя, что частный музей — «богоугодное дело». Как выяснится в ходе мероприятия, помогал с проектом архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим.
Больше всего Рустаму Алиеву не нравится говорить о стоимости своей коллекции. «Искусство стоит столько, сколько за него дают здесь и сейчас. Неважно, сколько я за него заплатил. Завтра мне могут не дать за это и половины. А могут наоборот дать 2-3 цены», — объясняет свою позицию бизнесмен, добавляя, что не собирается перепродавать картины из своей коллекции. Стоимость картин он предлагает искать в интернете.
Согласно информации из открытых источников, картину Ильи Репина продали летом 2017 года на аукционе Sothebys за 764,7 тыс. фунтов стерлингов.
«Весь мой проект стоит 1,5 млрд руб., включая строительство музея», — рассказывал в интервью журналу «Королевские ворота» Рустам Алиев.
«Это мои личные деньги, заработанные за многие годы», — уточняет он на показе. Музей должен открыться в 2022 году.
Выставка в Историко-художественном музее будет работать в штатном режиме до 8 декабря.
Текст: Алексей Щеголев
|
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
© 1999-2009 | ![]() | ![]() |
Комментарий: