«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1136 
Аллея как дом родной
Аллея как дом родной

В минувшую пятницу 7 сентября состоялся выезд представителей Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры, управления Росприроднадзора и Рослесозащиты в поселок Низовье Гурьевского городского округа. По данным экологов из организации «Экозащита!» и активистов из группы «Аллеи Калининградской области», в Низовье с середины августа ведется частичная вырубка липовой аллеи. К 19 августа были спилены 9 деревьев в соответствии с порубочным билетом от администрации муниципалитета. Факт вырубки был зафиксирован в ходе очередного экологического мероприятия по картированию аллеи. Специалисты и общественники никак не ожидали увидеть уничтожение природного комплекса. При этом ранее между экологами из организации «Экозащита!» и региональным министерством природных ресурсов была достигнута договоренность по разработке алгоритма внесения аллеи в список особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на примере конкретной аллеи между Низовьем, Ярославским и Константиновкой. Предполагалось, что по новому алгоритму в список будут вноситься другие ценные аллеи на территории Калининградской области.


Как подтверждают участники очередного мониторинга аллеи, часть спиленных деревьев визуально не имела признаков усыхания, наклона и т. д., за исключением двух экземпляров. При внимательном изучении дупла липы № 9 (все деревья аллеи в ходе мониторинга и картирования получают номер) были обнаружены 104 личинки бронзовки мрачной, бронзовки золотистой, жука-тенелюба и — самое главное — следы присутствия исчезающего вида — жука восковика-отшельника, или Отшельника обыкновенного. Этот вид внесен в Красную книгу России, Красную книгу Калининградской области и строго охраняется. Тогда же 19 августа личинки жука вместе с сопутствующими видами были переселены в другие дуплистые деревья аллеи, а о вырубке сообщено в контролирующие органы.


К моменту прибытия комиссии в Низовье 7 сентября с места вырубки слышался раздражающий звук бензопилы. Рабочий впопыхах распиливал то, что осталось от ствола могучей 100-летней липы. Хотя у получателей порубочного билета от гурьевской администрации было две недели, чтобы убрать порубочные остатки. Видимо, изначально дерево с дуплом никак не привлекло «пильщиков», а о прибытии комиссии стало известно буквально в день ее выезда, и кто-то попытался скрыть следы вырубки. Однако эти действия невольно пошли на пользу, так как ствол с дуплом послужил неоспоримым доказательством присутствия краснокнижного вида, несмотря на то что стволы других деревьев уже были увезены.


«Мы начали работать с гурьевской администрацией... И представьте себе шок экспедиции, которая проводит здесь комплексное обследование и обнаруживает уже 9 спиленных деревьев. И всё это — в процессе придания аллее статуса ООПТ», — рассказала координатор регионального отделения экологической организации «Экозащита!» Александра Королева. «То есть фактически демонстративно» — заметил сотрудник Росприроднадзора Максим Гребенюк.


Заместитель природоохранного прокурора Максим Потапов, присутствовавший на совместном выезде экологов и чиновников, подтвердил, что за уничтожение среды обитания краснокнижных организмов в любом случае предусмотрена ответственность, если будут найдены неоспоримые доказательства их присутствия от специалиста. Энтомолог Виталий Алексеев, кандидат биологических наук, доцент, уже 18 лет работающий в Калининградском зоопарке, в ходе проверки внимательно осмотрел ствол с дуплом и почти сразу же нашел в нем живых личинок.


«Вот труха, а вот в ней экскременты. По их форме тоже можно определить видовую принадлежность жука. Вот она личинка. Под лупой тоже можно отличить личинки друг от друга по форме коготка, то есть кончика ножек. Вот семейство бронзовок. Самый крупный его представитель — восковик-отшельник. Личинки живут только в дереве. Жук часто остается в дупле. Чтобы найти пару, они перелетают от дерева к дереву. Радиус отлета — всего 2 км. Питается на вытекающем древесном соке. А вот это, например, личинка бронзовки мрачной или мраморной, — Виталий Алексеев показал толстую белую личинку, извлеченную из дупла спиленной липы. — Она занесена только в областную Красную книгу как вид третьей категории и может сосуществовать с другими видами. На самом деле насекомых считают популяциями. Это дерево содержало сотню личинок — целая популяция, она жила здесь десятилетиями и питалась. Личинку могут съесть, жука может переехать машина, одна особь не играет здесь роли. Важна популяция в конкретном дереве. Уничтожение места обитания происходит за счет вырубки всего одного дерева», — отметил энтомолог.


«Значит, как сам факт — уничтожение места обитания. Надо зафиксировать, что вокруг мало пригодных толстых деревьев», — распорядился прокурор Максим Потапов.


Росшая рядом липа № 8 оказалась важнее, чем ее уничтоженная соседка. Помимо косвенных следов присутствия жука-отшельника, энтомолог Виталий Алексеев обнаружил левое надкрылье взрослой особи. Находка напрямую указывает на то, что именно срубленные деревья являлись местом обитания краснокнижного вида. По словам биолога, закон в этом случае охраняет не жука, а именно сообщество. Все виды насекомых, которые были найдены в дуплах старых деревьев (а это личинки и жука-тенелюба, и жука-точильщика, охраняемого в соседней Литве), живут и сосуществуют в одном месте. Некоторые друг друга едят, некоторые долго живут в дупле, как в своем доме, но все друг без друга не могут. По одной личинке можно выявить целую экосистему, которая может включать до сотни видов.


«Очевидно, [в Низовье] есть нарушения среды обитания краснокнижных животных. Допустим, мы зафиксируем это. Энтомолог укажет для нас, что отдельно стоящее дерево являлось для этого вида фактически домом родным. Эта популяция была связана с конкретным деревом. Ведь нам могут сказать: “Мы выкорчевываем это дерево и сажаем новую липу”. Но это вопрос всей аллеи. Боюсь вопросы безопасности дорожного движения превысят… Не представляю, как можно такое большое и толстое дерево подремонтировать. Есть дорожные нормы, не просто так же рубят», — высказал мнение заместитель начальника отдела федерального государственного экологического надзора управления Росприроднадзора Максим Гребенюк.


«Следующее толстое дерево станет следующим домом. А вот молодое дерево — только через 100 лет», — возразил кандидат биологических наук Виталий Алексеев.


«Я не очень понял, зачем вообще Рослесозащиту сюда вызвали. Если для защиты природы, то здесь всегда есть две чаши, когда идет конфликт между обществом и природой, он всегда присутствует и его приходится уравновешивать», — неутешительно ответил заместитель начальника отдела защиты леса и государственного лесопатологического мониторинга Александр Постнов на вопрос корреспондента «Дворника».


В свою очередь, эколог и сертифицированный диагност деревьев Александра Королева подчеркнула, что имеет смысл сохранить всю аллею как единый природный комплекс и придать ей охранный статус. Тем более краснокнижный жука живет не во всяком дереве, а именно там, где есть особые температурные условия и открытое пространство. Раньше их встречали либо на опушках старых лесов в отдельно стоящем дереве, куда легко проникает солнце, либо в последнее время — в аллейных посадках, где асфальт быстро разогревается. В природоохранном законодательстве соседней Польши, к примеру, отдельно прописано, что ни одно дерево, даже дуплистое, нельзя срубить, если в нем живет такая особь, внесенная в национальную Красную книгу. К тому же дупло внутри липы не всегда означает, что дерево больно. Липа имеет уникальную способность наращивать побочные корни внутри ствола. За счет них старые и особо ценные экземпляры лип доживают до 300–400-летнего возраста и в условиях европейского природоохранного законодательства становятся памятниками природы.


В ходе выезда был также затронут вопрос о целесообразности вырубки деревьев в Низовье по причине прокладки тротуара до поселка Малинники. Уже известен подрядчик предстоящего обустройства тротуара за 3,96 млн руб. фактически в чистом поле. Им станет калининградская компания «Вегнер-Строй 39», оказывающая услуги по укладке тротуарной плитки. Ее учредителями являются Станислав Вегнер (50 %) и Игорь Бычков (50 %). Фирма зарегистрирована только в мае и иных госконтрактов пока что не выполняла. По схеме из документации закупки, тротуар должен быть построен от пересечения ул. Строительной в Низовье до поворота на Малинники через Кошевое. Его длина около 1,5 км. В техзадании также содержится указание на вырубку 9 деревьев за 85,6 тыс. руб. Неизвестно, те ли это деревья, которые были спилены в Низовье еще до 19 августа, или вырубки продолжатся за пределами поселка. В самой смете нигде не указано, будут ли вырубаться ради тротуара липы за границей поселения Низовье.


Заместитель природоохранного прокурора Максим Потапов отметил, что порубочные билеты на уже спиленные деревья предоставлены администрацией Гурьевска, объективность их выдачи еще предстоит изучить. «Порубочные билеты представлены были вчера, основание вырубки — дорога, безопасность. Написано, что деревья в критическом состоянии. И только они (администрация Гурьевска. — Прим. ред.) могут знать, вырубается ли часть аллеи на всем протяжении тротуара. Они же не отчитываются никуда. Мы запросим, и нам в любом случае информацию предоставят», — рассказал прокурор.


При этом заместитель природоохранного прокурора заострил внимание на целесообразности прокладки тротуара в данном месте, где за час присутствия комиссии из Малинников в Низовье не пришел пешком ни один человек. «Я не могу понять, тротуар здесь для кого? Тут люди даже не ходят. Мы заострим на этом вопрос. Закупки все-таки не наша компетенция. Я же вижу, что люди тут не ходят, поэтому информацию мы точно направим территориальному прокурору. Мне интересно, почему здесь делают тротуар, если не везде в городе он есть. А здесь ни одного человека уже сколько времени. Если это какая-то муниципальная программа, то надо целенаправленно проверять ее», — прокомментировал заместитель природоохранного прокурора Максим Потапов.


Заключение энтомолога и фотоматериалы по каждому осмотренному дереву уже переданы в природоохранную прокуратуру. В ближайшее время ведомство должно установить, действительно ли в ходе вырубки было уничтожено критическое местообитание краснокнижных организмов, что повлекло гибель популяции. Данное правонарушение предусмотрено ст. 259 УК РФ и наказывается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Кроме того, российское законодательство предусматривает и более жестокое наказание, если велика степень ущерба, причиненного окружающей среде, — в виде ограничения свободы либо лишения свободы на срок до 3 лет.


Уничтожение мест обитания в данном случаем может означать приведение в полную непригодность данных мест для жизненных циклов краснокнижных видов. А это случается сплошь и рядом в Калининградской области, особенно по причине интенсивного строительства, развития инфраструктуры и усиления воздействия человека на окружающую среду.


Текст, фото: Анна ПЛАСИЧУК





Читайте также в этом выпуске (№ 1136):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia