«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 892 (03.09.2013 - 10.09.2013)
Клей из осетра с мёдом
Клей из осетра с мёдом
Александр Адерихин


12 лет ушло у реставраторов на восстановление древней кирхи в посёлке Гвардейское Багратионовского района

   Посёлок Гвардейское на трассе Калининград - Багратиновск - это бывший немецкий Мюльхаузен. Первое упоминание об этом населённом пункте датируется 1350 годом. Кирху, стоящую на возвышении на берегу реки, хорошо видно всем проезжающим. Изначально кирха была заложена как католическая. В 16-м веке, во времена церковной Реформации, кирха стала лютеранской. В кирхе похоронена Маргарет фон Кюнхайм, старшая дочь Мартина Лютера, отца церковной Реформации. В 1945 году кирха практически не пострадала. По послевоенной традиции, руководство местного совхоза устроило в кирхе что-то вроде зерносклада.
В 90-е годы прошлого века кирху в Гвардейском решили восстановить на немецкие деньги. Контракт на восстановление и освоение бюджета достался «Кафедральному собору», госпредприятию, бессменно руководимому Игорем Одинцовым, ставшим позднее Почётным гражданином Калининграда.
После освоения немецких денег и реставрации кирхи под чутким приглядом Одинцова в 1995 году кирха начала разрушаться. «Новая» крыша кирхи, посаженная «реставраторами» на старые, гниющие деревянные конструкции, помимо всего прочего, протекала и разрушала своим весом старые стены кирхи. «Отреставрированную» кирху нужно было срочно спасать. Министерство культуры ФРГ и фонд графини Марион Дёнхофф выделили средства для повторной реставрации. В 1999 году для срочных реставрационных работ немецкой стороной был приглашён калининградский архитектор Юрий Забуга. Он принял решение: кровлю надо переделывать, старые немецкие деревянные конструкции - выкидывать и делать абсолютно новые. Был назначен день демонтажа крыши. Поздним вечером перед этим днём архитектор с фотоаппаратом залез на строительные леса внутри главного нефа кирхи. Он сделал снимок фрагмента старого деревянного потолка кирхи, который завтра должны разобрать и сжечь рабочие. Архитектор посмотрел на дисплее фотоаппарата получившийся снимок. С экрана на Забугу внимательно смотрела... пара человеческих глаз, когда-то нарисованных на деревянном потолке кирхи...
Оптика цифрового фотоаппарата «увидела» то, что не мог увидеть человеческий глаз. Под толстым слоем пыли скрывалась чудом сохранившаяся потолочная роспись. Позже выяснится, что в тот вечер на архитектора смотрели глаза ангела, написанного на потолке кёнигсбергским художником Хинцем. Пришедшие утром рабочие остались без работы.

Ангел с потолка
Роспись, родом из XIX, а то и XVII века, решили отреставрировать. Грунтом для росписи служил яичный желток. Поэтому такая техника и называется желтковой темперой. В советские времена кирха использовалась под зерносклад. Попавшие в кирху вместе с мукой и зерном бактерии с удовольствием выжирали желтковую основу росписи. В результате из росписи, как осенние листья, выпадали целые фрагменты. В Гвардейское приехала бригада реставраторов из Русского музея. Они очистили потолок кирхи от пыли. Затем реставраторы начали войну с бактериями. Потолок кирхи был обработан сильнодействующим ядом. Сами реставраторы работали в противогазах. Но даже в противогазах работать в кирхе можно было только короткое время.
После этого доски с росписями, крепившиеся более чем двумя тысячами гвоздей длиной 15 сантиметров, начали демонтировать. Каждый гвоздь, «вросший» в доску, надо было вытаскивать вручную. При этом расшатывать гвозди было нельзя: одно движение в сторону, и фрагменты росписи начали опадать. Иногда на вытаскивание одного гвоздя уходил один час.
Доски сняли и разложили на полу кирхи. Чтобы закрепить роспись, доски обклеили бумагой, пропитанной специальным клеем. Он делается из наружной части плавательных пузырей осетровых. Другим его компонентом является натуральный мёд. Таким клеем потолочные доски реставраторы обработали пять раз. Потом доски «вернулись» обратно на потолок. Другая бригада реставраторов, на сей раз из Эрмитажа, чтобы осетровый клей надёжно пропитал роспись, обклеили доски специальной бумагой и вручную прогладили всю площадь росписи горячими утюгами. Площадь росписи: 120 квадратных метров.  Попробуйте минут 15 подержать утюг на вытянутой руке, и вы поймёте, как несладко приходилось реставраторам из Эрмитажа, специализирующимся на восстановлении икон.
После этого утраченные фрагменты росписи пришлось восстанавливать вручную кисточками-«нулёвками». Это тоньше, чем кисточки, которые используют женщины для подводки бровей.
В восстановлении утраченных фрагментов росписи российским реставраторам сам того, естественно, не желая, помог... Адольф Гитлер. Дело в том, что в конце 1943 года, вполне понимая, как дальше будут развиваться военные действия и к чему они приведут, фюрер распорядился сделать качественные цветные фотографии всех объектов культуры на территории Рейха. Германия уже подвергалась «ковровым» бомбёжкам авиации союзников, и фотографии уничтоженных церквей, картин, фресок и другого исторического наследия использовались в пропагандистских целях. Фотографии потолочных росписей из Мюльхаузена, сделанные по прямому распоряжению верховного нациста, сохранились до наших дней, и были использованы при реставрации кирхи Св. Анны.
Другое дело - надпись-цитата Лютера «Моя вера - моя крепость», написанная на деревянной балке над входом в главный неф. Её фотография не сохранилась, на балке осталось несколько пятен от когда-то витиевато написанных букв. Для того чтобы определить, как выглядели буквы каллиграфической надписи, реставраторы использовали компьютерную программу. По оставшимся от надписи пятнам краски компьютер выдал изображение.

Со смирением, без гордыни
Во время повторной реставрации кирха Св.Анны преподносила один сюрприз за другим. Например, над входом в главный неф кирхи на стене была фреска, изображающая Страшный суд. Это протестантская традиция - вошедший в кирху прихожанин во время службы стоял к фреске спиной и не видел Страшного суда. Ибо никто не знает, что нас ждёт на этом суде...
В кирхе Святой Анны реставраторы обнаружили три слоя Страшного суда, каждый из которых датировался XV, XVII и XVIII веками, соответственно. Скорей всего, фреска была написана в XV веке, потом её только переписывали.
В 1570 году в кирхе была похоронена дочь Мартина Лютера Маргарет. Где она лежит точно, не знает никто. По лютеранской традиции, надгробья вешались на стену без всякой привязки к месту захоронения тела. Места в кирхе было мало, поэтому для того, чтобы похоронить в кирхе уважаемого гражданина, часто убирали захоронение менее уважаемого усопшего.  Часто надгробия умерших, по их прижизненному желанию, клали вместо половых покрытий, и даже ступенек на входе в кирху. Это тоже протестантская традиция, символизирующая, что умерший смирился и не несёт в себе гордыни.
Благодаря лютеранским традициям, у реставраторов появилась своя «дежурная» шутка. Во время посещения кирхи ностальгическими туристами из Германии, последними всегда задавался вопрос: где лежит Маргарет Лютер? Реставраторы отвечали: а как раз там, где вы сейчас стоите! После чего реставраторы с умилением наблюдали с высоты своих строительных лесов, как крепкие старички и старушки в ужасе перебегали в другое место...

«Подземный Мюльхаузен»
Среди местных жителей посёлка Гвардейское ходят слухи о подземном ходе под кирхой. Архитектор Забуга о «подземном ходе» рассказывает с улыбкой. Подземного хода под кирхой нет. Есть устроенная в XIX веке простая и эффективная система отопления, подающая тёплый воздух в длинное технические помещение - воздуховод, похожая на подземный ход. Он проходит под полом кирхи, пересекая её по диагонали. Это старая технология отопления подобных зданий называется «римской». Вход в воздуховод пришлось заделать. Сказалась общая проблема Калининградской области. По словам Забуги, за последние 50 лет уровень грунтовых вод поднялся примерно на метр по сравнению с довоенным периодом.
Воду, поступившую в «римскую» систему отопления, пытались откачать, но эта героическая попытка была изначально обречена на провал.
Была ещё одна причина, по которой были принято решение намертво замуровать вход в «подземный ход», - дети. Любопытные малыши с большим удовольствием лазили в «подземный ход», не понимания, насколько это опасно. В системе отопления не было никакой вентиляции, и  несколько раз «следопытов» вытаскивали из «подземного хода» без чувств. К счастью, обошлось без жертв.
Александр АДЕРИХИН  
Материал размещён в блоге «Провинциальные архивы»: http://rugrad.eu/communication/blogs/Konigsberg_archive/ на портале RUGRAD.EU



Читайте также в этом выпуске (№ 892):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia