«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 800 (25.10.2011 - 31.10.2011)
.
«Торжество» справедливости


Написание жалоб как способ найти правду и защитить свои права в сфере ЖКХ: как это работает и как это не работает

   Где-то в конце июля я достал из почтового ящика счета на оплату услуг ЖКХ. Квитанций было две. В одной из них сообщалось, что мне доначислено 1720 рублей 51 копейка за отопление моей квартиры в период октябрь 2010 - май 2011 года. Известие о том, что я должен за то, за что уже давно заплатил, и заплатил немало, вызвало возмущение. Сколько  же можно?! Платишь, платишь...

Не надо платить
На эмоциях я решил денег не платить, а разобраться, почему это я вдруг стал должником при регулярной и безоговорочной оплате счетов. А заодно -  выразить системе своё недовольство. Пусть знают.
Всего я написал четыре жалобы в четыре организации: Роспотребнадзор, в собственную управляющую компанию, антимонопольную службу и в городскую администрацию. В своих письмах я вежливо указывал, что считаю подобное «доначисление» нарушением своих прав, просил принять меры. Жалобы были отправлены заказными письмами. Четыре бумажные пульки, выпущенные в непробиваемое брюхо российской бюрократической системы.
Первыми ответили сотрудники Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Калининградской области. Они сообщили мне, что согласно анализу конкурентной среды на рынке услуг в Калининграде, доля моей управляющей компании не превышает 35%. То есть, моя управляющая компания не является доминирующей. А раз так - оснований для принятия мер нет. Моё обращение перенаправили в структуру, которая и занимается «контролем за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» - в жилищную инспекцию. Важный момент: я был уверен, что жаловался не на свою управляющую компанию, а на «Калининградтеплосеть», которая монополистом является.
Вскоре пришли остальные ответы. Как правило, эти ответы слово в слово дублировали  письмо, присланное мне из моей управляющей компании. В этих письмах мне терпеливо разъясняли, что перерасчёт произведён на основании постановления российского правительства, регулирующего предоставление населению услуг ЖКХ.
По этому постановлению, принятому в 2006 году, раз в полгода производится перерасчёт оплаты за предоставленное в отопительный сезон тепло. Поскольку в моей квартире не установлен счётчик тепла, я должен платить по установленным нормативам. В отличие от тех собственников, у которых счётчики тепла установлены и которые платят по факту потреблённого тепла. И что вначале плата за потреблённое тепло начисляется им согласно показаниям их ИПУ (индивидуальные приборы учёта), затем - оставшаяся стоимость тепловой энергии распределяется тем, кто платит по нормативам, а также жильцам, которые имеют ИПУ, но не поставили показания (делится на квадратные метры квартир не оборудованные приборами учета или не проставившие показания, тем самым определяется расчетный тариф, этот тариф всегда получается ниже установленного в 2011 году норматива  38,04 руб/кв.м). По окончании отопительного сезона, если сложить начисленное жильцам по нормативам и начисленное по показаниям всех ИПУ, установленных в доме, то получается меньше, чем надо платить всему дому за поставленное «Теплосетью» тепло. И кто-то должен за это... заплатить.
В соответствии с правительственным постановлением в Калининграде сложилась такая практика: оплачивают тепловую «недоимку» те, у кого нет ИПУ. Также в письмах из организаций мне сообщалось, что вся эта несправедливая система - абсолютно законна. И что я должен платить.
Ругая дурно устроенный мир и демонстрируя себе собственную законопослушность, я взял деньги и пошёл платить. Ушёл я недалеко. В почтовом ящике меня ждало письмо из жилищной инспекции. В письме сообщалось, что моя управляющая компания при производстве перерасчёта допустила нарушения. И что жилищной инспекцией в управляющую компанию направлено официальное письмо, в котором компании предлагается  нарушения устранить и произвести перерасчёт перерасчёта.

Надо платить
Какой бы жлобской ни была российская система ЖКХ, к работникам своей управляющей компании я отношусь с уважением. Потому что они вежливые. Я сам, своими глазами, видел, как директор компании, Регина Францевна Нехведович, просто проходя по коридору, увидела стоящих в очереди к паспортистке посетителей. Ни слова не говоря, она (сама!) вынесла из своего кабинета стулья и предложила посетителям присесть.
Регина Францевна вежливо обрисовала мне «картину мира», сложившуюся на калининградском рынке ЖКХ.
МУП РИВЦ «Симплекс» начисляет плату собственникам квартир с ИПУ, в соответствии с показаниями их приборов. Я и несколько других собственников платим за тепло по нормативам. Те, кто поставил себе ИПУ, по закону «не принимают участия» в оплате общедомовых расходов. А вот собственники без ИПУ должны оплачивать общедомовые расходы, поскольку в нормативы они заложены. Перерасчёт производится один раз в год на вполне законных основаниях. Весь вопрос в том, по каким формулам производить перерасчёт. В моём конкретном случае управляющая компания считала по одной формуле, а жилищная инспекция считает, что надо считать по другой. Но, успокоили меня в управляющей компании, если жилищная инспекция настаивает, компания обязательно пересчитает, как надо.
Также в управляющей компании мне рассказали, что летом 2012 года, в соответствии с законом об энергосбережении, ВСЕ российские дома должны быть оборудованы общедомовыми счётчиками на всё. В моём доме должны будут установить ещё и общедомовой счётчик на горячую воду. И тогда в доме сложится взрывоопасная ситуация. Потому что жильцы солидарно должны будут оплатить всю поставленную в дом горячую воду. Но...
Но кто-то не проставит в квитанции данные, кто-то вообще не будет платить. Соответственно, система устроена таким образом, что за тех, кто не платит, будут платить те, кто... добросовестно и своевременно платит. И тогда у добросовестных возникнет вопрос: почему я должен платить за своего соседа? А потому что по законодательству жильцы несут солидарную ответственность за свой дом. То есть вы вначале заплатите, а потом уже сами между собой разбирайтесь.
Регина Нехведович, один из руководителей одной из крупнейших калининградских управляющих компаний, жёстко отзывается о качестве законодательства, регламентирующего  предоставление населению жилищно-коммунальных услуг. Она вспоминает, как во время одного из семинаров, ей удалось послушать одного из разработчиков законодательства о ЖКХ. Этот человек прямо сказал, что Государственная дума не принимает предложения разработчиков. Не потому, что они плохие или не защищают интересы населения. Причина - в лоббировании в думе интересов крупных поставщиков ресурсов: тепла, электроэнергии и так далее.
Другими словами, проблема в том, что в Госдуме у российского населения нет своего лобби. Вот оно, население, и проигрывает.

Зачем душить население?
Сергей ШЕРСТЮК, директор ассоциации энергетических предприятий «Энергетика», руководитель рабочей группы Общественной палаты по вопросам ЖКХ, член рабочей группы по тарифам и нормативам потребления коммунальных услуг, считает, что тарифы на услуги ЖКХ в Калининградской области необходимо пересмотреть. Он считает большим успехом то, что Общественной палате удалось добиться пересмотра местных нормативов на услуги ЖКХ.
Конкурс, объявленный специальным губернаторским постановлением, выиграла калининградская фирма, которая производит пересмотр нормативов. Их предварительные данные, как говорит сам Сергей Шерстюк, разительно отличаются от действующих нормативов. Население будет платить меньше.
По словам Сергея Шерстюка, нормативы потребления на холодную и горячую воду для некоторых слоёв населения могут быть снижены до двух кубометров с человека. Норматив на отопление для жителей новых домов, построенных с соблюдением энергосберегающих технологий (во всяком случае, должных быть построенными с соблюдением таковых), может быть примерно в два раза меньше, чем они платят сегодня.
Шерстюк - оптимист. Он считает, что вполне реально «запустить» новые нормативы с Нового года, а не душить население неоправданно высокими старыми. Посмотрим, что из двух этих «тенденций» выберет в октябре губернатор.
Но, что бы он ни выбрал, хлопот с ЖКХ мы ещё хлебнём. В 2012 году перестаёт действовать положение законодательства, по которому предусмотрено самофинансирование жильцами всех ремонтных работ на «общих» конструкциях и внутренних сетях домов. Сейчас в Москве решается вопрос: чем будет заменено это самофинансирование. Сергей Шерстюк утверждает: учитывая общую тенденцию, скорее всего, самофинансирование заменят какой-либо другой формой поборов с населения. Например, создадут специальный «ремонтный» фонд, «делать взносы» в который будет всё то же население. При «непрозрачности» расходования денег населения управляющими компаниями «работа» таких фондов вызовет новые вопросы «А куда вы дели мои деньги?»
Сергей Шерстюк рассказывает, что 30-40% домов в Калининграде мало пригодны для проживания. Они не соответствуют российским нормативам по теплоснабжению и многим другим показателям. Для того чтобы привести их в соответствие с нормами, нужны бешеные деньги. У жильцов их нет, а управляющие компании вкладываться в такие дома не будут.
Общественная палата в своё время предлагала выход из этой ситуации - создать муниципальную управляющую компанию, которая денно и нощно занималась бы проблемными домами, пока бы не привела их в порядок. Но муниципалитет это предложение не заинтересовало. В результате в городе с каждым годом увеличивается число аварийных домов, которые правительство просто не успевает ставить на учёт.
По мнению Сергея Шерстюка, у города сохранилась производственная база для создания такой мощной управляющей компании. Огромный плюс создания такой компании - контроль и прозрачность её работы со стороны городских властей. Частные же управляющие компании сегодня практически ушли из-под государственного и муниципального контроля. Граждане не могут сегодня эффективно контролировать свои компании. Часто - из-за незнания крайне сложного законодательства о ЖКХ. Сергей Шерстюк приводит пример. В 2006 году вышло знаменитое постановление №307 российского правительства о предоставлении населению услуг ЖКХ. За пять лет это постановление было дополнено многочисленными подзаконными актами. Потом появились новые правила предоставления услуг ЖКХ. И так далее.
Эта «юридическая сложность» приносит свои результаты. В 2009 году управление Федеральной антимонопольной службы признало, что 95% управляющих компаний вошли на этот рынок с нарушениями закона. Самое массовое нарушение - механический перевод бывших ЖЭКов в ООО. По закону это должно было бы происходить на основании общего решения собственников дома. Но такие собрания практически не проводились. Мэрия закрывала на это глаза. Для того чтобы попасть в федеральный закон №185, регулирующий предоставление субсидий на капитальный ремонт, и на расселение аварийных домов, мэрия вынуждена была плодить многочисленные управляющие компании.
Помимо этого, администрацию Калининграда, в частности во времена правления Феликса Лапина, напрямую обвиняют в абсолютно законном лоббировании интересов «Теплосетей». Помимо всего прочего, этим лоббированием объясняется и жуткая духота в квартирах в теплые периоды отопительных сезонов, и таинственная пропажа более тысячи специальных узлов, подаренных Калининграду одной из датских правительственных организаций. Узлы, установленные в домах, помогли бы существенно снизить расход воды в домах. Однако где они сейчас,  почему они не были введены в эксплуатацию, неизвестно.
В управляющей компании в результате всех моих жалоб мне сделали перерасчёт перерасчёта. Оказалось, что я должен за отопительный сезон не 1700 рублей, а... на пятьсот рублей больше. Справедливость, которой я так добивался, «восторжествовала».
Александр ХАРЫБИН  



Читайте также в этом выпуске (№ 800):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia