«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 622 (01.04.2008 - 08.04.2008)
.
ПОСЛЕДНЯЯ СБОРНАЯ СССР
Татьяна КОСТРОМИНА

Как представляют себе войну маленькие калининградцы
Кёнигсберг – один из тех городов, чью историю Вторая мировая война изменила коренным образом. Превратившись в советский Калининград и будучи заселённым в первые послевоенные годы новыми жителями, город утратил в значительной степени не только генетическую память, память о своих корнях, но и о событиях военной эпохи.
Не было поколения наших соотечественников, пережившего здесь бомбёжки, гибель близких, не наблюдало с болью разрушение города. Для советских солдат он был очередным вражеским бастионом, который нужно было захватить любой ценой.
По калининградцам можно изучать географию постсоветского пространства. Калининградская область — это последняя сборная СССР, команда, которая по-прежнему в игре. Страны уже нет, а её сборная осталась. Потомки первых переселенцев, приехавших из различных районов огромной страны и вновь прибывающие в нашу область, представляют — это живой срез советского общества.

Символы культуры
Несмотря на пышные празднования Дня Победы и чествование ветеранов, несмотря на новые фильмы-триллеры, фильмы-экшн и фильмы-ужасы о Второй мировой, память о ней постепенно растворяется в символах современной культуры. Через несколько «мирных» поколений та Великая война уже не воспринимается как личная трагедия и как боль за весь народ и всю страну.
Поколение калинин¬градцев от 6 до 14 лет имеет о войне (к счастью!) самые общие представления, почёрпнутые из фильмов, комментариев взрослых и нескольких страниц учебника истории. Лишь немногие родители приводят своих детей в зал военной истории Историко-художественного музея. По специальной муниципальной программе в музей на бесплатной основе посещают школьники из области. Как говорят работницы музея, посетителей, в том числе и юных, всё же иногда бывает довольно много. Но интерес к военной истории проявляют, как правило, мальчишки, и главным образом потому, что оружие и военная техника, тем более настоящие, притягивали мужчин во все времена. Дети не воспринимают информацию о войне с точки зрения печальной и трагической страницы истории их Родины. Война для них – это компьютерные «стрелялки», что-то несерьёзное, развлекательное. Они без какой-либо идеологии рассматривают боевое оружие, просто как интересный сложный механизм. Чьё было оружие, какова его история и какова судьба конкретного образца, их не интригует.

Дети о войне
8-летний мальчик стоит перед стендом с оружием:
- О! Уау! Кинжальчик! Как мне нравится кинжальчик! Просто очень нравится вот такой кинжальчик! Ой, как я хочу! Пап, смотри! Пулемётик! А как стреляли!? На что нажимали?!
Другие мальчишки, несмотря на возраст, порой проявляют просто удивительную информированность в том, что за вид оружия перед ними. Например, 6-летний Вадик:
- Папа, вот это пулёмет! Смотри! Лимонки! Газовые гранаты! Противотанковые!
- Вадик, а что ты знаешь про войну? - задаю осторожный вопрос.
- Ну, не знаю...
- Хотя бы, кто с кем воевал?
- Российцы с немцами.
- А кто победил?
- Российцы.
Мужчина лет 40 и его 11-летняя дочь остановились у стенда с образцами военной немецкой формы.
- Скажите, что вам интересно в этой экспозиции, в этом разделе музея?
- Я ещё мальчишкой ходил в этот музей, - отвечает отец. - НВП у нас была и военрук классный! Он нас везде возил, по всяким военным укреплениям, многое рассказывал. И из боевого оружия мы стреляли, и в противогазах бегали. Мне это все близко и понятно.
- А вашей дочери что-нибудь здесь интересно?
Катя старательно морщит лобик и отвечает сама:
- Ничего!
За неё вступается папа:
- Далеки они сейчас от этого, вот что я хочу сказать! И в школе сейчас информации мало дают. Так только, по верхам.

Уход эпохи
Для поколения старше 35 лет было привычно-необходимым и понятным военно-патриотическое воспитание в школе, смотры строя и песни, НВП, работа в организациях следопытов, изучение военной тематики на уроках литературы, углубленное изучение военной истории, наконец, игры во дворе «в войнюшку» со спорами, кто будет «нашим», а кто - «фашистом». Ребятам, вступившим в сознательную жизнь в 90-е и вступающим в неё сейчас, война представляется уже скорее как факт, не имеющий лично к ним непосредственного отношения. И теперь куда интереснее реальных советских героев войны такие сказочные персонажи, как Рембо, Терминатор, «Универсальные солдаты», «Крепкие Орешки», Робокопы и другие. Вместе с поколением ветеранов постепенно уходит эпоха, отмеченная самосознанием народа как единого целого перед лицом видимого врага, эпоха личной жертвы во имя общего дела, эпоха, доказавшая миру, что дух и идеология могут быть сильнее технологии.
Татьяна КОСТРОМИНА



Читайте также в этом выпуске (№ 622):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia