«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 372 31.08.2004 - 03.09.2004
Галлюцинации Корнета Рильке
Галлюцинации Корнета Рильке
Марина Обревко

4 и 5 сентября меломанам предоставляется беспрецедентная возможность услышать в концертном зале калининградской филармонии шедевр немецкого постмодернизма - оперу Зигфрида Маттуса «Песнь о любви и смерти корнета Рильке».

Опера создана по заказу дрезденской «Земпер-Опер» и впервые исполнена в дни торжественного открытия здания оперы. Премьера транслировалась по Евровидению.

Со времени своего появления на свет те или иные инсценировки оперы осуществлялись на сценах Дрездена, Берлина, Нью-Йорка и Лондона. В 1998 году познакомились с творением Маттуса и отечественные зрители - опера была поставлена в камерном музыкальном театре «Санкт-Петербург-Опера» и вскоре была удостоена театральной премии «Золотая Маска».

Новелла Рильке, по которой была создана опера, пользовалась неслыханной популярностью в годы Первой мировой войны. Сочинение использовалось в качестве «художественной пропаганды» героизма и патриотизма. Налицо классическое проявление немецкого менталитета - использование в утилитарных целях любого объекта, даже столь не соответствующего данной цели, как нетленное произведение Рильке. Новелла посвящена памяти представителя древнего рода Рильке знаменосца австрийской армии Кристофера, погибшего во время австрийско-турецкой войны в бою с «языческими псами». Интерпретировать новеллу в музыкальном ключе пытались многие композиторы, однако удачной оказалась лишь попытка Зигфрида Маттуса. Вот что писал сам композитор: «Мне с самого начала было ясно, что рильковский текст отражает не реальность войны, а видения и фантазии корнета. В некоей пожилой даме ему грезится графиня, в конюшне - замок. Стрессовые ситуации военной жизни рождают совершенно неожиданные мечты, обретающие образ реальности. И все-таки устрашающая реальность войны становится реальным фоном этой психологической истории». Добавим, что самому Маттусу пришлось в юные годы столкнуться с безжалостной логикой войны. А если учесть, что композитор всегда проявлял интерес к авангардным тенденциям в искусстве, то становится понятным неизбежность сюрреалистического характера оперы. Однако явный постмодернизм произведения ничуть не снижает ни эмоционального накала, ни популярности печальной истории о корнете Рильке. Ощутить на себе магнетизм фантазий «сумрачного немецкого гения» теперь предстоит и калининградскому зрителю.




Читайте также в этом выпуске (№ 372):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia