«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 371 27.08.2004 - 31.08.2004
Благовест
Прихожане и… захожане
Елена Дашковская

Последнее время меня тянет в православный храм. Однако ощущение, что что-то делаю не до конца. К тому же сложилось впечатление, что многие верующие знают друг друга, общаются, выполняют в храме какие-то работы, а я среди них чужая.

Светлана Давыдова

Называющих себя верующими можно условно разделить на две категории: теоретических и практикующих христиан, - объяснил калининградский священник игумен Маркел. – Для реализации своего религиозного чувства и, стало быть, для достижения покоя души человеку необходима религиозная практика.

Понятно, что современная жизнь очень отличается от того общинного уклада дореволюционной России и уж тем более первых христиан. Люди жалуются на суету. Отказываться от этого не всем по силам. Священники настаивают на минимуме: посещении храма в воскресный день - для общей молитвы, участия в таинствах.

Однако храм – не только место молитвы. Это и «место жительства» духовной семьи.

- По собственному опыту знаю, как расширяются в храме рамки общения, оно становится сильнее даже кровного родства, - рассказывает прихожанка храма Покрова Пресвятой Богородицы Любовь Павлова. - Близкие по вере люди с радостью помогают решать проблемы. Неслучайно самое распространенное обращение в церкви – братья и сестры. Это не просто оборот речи или традиция: мы родные по духу.

Примеров такового общения в калининградских храмах все больше. В том же храме Покрова прихожане вот уже несколько лет помогают ребенку, чьи родители известны всей округе беспробудным пьянством. Илья сам с трех лет стал ходить в храм. Всем приходом его обихаживали, собрали в школу. А главное – приняли участие в судьбе: начиная от объяснений, почему воровство – плохо, до репетиторства школьных уроков.

В Свято-Никольском монастыре одного из прихожан бывшая супруга отправила в психбольницу, пытаясь таким образом решить жилищную проблему. Когда лечащий врач – родственник бывшей жены, доказать свою вменяемость мужчине казалось невозможным. Человеку помогли отменить диагноз, сменить работу, а затем и место жительства.

Многие верующие становятся крестными у детей своих соратников по приходу. Другие помогают в мирских делах – навещают больных, достают лекарства, морально поддерживают в сложных ситуациях.  Каждый священник знает случаи, когда юноши и девушки встречали друг друга в церкви с самого раннего детства, совместно возрастали и ныне создали семьи.

Набирает силу еще один процесс: постоянно бывающий в храме человек привлекается не только к молитве, но и к исполнению послушания. Так называется любое церковное делание, на которое есть благословение священника. Как и любое религиозное дело – молитва, пост, оно выполняется добровольно. Выбирается по силам и наклонностям человека. Имеющие «золотые руки» благоукрашают храм, любящие цветы – обихаживают территорию, эрудированные трудятся в воскресной школе.

Конечно, есть и такие, кто приходит в церковь всего несколько раз в году – на Пасху, Рождество Христово, родительский день. В церковной среде таких метко называют захожанами. Однако никогда не упрекают: ведь многие прихожане зачастую начинали с этого.

Как каждая солидная организация, Русская Православная Церковь имеет свой Устав. Он регламентирует не столько богослужебную деятельность, сколько различные административные вопросы - структуру епархии, прихода, обязанности прихожан.

Устав - не новшество последних лет: подобные документы известны с ранних веков христианства. Каких-то два века назад регламентировалась, в частности, практика прещений - духовного наказания нерадивых прихожан. Слово древнерусское, в современном аналоге звучит как запрещение: например, петь в церковном хоре. Крайний случай такого наказания - анафема. Это не проклятие, как думают многие, а констатация факта: человек полностью отпал от церкви.

Сохранилась должность приходского старосты или эконома: последнее название более утвердилось в нашей епархии. Это человек "из мира" - не имеющей сана, но первый помощник священника в решении административных дел прихода.




Читайте также в этом выпуске (№ 371):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia