«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 295 11.11.2003 - 14.11.2003
13 ноября депутаты облдумы проутюжат автосборщиков с сельхозпрофилем
Последняя надежда «Автотора»
Ольга Маркова

В областной думе есть мнение, что предоставленные несколько лет назад ею же налоговые преференции восьми промышленным предприятиям, мягко говоря, пошли мимо кассы ожидаемого бюджетного наполнения. Большинство льготников самоликвидировалось.

«Автотор-Холдинг» не входит в их число, хотя его глава Владимир Щербаков на прошлогоднем инвестиционном семинаре в Светлогорске заявил, что закрывали предприятие и арестовывали счета 69 раз. Несмотря на декларируемый перед местной властью и прессой подъем экономических показателей и прирост новых инвестиционных проектов, из года в год руководство «Автотора» убеждает законодателей сохранить данный холдингу режим льгот.

Большинство народных избранников ничего против не имеют. Льготная игра с «Автотором» была определена на законодательном уровне на срок 8,8 года под реализацию конкретного инвестиционного проекта авто- и мотосборки. Срок пошел с 1 января 2000-го.

Юрий Маточкин, председатель комитета по экономической политике облдумы, на заседании комитета по бюджету, финансам и налогам, на котором рассматривался законопроект по отмене льготного режима для завязанных на «Автотор» предприятий, заявил: «Для отмены нет доказательной базы».

Позиция Юрия Семеновича объясняется просто. Его справедливо считают «крестным отцом» (в хорошем смысле этого определения) проекта автосборки на Балтике. Только единицы предприятий области, в том числе «Автотор», смогли реализовать на практике заложенные в законе «Об ОЭЗ» механизмы для развития сборочных производств. Разработка и утверждение закона на всех столичных уровнях проходили в то время, когда Юрий Маточкин был главой администрации области.

Под ковром льгот

Зам губернатора, представитель администрации области в облдуме Тамара Кузяева разделила мнение о сохранении курса поддержки «Автотора»: «Нет правовой основы для отмены льгот».

Зато ее «отрыл» депутат Игорь Рудников. Во-первых, он нашел в федеральном законодательстве временное ограничение на возможность в субъектах предоставлять льготы. Якобы мы можем освобождать от уплат части местных налогов, но строго на семь лет.

Во-вторых, опираясь на заключения ревизоров контрольно-счетной комиссии облдумы проверки эффективности использования предоставленных ранее «Автотору» льгот, Рудников вывел цифру упущенной бюджетной выгоды - за прошедшие три года 100 миллионов рублей.

Много это или мало? При прогнозируемом бюджетном дефиците на 2004 год примерно в 400 миллионов рублей возможный возврат этих средств закроет брешь лишь на четверть.

С 1 января 2000 года группа предприятий холдинга «Автотор» под проект автосборки получила льготы по уплате местных налогов на 8,8 года. А объем прямых инвестиций «Автотор-Холдинга» за 2002-2003 гг. в собственный АПК превысил 11 млн. долларов. Размер упущенной бюджетной выгоды оценивается в 100 млн. рублей.

Исполнительный директор ЗАО «Автотор-Холдинг» Владимир Рындин обещал при сохранении предприятию действующих условий нарастить производственные объемы: в 2004-м поднять мощность в 2,5 раза и выпускать с конвейеров 25 тысяч единиц автотехники, а на 2005-й существует план уже на 50 тысяч машин. Скачок прогнозируется из расчета на недавно подписанный контракт с концерном «Дженерал Моторз». (Кстати, автоторовцы резонно «давят» и на то, что негоже демонстрировать зарубежным партнерам, что в области могут враз менять правила игры.)

Ожидается увеличение общей налогооблагаемой базы холдинга. Сегодня на «Автоторе» трудятся 1300 человек и порядка 100 самостоятельных предприятий используются на вспомогательных работах.

Хотя непонятно, зачем такому мощному предприятию льготы, с которыми столько мороки? Не проще ли разобраться с недоброжелателями одним махом и отказаться от них? Об этом мы спросили Владимира Рындина. Он ответил: «Холдинг сейчас активно развивается, инвестируя в развитие сельскохозяйственного направления. Каждая копейка на счету».

И все же вокруг начавшего работать в 1995-м «Автотора» больше обещаний, чем конкретно выраженной финансовой прибыли. Для раскрутки в режиме закона «Об ОЭЗ» восемь лет кажутся достаточным сроком. А потому поползли слухи о некой утайке получаемых за счет льгот барышей.

Показательное лицо

За развенчанием мифа о созданных на площадках «Автотора» «потемкинских деревень» красивой, сытой и самодостаточной жизни в пределах границ отдельного предприятия, депутатский десант 6 ноября автобусным спецрейсом повезли в пос. Космодемьянского (там на базе бывшего завода «Буммаш» идет сборка автомобилей КИА) и на поля Зеленоградского района (ООО «Автотор-Агро» владеет около 15 тыс. га сельхозугодий и реконструирует животноводческий комплекс для 2 тысяч высокопродуктивных буренок из Голландии).

«Автотор» всегда был площадкой демонстрации достижений местного народного хозяйства. Справедливости ради стоит сказать, что подобных визитных карточек в регионе – с цехами с программным оборудованием, конвейерами, рабочими и трактористами в чистых спецовках без признаков похмелья – не так много.

В целом, на субъективный журналистский взгляд, картинка хозяйственной деятельности «Автотора» выглядела добротной. На территории автосборки в пос. Космодемьянского царил почти стерильный порядок. Свежепокрашенные белые тротуарные бордюры, газоны, цветники и аллея передовиков производства напомнили рыбный порт догубернаторского периода Леонида Горбенко.

В чистеньких цехах складно трудились люди без явной печали во взоре. Почти все регулярно получают в заводской кассе зарплату в 6-7 тысяч рублей. В цехе окраски она несколько выше: 10-12 тысяч рублей. Там к тому же дают молоко за вредность и несколько дополнительных дней к отпуску. Скоро откроется доступная по ценам рабочая столовая. Настоятельные вопросы о якобы постоянно действующем 12- часовом рабочем дне остались не подтвержденными и не опровергнутыми трудягами показательной рабочей смены.

Поля у «Автотора» прилежные. Впечатлила демонстрация сельхозтехники стоимостью около 140 тысяч долларов со съемными насадками. Подобную «Автотор» хочет вскоре собирать на своих калининградских промышленных площадках. Со слов комбайнеров и трактористов, в уборочную их зарплата достигала 25 тысяч рублей в месяц.

За и против

Определенным образом судьба всего этого нажитого «Автотором» за почти восемь лет жизни на земле янтарного края сегодня в руках депутатов облдумы.

Однозначно «за» выступит областная администрация. Для справки – служебный машинный парк областной и городской власти, включая законодательную, пересажен практически полностью на авто от «Автотора». Причем на выгодных льготных условиях расчета с производителем.

Возможно, против (кроме инициатора льготной чистки Игоря Рудникова) выскажется депутат Виталий Федотов. Он сам возглавляет в Зеленоградском районе крупное агропромышленное хозяйство. «Автотор» ему конкурент в перспективе.

Но главное «но» - льготы даны конкретно под автосборку, а не под развитие за счет них сельхозпрофиля. Объем же прямых инвестиций «Автотор-Холдинга» за 2002 и 2003 годы в собственный АПК превысил 11 миллионов долларов.

Чья чаша интересов перевесит, мы узнаем до конца этой недели.




Читайте также в этом выпуске (№ 295):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia