«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 292 31.10.2003 - 04.11.2003
Политика
«Калининград-гейт» пора заканчивать
Елена Бочарникова

По мнению координатора фракции СПС в областной думе Соломона Гинзбурга, в настоящее время достаточно внятно обнаруживаются два подхода к развязыванию калининградского узла. Один из них принадлежит фракции СПС и отличается от официального, демонстрируемого сейчас федеральной и региональной властью.

- В чем суть подхода, предлагаемого фракцией СПС?

- На практике сегодня реализуется аутсайдерский, мучительный для населения области подход. Имитируется решение задачи, связанной с транзитом людей, вводятся носящие промежуточный характер упрощенные транзитные документы, от которых все равно придется отказаться. Завтра приступят к проблеме транзита грузов, еще через три года займутся проблемой сертификации товаров, к 2017 году, может, решат вопросы с евростандартами, таможенными и пограничными процедурами на территории области.

Этот подход отрубания хвоста по частям я бы назвал пипеточным способом решения калининградской проблемы. Его демонстрирует сегодня власть как в федеральном центре, так и в регионе.

Мне и моим коллегам по фракции ближе другой подход - либерально-демократический и комплексный. Его суть - проблемы виз, транзита и т.д. надо решать не поочередно, а комплексно. Должна состояться встреча губернатора с президентом, на которой главу государства надо убедить, что нужно заканчивать бессодержательный пиар, этот "Калининград-гейт", и добиваться подписания международного соглашения между Россией и ЕС под названием "О развитии Калининградской области Российской Федерации в новых экономических и геополитических условиях как региона сотрудничества". В этот документ необходимо включить все позиции, которые на сегодняшний день не решены, - их около 20.

- Довольно долгий и тернистый путь.

- Конечно, тем более что потребуется ратификация соглашения в парламентах России и государств-членов ЕС, но на это уйдет не более 1,5 года. Прежде всего нужна политическая воля, и губернатор должен помнить, что надо не соревноваться в угадывании мыслей президента, а жестко проводить региональную политику на пользу калининградцам. Причем интересы калининградцев - это национальные интересы России.

И нельзя противопоставлять регион федеральному центру, который тоже находится в поиске. Я с большим удовольствием вошел в комиссию Игоря Шувалова, которая обозначила подход к комплексному развитию социально-экономического бытия области. Что в корне отличается от предшествующих попыток. А выделение такого приоритета, как Калининград, это в том числе и выражение главой государства недовольства тем, как распутывался калининградский узел на уровне федеральной исполнительной власти.

- И все-таки самой актуальной стала проблема транзита.

- Проблему транзита людей можно решить только двумя способами. Первый - отстаивать идею так называемого длинного шенгена, т. е. предоставления калининградцам бесплатных многократных шенгенских виз. Проект уже просчитан, деньги на него (около 6 млн. евро) в Европейской комиссии есть. Нужны лишь соответствующие договоренности на уровне главы государства и руководства Европарламента.

Второй вариант - использование имеющегося опыта. Честно говоря, надоело слушать демагогию, мол, жители Гондураса, Израиля, Марокко беспрепятственно посещают шенгенскую зону - там совершенно иная ситуация. Аналог мы нашли на примере Норвегии. Эта страна не вступила в ЕС и соседствует с его членами Финляндией и Швецией, и с 1997 года действуют поправки в шенгенский договор, согласно которым каждый подданный Королевства Норвегия, где был они ни жил, свободно путешествует по "кольцу" ЕС. Достаточно предъявить норвежский паспорт. Этот прецедент можно рассматривать в качестве образца и для Калининграда.

- Почему это не сделано до сих пор? Ведь проблеме не один год.

- И Владимир Егоров, и его ближайшее окружение должны понять: если региональная власть и дальше будет заглядывать в рот федеральному центру, она будет провоцировать сепаратизм (он, бесспорно, существует, но пока в замороженном состоянии). Очень легко вывозить детей на экскурсии в "большую Россию", но проезжающий мимо "Мерседес" - вещь более сильная, чем Кижи. Главная задача - изменить качество жизни в регионе.

Глупо хвастаться, что наш ВВП на 4-7% выше, чем в Мурманске или Смоленске. Мы свой уровень развития должны соизмерять с сопредельными государствами. Нарушено экономическое и правовое пространство, поэтому нельзя акцентироваться только на поправках к закону об ОЭЗ. Это либо недопонимание стратегии и того положения, в котором оказалась Калининградская область, либо большая наивность, граничащая с предательством интересов России на ее западе.

Понятно, что принятый в 1996-м закон об ОЭЗ был ответом на распад СССР. Сегодня ответом на такой мощный вызов, как экспансия ЕС, только рост уровня жизни и соглашение с ЕС. Это еще и защита от самодеятельности столичных чиновников, посягающих на режим ОЭЗ: международное законодательство имеет приоритет по отношению к национальному.

- Насколько реален ваш подход с точки зрения воплощения?

- Если будет политическая воля и консолидация на уровне региональной власти, он вполне реален. Президент достаточно прагматичный человек, понимающий, что для него Калининград - тот оселок, на который будет ориентироваться и европейское сообщество, и население России. Кроме того, должен наконец появиться в правительстве человек в ранге министра, отвечающий за Калининград комплексно. Можно дать статус спецпредставителя президента со всеми полномочиями губернатору. Это подвигло бы Еврокомиссию на появление аналогичной должности и у них.

- Какая, на ваш взгляд, нужна законодательная вертикаль для нашего региона?

- Иерархию надо выстраивать следующим образом. 1) Конституция России. 2) Международное соглашение РФ И ЕС. 3) Рамочный закон об ОЭЗ в РФ. 4) Модернизированный закон об ОЭЗ в Калининградской области. 5) Реестр инвестиционных проектов до 2010 года (речь идет о ФЦП, которую ни в коей мере нельзя назвать стратегией). 6) Пилотное региональное законодательство, как экономическое, так и в сфере укрепления гражданского общества. Это и есть комплексный подход, который продвигает фракция СПС.




Читайте также в этом выпуске (№ 292):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia