«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1079 
Колонка Сергея Шерстюка от 4 июля 2017 года
Колонка Сергея Шерстюка от 4 июля 2017 года
21 июня прошло заседание общественно-политического совета при губернаторе Калининградской области, который был посвящён проблемам в сфере ЖКХ и оптимизации тарифов на коммунальные услуги. Сразу скажу, что мои ожидания конструктивного обсуждения конкретных предложений по улучшению качества коммунальных услуг и снижению их стоимости не оправдались. Как всегда, первые два докладчика (врио вице-премьера и министра строительства и ЖКХ Максим Федосеев, а также врио руководителя службы по тарифам Кирилл Юткин) просто отчитались, как хорошо идут дела в руководимых ими подразделениях регионального правительства. Не прозвучало ни одного намёка на то, что что-то делается не так и есть какие-то проблемы. Но главное, они твёрдо уверены в том, что строительство новых объектов по водоснабжению, очистных сооружений и котельных должно привести к обязательному росту тарифов на эти услуги для населения. То есть идёт полное игнорирование самой сути реализации инвестиционных программ и программ коммунальных предприятий по энергосбережению и энергоэффективности. Более того, ставится под сомнение сама цель модернизации коммунальной инфраструктуры, которая заключается не только в улучшении качества коммунальных услуг, но и в снижении их стоимости. К сожалению, именно эту мысль постоянно высказывал вице-премьер Федосеев. Нечто подобное он говорил и четыре года назад на таком же общественно-политическом совете. Тогда все участники совета вносили свои предложения, но ничего с тех пор не изменилось. Похоже, наши чиновники живут в другой реальности и не знают или не хотят замечать, что доходы жителей региона падают, и они уже не в состоянии оплачивать постоянно увеличивающуюся стоимость коммунальных услуг. Ведь ЖКХ — одна из немногих сфер, благополучие которой почти полностью зависит от эффективности работы органов власти.
Нужно отдать должное, что некоторые члены совета открыто заявили, что у правительства нет чёткой программы по эффективному развитию коммунального хозяйства нашего региона.
Таким образом, после двухчасового обсуждения и слабых попыток оправдания со стороны чиновников врио губернатора дал всем понять, что он полностью доверяет своим заместителям, а если какие-то проблемы и существуют, то они будут решаться. Многие предложения, прозвучавшие в выступлениях, вообще остались без комментария. То ли чиновники не в теме, то ли не хотят заниматься этими вопросами. Зачем собирали совет с этой повесткой, осталось непонятным не только для меня одного. Образовался замкнутый круг: согласно проведённому опросу, жители региона в большинстве своем не довольны состоянием сферы ЖКХ, а органы власти не хотят признавать существование проблем. Создаётся впечатление, что врио губернатора полностью полагается на информацию, предоставляемую ему чиновниками регионального правительства, и альтернативный источник поставки информации у него отсутствует. Только вот непонятно одно: почему тогда ситуация в сфере ЖКХ за последние годы только ухудшается и тарифы растут.
Альтернативное мнение есть, и высказывают его не только активные жители, но и эксперты, представители научного сообщества. Региональному правительству необходимо прислушиваться к их мнению. Поэтому в секретариат общественно-политического совета экспертным сообществом в обязательном порядке будут переданы предложения по улучшению ситуации с ЖКХ и оптимизации тарифов на коммунальные услуги. А лично врио губернатора будет передан документ «Оценка региональной тарифной политики и предложения по ее совершенствованию в целях обеспечения социальной защиты, сохранения уровня благосостояния населения и недопущения негативных социальных последствий в Калининградской области», который разработан экспертным и научным сообществом и прошёл обсуждение на площадке регионального штаба ОНФ. Чтобы всем было понятно, о чём шла речь в моём выступлении и какие меры были предложены для оптимизации тарифов на коммунальные услуги, привожу его полный текст.
***
Основная цель государственного регулирования тарифов — защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов ресурсоснабжающих организаций на территории Калининградской области — реализуется, к сожалению, не в полном объёме. В Калининградской области медленно проводится модернизация, в недостаточном объёме внедряются энергосберегающие технологии и оборудование на предприятиях коммунального хозяйства. В результате чего рост эксплуатационных расходов приводит к росту тарифов. Поэтому очень важно соответствующим структурным подразделениям регионального правительства проводить работу по контролю уровня обновления основных фондов.
На сегодняшний день влияние величины коммунальных тарифов на уровень благосостояния и социальное благополучие семей в Калининградской области довольно значительное, так как действующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Калининградской области выше средних показателей как по регионам Северо-Западного федерального округа, так и РФ в целом: газ природный — выше на 37,2 %; отопление — выше на 31,6 %; горячая вода — выше на 17,6 %; газ сжиженный в баллонах — выше на 45,7 %.
Причём наблюдается устойчивая тенденция, когда тарифы в Калининградской области растут быстрее, чем в среднем по России. Из всех коммунальных услуг самыми дорогими являются отопление и горячая вода. Самое дорогое тепло в городах: Балтийск — 3603 руб./Гкал, Черняховск — 3750 руб./Гкал. Теплоснабжающим организациям, находящимся именно в этих городах, необходимо предоставление субсидий из областного бюджета для снижения тарифа до средней величины по региону. Хотя бы на один год, пока не закончится процесс газификации муниципальных центров. Для жителей Калининграда имеется реальная возможность снижения на 30–40 % тарифов на отопление и горячую воду, и надо для этого всего лишь перейти на теплоснабжение от ТЭЦ-2. Приняв такую программу, регион сэкономит миллиарды бюджетных рублей, которые городская администрация планирует потратить на ремонт и строительство новых теплоисточников, а также сберечь сотни миллионов кубических метров природного газа, который сейчас расходуется неэффективно.
Инвестиции в сферу ЖКХ и концессионные соглашения должны в короткие сроки приводить к снижению тарифов на тепло в таких городах, как Балтийск, Черняховск, Гвардейск, Гурьевск.
Стоимость газа для населения как для конечного потребителя в нашем регионе по-прежнему почти в 1,4 раза выше, чем в среднем по России, хотя оптовая цена газа везде примерно одинаковая. Столь значительная разница образуется за счёт завышенной стоимости услуг, которые оказывают местные организации ОАО «Калининградгазификация» и ООО «Газпром-межрегионгаз Санкт-Петербург». Тарифы на услуги этих предприятий в 2–5 раз выше, чем в других регионах СЗФО и РФ, что ставит население нашего региона в неравные условия.
Экспертное сообщество считает, что необходимо выравнивать стоимость газа для населения нашего региона на уровне сложившейся средней величины среди всех регионов РФ. Для этого необходимо провести независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Калининградгазификация» и ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» с выработкой предложений по повышению эффективности работы данных предприятий и уменьшению стоимости их услуг. Этот вопрос необходимо решать комплексно с газоснабжением ТЭЦ-2.
Согласно позиции, изложенной в официальном прогнозе Министерства экономики Калининградской области, объемы производства в сфере электроэнергии к 2018 году понизятся на 28,3 %. Это связано с отсутствием возможности ее экспорта. Важно, чтобы после наступления изолированного режима работы в региональной энергетике не произошёл резкий рост тарифа на электроэнергию. Для этого необходимо увеличить объем реализации тепла от КТЭЦ-2, что, в свою очередь, увеличит валовый доход всей станции в целом и в конечном итоге может привести к снижению стоимости вырабатываемой электроэнергии. По оценке экспертов, при номинальной (хотя бы на 40–50 % от выработки) загрузке КТЭЦ-2 по теплу возможно снижение тарифа на электроэнергию, или как минимум сохранение его величины при работе в изолированном режиме.
Последние два года Служба по государственному регулированию цен и тарифов производит сомнительные действия с точки зрения действующего законодательства, устанавливая тарифы на коммунальные услуги для различных муниципальных предприятий по два раза в год с 1 июля и с 25 декабря. В результате происходит значительный рост тарифов и резко увеличивается индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Для принятия подобных решений нужны очень веские основания и реализация дополнительных мер социальной поддержки потребителей коммунальных услуг.
Службой по государственному регулированию цен и тарифов не создан эффективный механизм согласования интересов производителей и потребителей коммунальных ресурсов и услуг; в том числе вызывает сомнение доступность тарифов на коммунальные услуги для населения.
Необходимо разработать новые подходы по совершенствованию региональной системы тарифообразования на услуги ЖКХ, в том числе и в зависимости от их качества. Процедура ценообразования должна быть прозрачной и понятной для потребителя.
Также возникает необходимость устранения диспропорции в величине тарифов в пределах региона, когда в разных муниципальных образованиях тарифы на тепло отличаются в 2,6 раза, на холодную воду — в 2,4 раза, на водоотведение — в 8,7 раз. Для этого необходимо разработать региональный закон о жилищно-коммунальной и тарифной политике, а также реализовать отдельные программы по развитию сферы ЖКХ. Службе по государственному регулированию цен и тарифов необходимо в рамках новой тарифной политики предусмотреть установление тарифов не выше целевой инфляции, а государство в лице регионального правительства должно выступать гарантом неизменности долгосрочных тарифов. При этом все должны быть уверены, что базовые тарифы рассчитаны правильно, для чего и надо провести их независимую экспертизу. Население нашего региона как неотъемлемая часть Российской Федерации, располагающаяся в благоприятных климатических условиях, в праве находиться в равных условиях с другими регионами, а стоимость коммунальных услуг для него должна быть на уровне средних показателей по РФ.

Сергей ШЕРСТЮК
эксперт в сфере ЖКХ



Читайте также в этом выпуске (№ 1079):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia