«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1052 
Константин Дорошок: От протестных митингов к иску о банкротстве
Константин Дорошок: От протестных митингов к иску о банкротстве
30 января 2010 года. Центральная площадь около Дома Советов. На людей в пыжиковых шапках с неба сыплется мокрый снег. Те безуспешно пытаются прикрыться от него зонтами. Толпа демонстрирует редкое по нынешним временам идеологическое единство: хорошо видны красные флаги КПРФ, черно-желтые «имперки» (знамена считались «своими» у русских националистов и политический партий правого толка). Рядом с коммунистами и правыми вьются белые полотна с символикой партии «Яблоко». В синем фургоне, который играет роль партийной трибуны, установлены микрофоны. Говорящий не попадает в кадр камеры, но его голос хорошо слышен. Это Константин Дорошок — один из лидеров калининградского «антибоосовского» протестного движения, которое через год только самые ленивые политологи не будут называть «предтечей Болотной площади».

«Друзья-калининградцы», — кричит Дорошок в микрофон. Толпа отвечает ревом и аплодисментами. Рядом с внушительной фигурой Дорошка переминается с ноги на ногу депутат Облдумы Соломон Гинзбург в тонкой спортивной курточке.

«Закрываются школы районов... При этом самую большую дотацию получила школа, в которой учится дочь губернатора...Детских садов не хватает...», — продолжает свою грозную речь Дорошок в похрипывающий микрофон. Он читает с бумажки. Вокруг него — действующие депутаты регионального парламента (тот же Гинзбург или Евгений Ган), но он, несмотря на свое нечастое появление в медиапространстве до начала протестов — безусловно, один из главных лидеров этого движения.

Его называли «калининградским Че Геварой». Журнал «Русский репортер» включил лидера калининградского протеста в свой рейтинг «100 жестов в политике». Возглавляла список тогдашняя звезда YouTube, майор милиции Алексей Дымовский, который выступал с разоблачительными речами о работе тогдашнего МВД. Константин Дорошок в рейтинге стал седьмым, проиграв экс-президенту Украины Виктору Януковичу, президенту РФ Дмитрию Медведеву и на тот момент только премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдрогану (за слезы в прямом эфире национального телевидения). Дорошок свое место получил с краткой формулировкой «уволил Георгия Бооса». «То, что начиналось как протест группки автовладельцев против повышения транспортного налога, неожиданно вылилось в четкие антиправительственные лозунги и требования отставки не только Георгия Бооса, но и Владимира Путина. Причем претензии к власти были не огульными, а вполне конкретными, понятными каждому экономически активному гражданину. Именно то, что под радикальные протестные лозунги встали не записные оппозиционеры, а до того момента в большинстве своем аполитичный средний класс, больше всего и напугало федеральные власти», — пишет про оппозиционера «Русский репортер». К слову, Владимир Путин смог дотянуть в рейтинге журнала только до 11-й строчки.


«Че Гевара на тропе войны»

До середины «нулевых» будущий лидер митингов политикой не интересовался совершенно, а на жизнь зарабатывал тем, что занимался перегонкой автомобилей. Потом произошли изменения в структуре таможенных органов РФ. Калининградская таможенная служба была переподчинена Северо-Западному таможенному управлению в Санкт-Петербург. Как рассказывает сам Константин Дорошок, после этого для бизнеса попытались создать такие условия, чтобы калининградцы больше «в жизни не смогли заниматься экспортом автомобилей, а рынок плавно переходил бы в Северную столицу».

Таможня задним числом пересчитала перегонщикам сумму за «растаможку» автомобилей. Местные перевозчики получили больше 1000 исков.

Будущему депутату насчитали порядка 45 млн руб. долга. Эта история поставила оппозиционера на грань выживания. Приставы описали его имущество. Выезд за границу закрыли за долги. Фактически Константина Дорошка и других перевозчиков целенаправленно лишали бизнеса, с помощью которого те могли зарабатывать себе на жизнь «Меня лишили возможности содержать семью, а еще нужно искать денег на адвокатов», — говорит Дорошок о тех временах.
«[Перевозчиков] ликвидировали как класс, потому что это неправильная экономика, — вспоминает политолог Владимир Абрамов. — Может быть, с точки зрения теории все верно. Но люди деньги зарабатывали, а их этого лишали».

Дорошку пришлось отправиться в суды. Сумму долга удалось снизить до 18,5 млн. Но ситуация все равно была безвыходная: таких денег у него не было. Как признается политик, у него не хватило бы денег, чтобы расплатиться с государством, даже если бы сумму иска удалось уменьшить и до 5 млн руб. Суды, впрочем, стали для оппозиционера своеобразной «школой жизни» и опытом, который выбил его из состояния покоя.

«Когда я пытался представить, сколько я в год приносил государству денег, то понимал, что это больше, чем бюджеты небольших муниципалитетов. Огромные деньги! С каждого ввезенного автомобиля я платил государству 5–7 тыс. евро. Любое живое существо, если его загнать в угол, если оно имеет хоть немножечко достоинства, будет вынуждено защищаться... Пришлось защищаться», — злится он. Так Константин Дорошок вышел на тропу войны, а региональные власти на несколько лет приобрели опасного оппонента.

«Перегонщики на тропе войны»

Протестное движение поначалу объединяло только «обиженных» властью перегонщиков. Не было никаких предпосылок к тому, что все это превратится в «предтечу Болотной» и массовые митинги. На своем первом митинге Дорошок оказался в 2006 году. Проходил он у здания Калининградской областной таможни. Никого, кроме пострадавших от политики таможенной службы, на этом мероприятии не было. Впрочем, он вспоминает, что «активных и готовых отстаивать свои права какими угодно способами» среди перегонщиков было много. «Понятно, что мы ничего не громили и не бомбили... Но когда нас не слышали, мы вынуждены были перекрывать дороги, магистрали», — рассказывает он.
Постепенно протестное движение стало перерастать границы одной социальной группы. К протестующим перегонщикам стали присоединяться другие горожане, у которых к региональным властям были свои вопросы и претензии. Ряды протестующих пополнялись с самых неожиданных сторон. Дорошок вспоминает про обманутых дольщиков, защитников зеленых зон и скверов, мясопереработчиков и производителей мебели (по ним сильно ударили новые региональные законы) и жителей общежития «Цепрусс» на ул. Менделеева, которых выселяли на улицу. Митинги в те времена поддерживали даже те, кто «сегодня избирается от «Единой России». В разговоре звучат фамилии депутатов нового созыва областной Думы Леонида Степанюка (директор компании «ДСВ Транспорт») и Вадима Снигирева (владелец нескольких калининградских автосалонов).

«Мы с нашими самыми активными ребятами подумали и решили, что пришло время создать общественную организацию», — говорит Дорошок. Так появилась «Справедливость». Будет нелишней отдельная врезка про то, что это такое, каковы были цели, количество людей, офис в центре города и т. д. и т. п. На 2009–2010 год структура представляла очень большой интерес.

Оппозиционная деятельность свела Константина Дорошка с политическими партиями. Оппоненты «партии власти» видели в накопленной протестующей массе перспективное электоральное поле, которое поможет достичь успеха на выборах. «Мы обращались и в «Единую Россию». Нас не услышали. Обращались в другие политические партии. Они разводили руками», — говорит Дорошок.

В 2007 году лидер «Справедливости» познакомился с руководителем регионального отделения «Патриотов России» Михаилом Чесалиным. На федеральном уровне «Патриоты» всегда оставались лояльны действующему властному курсу. Но в Калининградской области все было наоборот: Чесалин на определенном этапе занимал по отношению к областному правительству подчеркнуто несогласную позицию. А уличная активность была важной частью политического капитала этого политика. Именно она несколько раз подряд обеспечивала лидеру «Патриотов» мандат регионального парламента. В момент знакомства депутат Чесалин бился за права докеров в порту. Он, как вспоминает Дорошок, оказался «более сообразительным» и предложил перегонщикам этакий бартер: соратники Дорошка поддерживают «патриотов» на их акциях, а те отвечают симметричной поддержкой.

Перевозчики тем временем набирались протестного опыта и учились проводить новые акции. В какой-то момент, как вспоминает Константин Дорошок, таможня просто перестала выполнять свои обязанности по оформлению автомобилей. На границе образовались многокилометровые пробки. Люди буквально жили в автомобилях, не имея возможности въехать на территорию области. Спасали поляки, которые носили россиянам горячую воду и даже «кормили пирожками и подвозили бензин». «Людей превратили в свиней, — продолжает рассказывать Константин. — которые были вынуждены неделю не мыться и сидеть на границе». Последней каплей стало то, когда в очереди умер один из водителей. Тогда перевозчики решились на радикальные действия, чтобы поддержать застрявших на границе «братьев по оружию». 30 человек сорвались, поехали к контрольно-пропускному пункту, встали в несколько колонн и перекрыли границу. С машин предусмотрительно сняли номера. «Ну приехал ОМОН… Мы стоим в стороне, мы же не в машинах сидим. Ну, эвакуируйте. Долго будете эвакуировать? Да их невозможно эвакуировать!» — рассказывает Дорошок. Решать проблему с протестующими приехал на тот момент глава Мамоново Олег Шлык. Но и он ничего сделать с колонной машин не смог. Властям пришлось пойти на поводу у перегонщиков: таможенники возобновили работу, а автомобили смогли пересечь границу. «Мы нашли рычаги воздействия», — усмехается Константин Дорошок.

Он вспоминает про то время, что каждый прожитый день «открывал ему истины о том, как устроена власть в Российской Федерации». Прежде аполитичный предприниматель прочитал доклад Бориса Немцова и Владимира Милова «Путин. Итоги». Сейчас Дорошок про этот документ рассказывает, что в нем «предсказано совершенно все».

«Медвежий помет»
Дорошок тем временем по-прежнему пытался объединить вокруг образующегося протестного движения политические партии. В начале ноября 2009 года он познакомился с оппозиционным депутатом Соломоном Гинзбургом. Последний был координатором депутатской фракции Облдумы «Земляки». Помимо Гинзбурга, туда входили Владимир Султанов, Владимир Кафидов и Владимир Морар. Дорошок пришел к Гинзбургу в Облдуму за моральной поддержкой уже как лидер пусть и не очень большого, но сформировавшегося движения. У Гинзбурга и других оппозиционных депутатов тогда уже начался период конфронтации с Георгием Боосом, поэтому, проверив по своим каналам, кто такой лидер «Справедливости», оппозиционный депутат пообещал поддержку общественнику. «Я рекомендовал своим коллегам [по фракции «Земляки»] участвовать в этом митинге и сам выступал 12 декабря», — рассказывает Соломон Гинзбург. На митинге депутат прочитал экспрессивную речь о том, что «все кругом покрыто толстым слоем медвежьего помета и надо проветривать помещение». Так в области начал формироваться своеобразный «протестный интернационал».
Сам Дорошок вспоминает, что рекомендовал оппозиционерам в преддверии митинга 12 декабря «забыть про цвета». Тем более что добавился мощный катализатор: Облдума начала рассматривать законопроект о повышении транспортного налога. В Калининграде как в одном из самых автомибилизированных регионов РФ этот нормативно-правовой акт воспринимался большинством в однозначно негативном ключе. Митинг, по различным оценкам, собрал от 3 до 5 тыс. человек.

Дорошок стал одним из заявителей протестной акции. После этого за ним в медийном пространстве прочно закрепился статус одного из лидеров протеста. Политолог Владимир Абрамов говорит, что Дорошку удалось стать лидером в глазах общественности именно благодаря тому, что он не подключился к протестам в последний момент, как это сделали другие политические лидеры, а с самого начала участвовал в движении и деятельность свою начал раньше. «Он был участником протестного движения со стороны перегонщиков. Это помогло ему выдвинуться как представителю достаточно массовой группы. А на январском митинге уже появилась вся эта политическая шушера...Они, как серфингисты, волну оседлали и пытались с этого состричь купоны», — говорит он. Других альтернативных фигур на роль лидера в протестном движении Абрамов назвать не может. «Если бы они появились, то мы бы говорили про другие фигуры. Это как лотерея: чтобы выиграть, надо участвовать», — добавляет политолог.

Сам Дорошок точно не может сформулировать ответ на вопрос, почему так получилось, что никому неизвестный до этого момента персонаж, стал одной из главных медийных фигур. «Лидеров не назначают», — философски замечает он.

Резолюция митинга декабря 2009 года звучала достаточно радикально: протестующие уже в качестве первого пункта требовали отменить постановление федерального правительства, которое позволяло регионам увеличивать транспортный налог (повышение сборов участники считали «несвоевременным и неадекватным доходам населения»). Как альтернативу митингующие предлагали возобновить деятельность региональных транспортных фондов. Автомобилисты были недовольны, что, собирая налоги, власть фактически потом может распоряжаться этими деньгами, как сама посчитает нужным, а значит, это не гарантирует, к примеру, качественный ремонт дорог. Более того, митингующие требовали взимать налог из акциза, включенного в стоимость бензина (вред окружающей среде машина может наносить только тогда, когда она эксплуатируется). Требований и предложений было много, но заканчивался документ требованием отставки Георгия Бооса и всего регионального правительства. Копии резолюции были отправлены Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину, самому Георгию Боосу, а также спикеру Облдумы Сергею Булычеву.

После первого большого митинга был создан координационный совет протестных действий. Оппозиционеры стали приходить на внутренние встречи практически еженедельно, чтобы подготовиться к следующему митингу. Протестная акция 30 января 2010 года собрала по разным оценкам от 10 до 12 тыс. человек. Из Москвы в Калининград прибыл оппозиционный десант в составе лидеров политического движения «Солидарность» Бориса Немцова (его встречали по всем правилам шпионских фильмов, с заменой автомобилей и прочей конспирацией), Владимира Милова и Ильи Яшина. Переговоры с москвичами местные протестующие пытались вести и раньше. Тогда, как признается Дорошок, их «не услышали». Но после первого митинга их «соизволили рассмотреть». В середине 2009 года местных лидеров пригласили в Санкт-Петербург на первую встречу (с Немцовым тогда, как замечает лидер калининградского протеста, встретиться не удалось). «Я вижу цель. А что будет ей способствовать…? Лишь бы не трупы. Лишь бы не чужое горе, на котором я бы смог достигнуть этой цели», — жестко отвечает Дорошок на вопрос о том, не думает ли он, что московские оппозиционеры просто попытались его использовать. «Был бы Жириновский — ему бы дали слово. Партийная принадлежность для меня никакой решающей роли не играла», — добавляет он.
Сейчас, вспоминая про организацию второго большого митинга, оппозиционер говорит не о революционном угаре или эйфории выступления перед 12-тысячной толпой, а об ответственности, которая на него свалилась. Видимо, тот факт, что властям тогда не удалось дискредитировать калининградский протест, подать его как бунт радикализировавшихся маргиналов, а его организаторов записать в «списки экстремистов», Дорошок считает одной из своих главных заслуг. Определенные возможности для такой информационной войны с протестующими у команды Георгия Бооса были: на площади у Дома Советов собрались люди самых разных убеждений. Оппозиционер вспоминает про одного из лидеров байкерского движения, со стороны которого звучали пусть и неконкретные, но вполне понятные предложения о «коктейлях Молотова». Любые столкновения с сотрудниками полиции могли обернуться для тихого Калининграда собственным «болотным делом» и аргументацией «о поврежденной зубной эмали сотрудников ОМОНа».

«Был у меня в истории такой митинг (еще до 12 декабря). Когда один из выступающих начал читать собственную резолюцию. Откуда он ее взял — вообще непонятно. Если выступление не согласовывается, то можно все что угодно наговорить. Можно спровоцировать людей на то, на что организаторы и не собирались их провоцировать», — вспоминает Дорошок. «Именно то, что эти митинги прошли мирно, послужило предтечей митингов на Болотной площади. В истории России появился пример митингов, которые прошли корректно и без эксцессов», — вспоминает бывший соратник Константина Дорошка по протестной активности и издатель газеты «Дворник» Арсений Махлов.

Эта осторожность и сыграет с калининградскими оппозиционерами в какой-то степени злую шутку. Третий митинг, запланированный на март все того же 2010 года, будет отменен. Дорошка, Гинзбурга и Махлова будут называть «предателями». Они в ответ — рассказывать историю о том, что власти готовили провокацию, а в Калининград прилетел отряд милиции особого назначения «Зубр». Некоторые горожане от подобных историй отмахивались, называя их «страшилками», а организаторов подозревали в сговоре с властями. Спустя 6 лет после этих событий, Дорошок на вопрос о причинах отмены митинга вновь рассказывает о «Зубре» и даже говорит, что видел место, где дислоцировались сотрудники правоохранительных органов и как «они там ходили строем». Константин безо всякого удовольствия вспоминает о том времени, когда даже близкие люди могли назвать его «сволочью» и «предателем». Но добавляет, что если бы время вернулось назад, то он все равно бы поступил точно так же и что «ему нестыдно смотреть в глаза».

«У нас целью был не митинг, — поясняет он. — Были заявлены цели. Мы должны были найти инструменты их решения. Понятно, что решить их может только власть, а не мы. Наша задача была сделать так, чтобы власть нас услышала».

Первым о «Зубре» и возможных провокациях из координационного совета заговорил Арсений Махлов. Он тоже уверен, что решение оппозиционерами в тот момент было принято верное. «Кто бы не искал свидетельств покупки или продажи кого-то — все это ерунда. Он был отменен только потому, что на стадионе «Пионер» (куда мэрия Калининграда планировала отправить митинг) не могла быть обеспечена должная система безопасности», — поддерживает он Дорошка.
Продолжение следует.
Текст: Алексей ЩЕГОЛЕВ 



Читайте также в этом выпуске (№ 1052):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia