«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1029 
Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 1 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 2 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 3 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 4 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 5 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 6 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 7 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 8 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 9 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 10 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 11 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 12 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 13 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 14 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 15 Газета Дворник Калининград, выпуск №23 (2016), страница 16
Как спасти стадион?
Как спасти стадион?
«Фантазии об Apple»
В начале июня стало известно, что региональное правительство готово потратить на бизнес-план для строящегося на острове стадиона к чемпионату мира более 10 миллионов рублей. Именно этот документ должен объяснить, как будущий объект собирается отбивать деньги на собственное содержание. Пока планируется, что крупный спортивный объект будет обходиться в 200 миллионов рублей в год.
У калининградского стадиона будет два режима: FIFA (Международная федерация футбола — прим. ред.) и «Наследие». Первый будет функционировать только на время матчей чемпионата мира в 2018 году. После того как в Калининграде пройдут 4 игры, вместимость объекта будет сокращена с 35 до 25 тысяч мест. После этого арена должна перейти на работу в коммерческом режиме.
«По логике, прежде чем планировать «посадку» и архитектурный формат стадиона, необходимо было разработать бизнес-план, концепцию объекта, понять, каким образом в будущем стадион сможет себя содержать и сколько понадобится бюджетных «субсидий»… Окончательные решения о строительстве и наполнении стадиона затягивались, потом у стадиона «отрезали» кусочек, потом ещё», — рассказывает инвестиционный консультант Мария Лагутинская.
Специалист по связям с общественностью автономной некоммерческой организации «Калининград – 2018» (структура областных и городских властей) Виталий Макаров подтвердил, что на сегодняшний момент не определены основные направления, благодаря которым будущий калининградский стадион сможет отбивать хотя бы те деньги, которые региональный бюджет будет тратить на его содержание. Видимо, областные власти имеют об этом только теоретическое представление.
Вопрос, как заработать в России на содержание футбольного стадиона, является болезненным буквально для всех владельцев подобных объектов. Отмечается, что государственный менеджмент переоценивает покупательские способности городов, где строятся объекты. Даже если построить рядом со стадионами крупные торговые центры, то у местных жителей попросту нет столько денег на покупки. Этот тезис в полной мере относится и к Калининграду, в центральной части которого нет недостатка в крупных ТЦ.
«Когда мы говорим о доходной части в 200 миллионов рублей в год, то мы должны понимать, что это около 550 тысяч рублей в день. При круглосуточной загрузке это около 23 тысячи рублей в час. Возможно, если компания Apple инвестирует в производство своей продукции на стадионе, то шансы зарабатывать по 200–250 миллионов в год весьма велики», — шутит калининградский бизнес-консультант Олег Скворцов.
«Предполагается, что до 30% от суммы содержания в год стадион сможет зарабатывать самостоятельно, за счёт спортивных и событийных мероприятий с большим количеством участников. Это 6–8 мероприятий в год с отличным маркетинговым бюджетом и средним чеком на «гостя» порядка 400–500 рублей. Вполне реально. Часть перекрывается выручкой с билетов, часть — за счёт рекламы», — куда более оптимистично настроена Мария Лагутинская. Ответ на вопрос, как отбить оставшиеся 70 %, должен дать бизнес-план.

«Говорить о чистой прибыли не приходится»

Как говорят федеральные эксперты, ни одна из существующих спортивных арен, не может окупиться за счёт продаж билетов. Калининградскому стадиону в этом смысле придётся намного сложнее, чем его аналогам в крупных городах «большой» России. Посещаемость матчей калининградской «Балтики» не велика — в последние годы каждую игру на нынешнем стадионе в среднем посещали 6 тысяч человек, некоторые из них ходили на матчи бесплатно.
Появление новой площадки отчасти может помочь в привлечении средств спортивных телеканалов. Но речь в таком случае должна идти в первую очередь об играх Лиги чемпионов и национальной сборной. В крайнем случае, российской футбольной Премьер-лиги. Более низкие лиги - ФНЛ, а уж тем более Вторая лига, таким зрительским интересом похвастаться не могут.
Бизнес-модель клубов и стадионов Премьер-лиги радикально отличается от команд более низких дивизионов. Только на продаже билетов и абонементов ФК «Спартак» в прошлые годы зарабатывал больше, чем всё то, что составляет нынешний годовой бюджет «Балтики». Минимальная цена билета на игру на его домашнем поле «Открытие Арена» в Москве начинается от 500 рублей (билет на матчи «Балтики» в ФНЛ стоил в среднем 100 рублей). Кроме того, «Спартак» и его домашняя арена могут зарабатывать благодаря продажам абонементов на VIP-трибуны. За право оказаться в соседнем кресле с вице-президентом «Лукойла» и председателем совета директоров «Спартака» Леонидом Федуном гости были готовы платить, по данным СМИ, от 400 до 800 тысяч рублей за матч (речь идёт об аренде целой ложи, то есть 12 мест). Будет ли готов местный бизнес или VIP-гости выкладывать такие деньги при условии, что вместо Федуна где-то по соседству будет губернатор области Николай Цуканов, вопрос открытый. Не совсем понятно, будет ли готов Российский футбольный союз платить калининградским властям за аренду площадки для игр национальной сборной. Калининград все-таки не лучшее место для этих целей с точки зрения логистики.
«Опыт стадиона «Эрго Арена» в Гданьске, который построили для Евро–2012, показывает, что зарабатывать на спортивном объекте очень тяжело. Два года назад я общался с дирекцией стадиона, которая признавала, что чистый убыток после Евро–2012 составляет около 100 тысяч евро в год», — рассказывает Олег Скворцов, добавляя, что единственный вариант окупить объект — это его дальнейшая эксплуатация в качестве многофункционального центра. «С торговым моллом, гостинично-ресторанным комплексом, офисным и конгресс-центром», — поясняет Скворцов.
Наиболее близкая аналогия к случаю с калининградским стадионом — это появившаяся в 2008 году «Арена «Химки» в Московской области. Стоимость реконструкции старого стадиона «Новатор» в новый, ультрасовременный спортивный объект оценивалась в 2 миллиарда рублей. За эту сумму местные власти (стадион находится в муниципальной собственности) получили футбольную арену на 18,6 тысячи зрителей - это самый крупный спортивный объект в Московской области. Свои бонусы от появления этого объекта муниципальные власти получили. «Арену «Химки» как домашнее поле использовали клубы Премьер-лиги, соответственно, на подмосковном стадионе прошли матчи Лиги чемпионов и Лиги Европы. Федеральные спортивные издания отмечали, что на матчах команд из Премьер-лиги торговые точки на территории стадиона могут зарабатывать до 200 тысяч рублей в день.
Как признавался генеральный директор подмосковной арены Александр Зайцев, доходы от футбола не составляют даже 50 % от годовой прибыли «Химок». В прошлом году стадиону на коммерческой основе удалось заработать всего 138 миллионов рублей. Ещё 238 миллионов было получено из бюджета. «Говорить о какой-то чистой прибыли нам, наверное, не приходится. Но об операционной безубыточности, о выходе в ноль — вполне», — пояснял Зайцев. Таким образом, реальная себестоимость эксплуатации арены меньшей вместимости, чем калининградская, составляет не менее 300 миллионов рублей. Чистый убыток от работы стадиона составил 100 миллионов.
Кроме того, «Химки» пытаются зарабатывать на сдаче своего конференц-сервиса в аренду под мероприятия (это несколько помещений вместимостью от 100 до 400 человек), а также на экскурсиях по стадиону. Афишу мероприятий на «Арене «Химки» сейчас сложно назвать насыщенной. Это либо домашние матчи местной женской команды «Россиянка», либо игры химкинской стритбольной лиги. Из заявленных мероприятий, не относящихся к спорту, можно найти только «Кубок губернатора по парикмахерскому искусству».

«Динозавры и религиозные мероприятия»

Проблемы с наполнением своей арены какими-то мероприятиями испытывают и власти Татарстана. Главный символ Универсиады — 45-тысячный стадион «Казань Арена» — обходится властям республики в сумму, примерно сравнимую с теми объёмами финансирования, которые правительство Калининградской области планирует тратить на 25-тысячный новый стадион. В 2014 году эксплуатация стадиона обошлась властям Татарстана в 3,5 миллиона долларов. Притом только на электроэнергию в том же году было потрачено более 36 миллионов рублей, отопление обошлось в 12,6 миллиона рублей. Стадиону в 2014 году удалось отбить только около 50 % средств, потраченных на его эксплуатацию.
Большинство неспортивных мероприятий, которые прошли на арене в 2014 году, были так или иначе связаны с заказом властей. Помимо домашних матчей футбольного клуба «Рубин», на территории стадиона был проведён последний звонок, День города, всероссийская акция «Кросс нации» и День молодёжи. Стадион используется и для проведения мероприятий религиозного толка: на «Казань Арене» проходит республиканский ифтар (в мусульманской традиции это вечерний приём пищи во время священного месяца Рамадан). В 2015 году это мероприятие собрало около 5 тысяч верующих. В этом году муфтий Татарстана обещает увеличить эту цифру в 2 раза. Коллективный намаз мусульман в этот раз пройдёт не на прилегающей к стадиону площадке, а на самом газоне. Муфтий отдельно обговаривает, что никакого вреда коллективная молитва полю не принесёт.
Помимо молитв и республиканских праздников на стадионе прошли фестиваль экстремальных видов спорта, шоу «Автобитва», а также был запущен летний кинотеатр на медиафасаде. Также был запущен проект детского города профессий. Кроме того, руководство арены продаёт горожанам свадебные фотосессии.
В июне на прилегающей к стадиону территории открылся парк динозавров с палеонтологическим музеем, лодками и аттракционами «Юркин парк». В нём представлено около сотни движущихся фигурок динозавров (татарские СМИ восторженно отмечают, что они «двигаются и кричат»). Стоимость входного билета для взрослого — 500 рублей (речь идёт о часовой экскурсии и «романтической прогулке между динозавров»). Напомним, что правительство Калининградской области тоже грезило о своём парке с динозаврами. Только не на строящемся стадионе, а на территории, прилегающей к башне «Врангель». И если татарские динозавры сделаны в Китае, то для Калининграда проект развития территории вокруг памятника архитектуры делал «близкий» Николаю Цуканову архитектор Артур Сарниц.

Риски для бизнеса
Главная проблема с будущим стадионом в Калининграде состоит в том, что до появления бизнес-плана с ним пока ничего не ясно. В АНО «Калининград – 2018» не смогли оперативно предоставить информацию о том, какая площадь объекта уйдёт под офисные помещения в рамках проекта «Наследие». Однако при строительстве новых площадок такие вопросы власти пытаются продумывать заранее. Менеджмент футбольного клуба ЦСКА, когда проектировал свою новую домашнюю арену, сразу предусмотрел офисный центр общей площадью около 34 тыс. квадратных метров. Впрочем, даже такие масштабы — это не гарантия того, что стадион будет зарабатывать. «Просто для сравнения: аренда в выручке любого бизнеса — это не более 20 % от выручки (от 8 до 25 %). Условно необходимо перекрыть 130 миллионов — это 650 миллионов рублей выручки в год», — говорит о перспективах калининградского стадиона Мария Лагутинская.
Кроме того, нет даже примерного ответа на вопрос, какая арендная ставка будет установлена на стадионе в Калининграде для потенциальных арендаторов. Как показывает федеральный опыт, стадион является достаточно рискованным объектом для бизнеса. Эксперты отмечают, что управляющие ареной, в случае с тем же общепитом, вынуждены крайне лояльно относиться к арендаторам: бизнесу определяют проценты отчисления с оборота. Именно с них идёт основной заработок. Сама арендная ставка должна быть щадящей.

***
Будущий калининградский стадион — история, в некотором смысле беспрецедентная. Другие спортивные арены строят свою коммерческую политику, рассчитывая на ресурсы крупных мегаполисов. И всё равно их заработок часто не доходит до той суммы, которая потребуется на содержание калининградской арены. Новому калининградскому стадиону предстоит работать в условиях изоляции и замкнутого маленького рынка. Что делает эту задачу ещё более трудновыполнимой.

Алексей ЩЁГОЛЕВ
Никита КУЗЬМИН



Читайте также в этом выпуске (№ 1029):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia