«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1010 
Большой передел: Что происходит с общественным транспортом в Калининграде?
Большой передел: Что происходит с общественным транспортом в Калининграде?
Система пассажирских перевозок в областном центре представляет собой какое-то бескрайнее поле для критики. На “Горячую линию” газеты “Дворник” регулярно поступают жалобы горожан как на действия конкретных перевозчиков, так и на всю систему в целом. В администрации Калининграда справедливость претензий не отрицают. Изношенность автобусного парка и неаккуратное отношение к обслуживанию пассажиров даже стали поводом для обострения конфликта городских властей и частных перевозчиков в преддверии нового конкурса на обслуживание маршрутов.
Транспорт - это та сфера, в которой у калининградских властей остаются мало кем ограниченные полномочия (к примеру, медицинское обслуживание населения переведено на областной уровень, функции социальной защиты - в процессе постепенного перехода). По этой причине муниципалитет не ограничивает себя по крайней мере в планах по реформированию отрасли. “Дворник” проанализировали информацию о текущем состоянии транспортного комплекса и о том, какие перемены ждут калининградцев в 2016 году.
Оговоримся, если весь запланированный комплекс перемен будет претворен в жизнь, то во второй половине года горожане рискуют на себе ощутить резкое уменьшение количества микроавтобусов в городе. Со всеми вытекающими последствиями - из новой транспортной схемы исчезнет ряд привычных маршрутов.

2010-2016

Сегодня в Калининграде действует маршрутная схема, в основных чертах утвержденная в 2010 году. Тогда же был проведен аукцион, на котором основные транспортные линии распределились между компаниями-перевозчиками. Эти игроки до сих пор представлены на рынке и есть все основания полагать, что эти же автотранспортные компании будут претендовать на контракты 2016-2017 годов.
Транспортная схема образца 2010-2016 годов это 32 маршрута для “больших” автобусов, 33 - для “маршруток”, 2 трамвайные и 4 троллейбусных линии. Весь комплекс электротранспорта, а также автобусная линия 1Т, а с недавних пор еще и 18 управляется одним муниципальным предприятием - «Калининград - ГорТрансом». Его учредителем выступает комитет муниципального имущества и земельных ресурсов. Директор «ГорТранса» - супруг заместителя главы Калининграда Светланы Мухомор Анатолий Мухомор.
На рынке пассажирских перевозок автобусов большого класса представлены 6 компаний. Это «БалтАвтоЛайн» - оператор 9 маршрутов автобусов “большого” класса и 8 линий маршрутных такси. Единственным учредителем и директором компании является Сергей Донских. Ему принадлежит и ряд ООО “БалтАвтоЛайн”, в названии которых содержатся порядковые номера от 1 до 11, а также строительная компания ООО "Балтспецстрой+". Сергей Донских - сын бывшего управляющего делами мэрии Калининграда Леонида Донских - сегодня входит в состав городского совета депутатов Калининграда.
ООО «ВестЛайн» обслуживает 6 автобусных маршрутов и три линии “маршруток”. Учредители - Виктор Сизенко, Сергей и Юлиана Макаровы. С их именами, как и в случае с Донских, связано порядка десятка “номерных” компаний с названием “ВестЛайн”, которые так же работают в сфере перевозок пассажиров.
ООО «ПАП» Виктора Фомина работает по 5 автобусным линиям и оперирует 4 маршрутами автобусов малого класса. У Виктора Фомина, который совмещает функции директора и учредителя, есть еще серия “номерных” “ПАП”ов.
ЗАО «Анюй», обозначенное в документах городской администрации как перевозчик на автобусных маршрутах “9”, “19” и “32”, находится в стадии ликвидации. Правопреемником юридического лица, по данным базы “Контур-фокус” обозначено ООО “Анюй”, образованное в феврале 2015 года. Единственный учредитель этой фирмы - Вячеслав Кудрявцев, руководивший одноименной компанией с 1997 года.
У ООО «Зеленоградск-Транс» Геннадия и Сергея Блоховых работает по трем автобусным маршрутам, за ним закреплена одна линия автобусов малого класса.
ООО «Евролайн -1» принадлежит Ирины Василевицкой и обслуживает 44-й автобусный маршрут и один “маршруточный”.
Автобусами малого класса, кроме упомянутых компаний, в Калининграде занимаются Индивидуальный предриниматель Валерий Скиба - маршруты “61, “63”, “64”, “66”, “68”, “71”. ООО “Балттрансавто” Владимира Савенко, брата экс-мэра Калининграда, работает на 5 маршрутах. Еще один “маршруточный маршрут” оперируется ИП Юлианой Макаровой - соучредителем компании-перевозчика “ВестЛайн”. Заключение новых договоров на обслуживание маршрутов по новой схеме запланировано с 1 мая 2016 года.

2016- … ?

Новая утвержденная маршрутная схема предусматривает 32 маршрута для автобусов большого класса, 14 линий, которые будут обслуживать микроавтобусы, 2 трамвайных и 6 троллейбусных маршрута. Заметим, что новая схема в два с лишним раза не только уменьшает количество линий, которые могут обслуживаться микроавтобусами, но и регламентирует их максимальное количество на маршрутах - не более 146 единиц одновременно в будний день. Теоретически это должно сократить количество маршруток. Но тут возникает два вопроса: куда физически денется весь сошедший с маршрутов “автохлам” и водители, его обслуживающие?
Новые маршрутные схемы всегда вводятся одномоментно. И всякий раз это порождает путаницу среди пассажиров. К схеме 2010 года после ее внедрения предъявлялись претензии, которые в массе своей актуальны и для новой маршрутной сети. Среди них - акцент на диаметральные маршруты, которые соединяют районы, расположенные “на разных концах города” и проходят через центр. Неизбежно в часы пик они становятся участниками транспортных заторов на Ленинском проспекте, в районе площадей Победы и Василевского, а пассажирам приходится искать варианты пересадок, которые в отсутствие “единого” билета удорожают стоимость ежедневных поездок.
Новая схема, допуская некоторые исключения, снова ориентируется на “длинные” маршруты, протяженностью более 10 километров. Абсолютными рекордсменами будут автобусные линии №23 и №8. “Двадцать третий” должен соединить ул. Олега Кошевого с Сельмой и поселком Чкаловск. Протяженность маршрута - 20,8 км. “Восьмерка” будет работать на интервале от ул. Олега Кошевого до Силикатного завода в поселке им. Александра Космодемьянского, общая протяженность маршрута - почти 25 км. Заявленный интервал движения этих автобусов 10 и 15 минут соответственно, однако при указанном максимальном числе автобусов на линии - 11 и 8 (!) его исполнение кажется весьма сомнительным.
Со стороны города курировать вопросы расписания и исполнения маршрутной схемы будет новое муниципальное предприятие «Организатор перевозок”. В администрации уже есть отдельное транспортное управление - в составе комитета городского хозяйства. Однако после новогодних праздников, когда работа начальника управления Вадима Головачева подверглась резкой критике руководства города, полномочия издавать распоряжения о пассажирских перевозках и маршрутах получил непосредственно председатель комитета Сергей Мельников.

Противостояние властей и перевозчиков
Очевидно, что Мельникову и предстоит курировать новый конкурс по определению перевозчиков на городских маршрутах. К нему заранее приковано внимание - поскольку условия, на которых муниципалитет собирается заключать договоры, существенно отличается от порядка 2010 года. И перевозчиков это заранее не устраивает.
11 января 2016 года вступил в силу федеральный закон «Об организации пассажирских перевозок» на общественном транспорте. Согласно ему, регулируемый либо нерегулируемый тариф будет действовать по выбору властей. При нерегулируемом тарифе автоперевозчики, самостоятельно ведущие хозяйственную деятельность, смогут сами определять стоимость проезда и оставлять себе весь объём выручки. Второй случай, при котором будет работать регулируемый тариф, подразумевает, что стоимость поездки будут определять власти, а прибыль предприятий начнёт поступать в муниципальный бюджет. Планируется, что как раз второй вариант и будет применяться в Калининграде. Однако власти областного центра изначально были намерены провести конкурс на обслуживание маршрутов до вступления в силу нового закона, что, по их мнению, помогло бы создать полуторагодовой «переходный период», в рамках которого власти посчитают пассажиропоток, оборудуют техникой автобусы, а «частники» смогут подготовиться к более длительным контрактам, в первую очередь обновив подвижной состав.
Конфликт, связанный с проведением нового конкурса, вылился в публичную сферу в середине декабря прошлого года, когда владельцы нескольких транспортных компаний Калининграда, включая депутата горсовета и учредителя «БалтАвтоЛайна» Сергея Донских, отправили письмо президенту России Владимиру Путину. В обращении к главе государства частные перевозчики пожаловались на действия городской администрации, которые, по их мнению, в конечном счете ведут к монополизации сферы пассажирских перевозок в пользу муниципального «КалининградГор-Транса». В письме также говорилось, что городские власти «в пожарном порядке» были намерены разыграть на конкурсе право осуществления пассажирских перевозок на основе документации 6-летней давности, но при этом с использованием новой маршрутной сети. Авторы письма подчеркивали, что маршрутная сеть «создана за две недели» и «весьма далека от маршрутной сети, на разработку которой специалистами НИИ из Санкт-Петербурга было потрачено 3 года и 24 миллиона рублей народных денег».
Ситуация обострилась 16 декабря на заседании городского совета депутатов, когда депутаты рассматривали вопрос о проведении нового конкурса на городские перевозки. Сергей Донских, предложивший не поддерживать это решение, добился лишь того, что обратил на себя внимание главы Калининграда Александра Ярошука. Последний, общаясь после заседания с журналистами, пообещал поднять вопрос о конфликте интересов у депутата городского совета, который, «противодействуя» реорганизации общественного транспорта, одновременно являлся владельцем предприятия, занимающегося перевозками, и председателем транспортной комиссии горсовета.
После такого обещания учредитель «БалтАвтоЛайна» поступил не менее эмоционально – Сергей Донских по собственному желанию написал заявление о сложении полномочий главы комиссии. «Я перед горожанами чист и честен. Вот таким образом может поступить чета Мухомор? Мне просто интересно, смогут ли они поступить мужественно», — говорил депутат.
Позиция администрации Калининграда обрисовалась сразу: «Перевозчики решили заблокировать попытки улучшить ситуацию с общественным транспортом». «Некоторые перевозчики хотят оставить всё как есть. Чтобы ещё на 5 лет, а такое право есть в соответствие с федеральным законодательством, с ними были продлены контракты. Но нас и население это не устраивает. Суть конфликта именно в этом», — объяснял Александр Ярошук.
Сами перевозчики, обвиняя администрацию в ненужной спешке, даже были готовы устроить в Калининграде акцию протеста, но, чтобы не тревожить лишний раз людей перед Новым годом от этой идеи пришлось отказаться. Кроме того, в правительстве Калининградской области удалось провести рабочую встречу, на которой стороны конфликта обменялись мнениями и предложениями. Правда, прийти к общему решению представители властей и перевозчиков не сумели. Первые продолжали обвинять оппонентов в том, что автопарк никто из «частников» обновлять не собирается, а вторые заявляли про «рейдерский захват» рынка перевозок. «На конкурс, который пройдет весной 2016 года, мы допустим перевозчиков со старыми автобусами. Срок действия контрактов, которые мы заключим в 2016 году, будет всего один год и шесть месяцев. На следующий конкурс, который планируется в конце 2017 года все перевозчики, которые претендуют на обслуживание городских маршрутов, должны будут идти с новым автопарком. Чтобы купить новые автобусы у частников будет полтора года. Мы услышали перевозчиков, которые не успевают обновить свой автопарк, несмотря на то, что для этого у них было 6 лет. Действующие контракты с перевозчиками администрация города заключала в 2010 году», - комментировал Александр Ярошук.
Муниципальный «Калининград-ГорТранс» наравне с «частниками» будет участвовать в новом конкурсе, и даже планирует составить им конкуренцию, забрав на обслуживание как минимум 30 % прибыльных маршрутов.
Муниципальная закупка
Не трудно догадаться, что «дать бой» частным перевозчикам «Калининград-ГорТрансу» придется за бюджетные средства, которые в первую очередь пойдут на обновление автопарка. В 2015 году для муниципального автобусного предприятия уже взяли в лизинг на 5 лет 30 белорусских автобусов на сумму 370,8 миллиона рублей. Контракт был заключён с ООО «Промагролизинг-Центр» из Санкт-Петербурга. В начале 2016 года были подведены итоги еще двух конкурсов на предоставление в лизинг в общей сложности 100 низкопольных автобусов, стоимость соглашений по которым составляла 1,5 миллиарда рублей. Победителем на торгах стало ООО «Национальный оператор общественного транспорта» из Владимира.
Оспорить закупки через антимонопольную службу планировало предприятие другого депутата горсовета Аркадия Коровикова. Он обращал внимание ФАС на то, что организаторы торгов неправильно выбрали начальную цену, а техническое задание подразумевало только одну марку автобусов. Кроме того, утверждалось, что в бюджете Калининграда, который выступает источником финансирования, в 2016 году не предусмотрены средства на приобретение техники. Правда, позднее жалобы были отозваны.
Заявление с похожей жалобой в региональный ФАС предоставили представители частных компаний «БалтАвтоЛайн», «Анюй», «ПАП» и «ВестЛайн». Перевозчики считали, что бюджеты Калининграда, из которых будет оплачиваться лизинг, начиная с 2017 года, не приняты и не утверждены, что не может обеспечивать надлежащее исполнение контракта заказчиком. Однако эти доводы были признаны необоснованными, так как по закону подобные муниципальные контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.
Несмотря на это, к концу января сделка по поставке сотни новых автобусов «Волгабас» сорвалась сама собой. В администрации Калининграда отказались подписывать контракты с победителем аукционов. В уведомлениях, подписанных главой комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Александром Зуевым, говорилось, что предоставленные победителем аукционов банковские гарантии не соответствуют требованиям законодательства. По этой причине компанию из Владимира признана уклонившейся от заключения контракта.
Если данное решение не будет оспорено, то администрация областного центра сможет заключить контракты с компанией, занявшей второе место в обоих аукционах — ООО «Промагролизинг-центр» из Санкт-Петербурга, которая уже поставляла в Калининград полюбившиеся местным властям оранжевые белорусские автобусы. Сумма за 100 транспортных средств остается прежней – 1,5 миллиарда рублей, разделенные на два контракта.
«Полтора миллиарда рублей — сумма достаточно большая даже по федеральным меркам. Закон о контрактной системе (регламентирующий закупки) предусматривает процедуру публичного обсуждения такой закупки, если её сумма выходит за пределы миллиарда. В таком случае должны быть организованы публичные слушания и проведено двухэтапное обсуждение закупки на официальном сайте госзакупок. Результатом такого публичного обсуждения может стать изменение цены контракта или вообще отмена закупки как таковой.
Калининградские чиновники пошли ещё дальше — объявив закупку и не внеся её даже в план закупок в установленные сроки — разбили на две части: 900 миллионов рублей и 600 миллионов рублей. Целью этого дробления является уход от публичного обсуждения и необходимость обоснования закупки по крайне завышенной цене. Федеральная антимонопольная служба, по идее, должна была вмешаться и отменить закупку, но, к сожалению, её руководитель, насколько мне известно, связана личными дружескими отношениями с заместителем главы города Светланой Мухомор, в интересах мужа которой, собственно, и осуществляется закупка», - комментирует муниципальную закупку руководитель калининградского центра «Трансперенси Интернешнл – Россия» Илья Шуманов.
Когда муниципалитет демонстрирует такое явное рвение войти на рынок пассажирских автоперевозок, возникает вопрос, а стоит ли игра свеч? То есть могут ли окупиться эти миллиардные вложения бюджетных средств в новую технику и разработку многочисленных схем? Сергей Мельников предположил, что доходы от сферы перевозок могут составлять “2-3 млрд рублей в год”. Обернутся ли эти поступления действительным повышением качества услуги по перевозке для самих пассажиров - вопрос открытый. Очевидно одно - стоимость самой услуги вырастет. Уже в 2016 году, как заявляет мэр Калининграда.

Мария ПУСТОВАЯ
Евгений УРАЗБАЕВ

***

Многочисленные ДТП с участием общественного транспорта если не на слуху, то всегда на виду у калининградцев. За минувший год, по статистике областного управления МВД на территории Калининграда произошло 32 происшествия, в которых пострадали 36 человек. Основным видом ДТП явилось падение пассажиров в автобусах - 22 случая.

Наибольшее количество нарушений Правил дорожного движения РФ выявлено у водителей автобусов как малого, так и большого класса, осуществляющих регулярные маршрутные перевозки.

Отделом ГИБДД УМВД России по городу Калининграду в течение 2015 года проверены все предприятия города Калининграда, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки. В ходе проверок выявлен ряд несоответствий технического состояния транспортных средств нормам и требованиям действующего законодательства. Чаще всего - неисправное рулевое управление и тормозная система.

Зафиксированы факты, на автобусах эксплуатировались шины со стёртым протектором, его остаточный рисунок не соответствовал требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация в соответствии с Правилами дорожного движения РФ. В автобусах малого класса выявлены факты установки сидений, количество которых превышает предусмотренное техническими характеристиками транспортного средства.



Читайте также в этом выпуске (№ 1010):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia