«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 1000 
Евгений Лебедев: На митинге я бы высказался
Евгений Лебедев: На митинге я бы высказался
Группа «ЛондонParis» — пожалуй, одна из самых важных команд для калининградской музыкальной тусовки. Не только потому, что, несмотря на длительный срок жизни, группа продолжает писать песни, а один из треков с их последнего альбома попал в скандальный фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Не только потому, что когда-то группой всерьёз интересовались в Москве и их альбом выпустил на своем лейбле «Снегири» лидер «Мегаполиса» Олег Нестеров. В текстах команды сформулированы своего рода тезисы «философии Калининграда»: чувство собственного достоинства «вольного города» сочетается с желанием жить бесконфликтно, попытка построить уютное, комфортное и человеческое будущее для своих детей соседствует с лозунгом: «Не изменить нам этот мир».
В рамках проекта «Калининградцы» лидер LP Евгений Лебедев рассказал «Дворнику», как группе не хватило 100 тысяч долларов, чтобы пробиться в московский шоу-бизнес, и о коллективной вине поколения сорокалетних.



«Калининград был для меня центром вселенной»
Я родился в Калининграде. Отец сюда приехал сразу после войны из подмосковного Калининграда. Мама приехала попозже из Белоруссии. Когда мы жили в СССР, то для меня Калининград был неким центром вселенной. Были другие «центры вселенной» — Москва, Питер. Какие-то другие центры вселенной, для меня не изведанные.
Если вспоминать Калининград 80-х, то не могу сказать, что для меня он был готическим Кёнигсбергом. Он был всё-таки «советским Калининградом». Даже сейчас, глядя на какие-то видео, я понимаю, что мои ощущения оправданы. Но не могу сказать, что это какая-то провинция. С точки зрения духа это не провинция. Потому что были моряки. Это касалось и одежды, и музыки, и много чего ещё.
История про моряков и пластинки на самом деле немножко выдумана. Далеко не все моряки понимали, что они везут. Пример не очень далеких годов: в двухтысячном году знакомый привёз виниловый проигрыватель. Он купил его с винилом, который просто остался внутри, и это была достаточно редкая пластинка. Часто моряки покупали пластинки просто по принципу цены: «Вот куплю и привезу», — и даже не знали, чего везли. Была такая тема, что скупали всё подряд.

«Цой стал гимном нашего поколения»
Могу перечислить первые кассеты, которые я послушал. Это были кассеты сестры и отца. У отца это был Пётр Лещенко (у меня даже сейчас его 4 винила лежат) и Владимир Высоцкий. А у сестры это были Boney M., Abba и тоже Высоцкий. Я был на последнем концерте Высоцкого в Калининграде. Он на сцену тогда не вышел, вместо него был другой человек. У него было два концерта: один он отыграл, а второй уже не смог.
Потом начались школьные истории, у кого-то какие-то новые кассеты появлялись. У меня сестра привезла записи питерского рок-клуба: «Кино», «Аквариум», «Странные игры», «АВИА» (и был «Ласковый май» ещё, кстати). В школе у нас весь этот русский рок не очень любили: в разных районах города была разная музыка. У нас школа была электронная: Depeche Mode, Alphaville. Больше синти-поп, чем «новая волна». Роберт Смит у нас не такой большой популярностью пользовался. Хотя я знаю, что в других микрорайонах Depeche Mode были на втором месте, а на первом The Cure.
Цой стал гимном нашего поколения, и я это на себе ощутил. Очень хорошо помню его смерть. В те дни в Калининграде должен был выступать Кинчев, но они из-за смерти Цоя отменили концерт. Около «Юности» собралась большая толпа людей с гитарами и свечами. Сейчас я даже такое представить не могу. От «Юности» все поднялись к гостинице «Калининград». Шли от вокзала и обратно по дороге, занимали одну полосу, играли песни, и никто нас не разгонял. Настолько все всё понимали, что никому даже в голову бы не пришло разгонять. Да и машин было меньше. Пробку никто не создавал.
Песню «Перемен» я никогда не любил. И так обидно, когда её возносят на какое-то знамя. Цой имел в виду другие перемены. Если вы хотите поднять какое-то знамя, то хотя бы разберитесь, что на нём написано. А то выглядите просто глупо.


«Самая форматная группа оказалась самой андеграундной»
Я учился в музыкальной школе, у меня был друг Олег. Он пришёл ко мне и говорит: «У нас будет собеседование, мы группу собираем». Он позвал ещё пару человек. Собрались в бывшем Доме пионеров Центрального района на Комсомольской. И сделали там «Звезду по имени Солнце». Делали её где-то час – пару часов. Там 4 аккорда, она несложная. После этого мы уже и не останавливались.
Мы тогда не придерживались принципа, что мы хотим быть, «как эти», или хотим быть, «как те». Мы тогда всё это делали как слепые котята. Сейчас ты можешь включить Интернет. Тогда ты просто знал какие-то аккорды, мог найти учебник, но всё равно идёшь путём слепого котенка: ты сам ищешь звук, сам пытаешься понять какие-то гармонии и вообще - как всё это делается. И такой поступью мы пришли к готик-музыке, и о том, что это готика, нам только потом сказали. Нам просто казалось, что это круто.
История с электронной музыкой пришла к нашей группе с другой стороны. Было сложно реализовать тем составом, который был у нас, какие-то идеи по звучанию. Поэтому стала появляться всевозможная синтетика и секвенсоры, которые нас увели уже ближе к синти-попу. Изначально мы в эту сторону не двигались, и это с нами сыграло злую шутку. Фанаты такой музыки нас своими не считают. Они думают, что мы играем рок. А рокеры считают, что мы попса, так как много электроники. То же самое касается крупных FM-станций. Я помню все эти рецензии. На «Нашем радио» говорят: «Всё клево, но вы для нас слишком попсовые», а на попсовых радиостанциях говорят: «Всё клево, но вы слишком роковые. Неформат». Глупая история: казалось бы, самая форматная группа оказалась самой андеграундной. Мы оказались между всех — реальный такой No Man's Land — Армагеддон.
Было очевидно, что мы не попали в эту волну групп, которые поднялись с фильмом «Брат-2». Мы были из Калининграда, не входили в екатеринбургскую диаспору, поэтому и не попали. Хотя могли. Я могу сказать, что когда наши демо привезли в Москву одному человеку, то он сказал: «Клево! Но у меня есть ещё один проект», — и положил рядом кассету Земфиры.
Мы играли на одной площадке с группой «Танцы Минус», но в высший эшелон не попали. Тут большую роль играет сразу несколько вещей: удача, деньги и связи. По связям мы «не очень» были... Я несколько раз уже рассказывал эту историю, когда мне человек говорит: «А у вас 100 тысяч долларов есть?» А это был двухтысячный год. Я говорю: «Нет». «Ну, парни, я не знаю других вариантов...»
В двухтысячных годах начались разговоры про переезд в Москву. Возможно, если бы приехали в Москву, то попали бы в какую-то историю, играли бы больше концертов и занимались исключительно музыкой. Но никто не знает, как бы сложилась судьба. Но я честно скажу, что не жалею о том, что не уехал. Лучше быть на своем месте и делать то, что тебе нравится, чем пытаться куда-то пролезть изо всех сил.


«Я видел, что происходит Беслан, но что я мог с этим сделать?»
Переход от девяностых к «нулевым» я не почувствовал. У меня, наверное, сейчас это чувство начинается. А тогда — это было пофигу. Живём! Тот период (конец девяностых – начало двухтысячных) я воспринимаю как очень клёвый: музыка, я работал на «Вагонке», работал на радио. Жизнь била ключом. И было очевидно, что будет она ещё долгой и интересной. Что много интересного меня ждёт. Тебе 24 года, и ты говоришь: «Клёво! Все же отлично!»
Я замечал, что происходит и Беслан, и «Норд-Ост», но разве я мог с этим что-то сделать? Я ничего не мог сделать. Есть вещи, которые происходят, и мы ничего с этим сделать не можем. Мы только можем реагировать и высказывать какое-то своё собственное мнение. Но с глобальной точки зрения жизнь шла и двигалась дальше.
Мы реагировали на эти вещи в песнях. Песня «Москва любит тебя» как раз была написана в 2005-м году. Строчки «Тебя любит Путин и Первый канал, и террористы, и Петросян» — это как раз про это. С того времени и по сегодняшний день ничего не поменялось. Тогда же появилась песня «Герои»: «Герои сменяют героев», — а в оригинале была строчка «Уроды сменяют уродов. Мы становимся старше. Нас становится меньше». С чего это началось? Люди умирают... Был у меня хороший друг в школе — Гриша Колпинский. Он погиб, спасая двух девочек. И ты замечаешь, что вокруг начинают уходить люди из твоего поколения. Не прям чтоб ежедневно, но начинают уходить. И это происходит неожиданно. Это же все люди, которым на тот момент ещё 30 не было.
Есть такие состояния, можно их назвать медитативными. Мне кажется, что мы все очень быстро несёмся отчаянно в одну большую воронку и не замечаем каких-то простых важных вещей. Как правило, люди могут их ощутить на уровне таких текстов: море – солнце. Если ты хочешь наслаждаться жизнью, то нужно наслаждаться её мгновениями. Быть здесь и сейчас. Здесь и сейчас идти по асфальту и радоваться падающим листьям. Радоваться этому морю, этим звездам и понимать, что это мгновения.
Я очень не люблю остросоциальные группы, которые какими в 80-е были, такими в двухтысячные и остались. Я не понимаю этой поэтики: она меня не трогает. Мне кажется, что это попытка сыграть на злободневности. Я верю, что они это делают искренне. Но я не понимаю, зачем петь песню про то, что, ой, бензин дорого стоит. Если это делать, то делать, как это Шнур делает. Жесткую сатиру. Но петь об этом серьёзно взрослые люди не могут. Это глупо выглядит. Это должен быть цирк, как это делает Rammstein.
Я не могу представить, чтобы на оппозиционных митингах в Калининграде играла группа «ЛондонParis». Но если бы меня позвали высказаться, то я бы высказался. Я на этих митингах был, и мне было что сказать. Несколько песен у нас там вполне могли бы прозвучать. Но мы этот ключ не эксплуатируем: вот, всё хреново, давайте петь об этом. Это у эстрадных певцов песни пишутся, чтобы радовать или танцевать. Песни, как мне сказал Олег Нестеров, пишутся потому, что они не писаться не могут. Они вылезают сами собой, и ты их обратно запихать не можешь.
Мне кажется, не совсем правильно осуждать тех, кому сейчас 40, за то, что произошло со страной в начале двухтысячных. Правильней было бы осуждать тех, кому 50 и 60. Большинство из 40-летних тогда на выборы не ходили, а просто спали после каких-нибудь субботних и пятничных дискотек. Большинство из них были людьми аполитичными. Может быть, поэтому и «проспали». Но сейчас уже всем эта тема интересна, потому что у всех дети, у всех семьи.
У меня был момент, когда я понял, что не могу молчать. К концу двухтысячных годов мы стали получать какую-то информацию, которая заставляла задуматься. В 2009 году у нас умерла дочка. По времени всё совпадало с протестными митингами. Тогда стало очевидно, что нас просто по одному подавят. У всех это по-разному происходит. Неправильно с моей стороны всю нынешнюю власть судить. Но ты начинаешь погружаться в эту систему. В систему здравоохранения, к примеру, смотреть, как она работает. Вся система: от верхушки донизу. И ты понимаешь, что система не поменялась. В начале 80-х, может, даже лучше было. Да, всё было закрыто, но государство работало на людей. Сейчас всё гораздо хуже. Есть система, и она просто тебя сметёт. Ты либо играешь по её правилам, либо нет. А люди у нас очень индивидуальные. Мы ждём, что нас какой-то петух ужалит. Но в этот момент ты уже остаёшься один. В лучшем случае с двумя-тремя друзьями. У нас основная ячейка общества — это семья и твои друзья. Мы все на них надеемся, мы все на них молимся. Мы не можем надеяться на государство. У нас каждый сам за себя. А надеяться на государство ты не можешь. Оно тебя скорее пнёт, чем поможет. Что бы они не говорили в оправдание, но правда говорит сама за себя. Ни одна олимпиада, ни один чемпионат мира по футболу, ни один праздник не стоит жизни одного человека. И таких историй становится всё больше и больше: кого-то сбила машина чиновника, кому-то не оказали правильную медицинскую помощь, у кого-то снесли дом. Это пример такой «крысиной игры», которая бьёт по «маленьким людям», которые встали, ручками помахали, а ничего не могут.


Текст: Алексей ЩЕГОЛЕВ



Читайте также в этом выпуске (№ 1000):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia