«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 935 (22.07.2014 - 29.07.2014)
Ответ из прокуратуры Калининградской области в связи с обращением граждан Калининградской области к президенту России по поводу закона о капитальном ремонте
Ответ из прокуратуры Калининградской области в связи с обращением граждан Калининградской области к президенту России по поводу закона о капитальном ремонте
Ответ из прокуратуры Калининградской области в связи с обращением граждан Калининградской области к президенту России по поводу закона о капитальном ремонте

Прокуратура Калининградской области
26 июня 2014 г., исх. № 7-611-2014

Прокуратурой области рассмотрено Ваше обращение по вопросу принятия Закона Калининградской области «Об организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Калининградской области» и приостановлении его действия.
В ходе проверки установлено следующее.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями,  если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещённых законом источников финансирования.
Частями 1, 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодатель находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Из положений ст. 13 Жилищного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт; определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесённые к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
25.12.2012 принят Федеральный закон от N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым Жилищный кодекс РФ дополнен с разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», внесены изменения.
Статьёй 167 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
3) создаётся региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора;
4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счёт (далее - владелец специального счёта), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьёй 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;
7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счёта и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счёт взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Принимая изложенное во внимание, 26.12.2013 принят Закон Калининградской области от N 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области», который устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области.
При принятии указанного закона Калининградской областной Думой были учтены выявленные прокуратурой области противоречия действующему законодательству отдельных положений проекта, касающихся установления критериев очерёдности проведения капитального ремонта, актуализации региональной программы капитального ремонт.
Так, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и утверждается законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При установлении Законом Калининградской области минимального размера взноса на капитальный ремонт за основу был взят установленный Правительством Российской Федерации на 2013 год федеральный стандарт для Калининградской области равный 6,6 рубля/м2.
В ходе обсуждения законопроекта с учётом социальной значимости вопроса минимальный размер взноса на капитальный ремонт был снижен до 5,9 рубля/м2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 10 июня 2014 года № 328 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» к полномочиям Правительства Калининградской области отнесено определение порядка проведения и условий конкурса по отбору российской кредитной организации для открытия счёта региональным оператором.
В части доводов об исключении управляющих организаций из процесса формирования и реализации региональной программы капитального ремонта, то, в соответствии с ч. 2 ст. 175 Жилищного кодекса РФ, владельцами специального счёта могут быть только товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом, а также осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Региональная программа капитального ремонта в соответствии со статьёй 168 Жилищного кодекса РФ формируется исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по участию в проведении единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса на территории Калининградской области дифференцированно по муниципальным образованиям Калининградской области на основании сведений, представляемых органами местного самоуправления Калининградской области.
В целях утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах министерством ЖКХ и ТЭК области заключён контракт на выполнение работ по разработке и внедрению рабочего пространства по управлению капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домов с ООО «Эттон». На момент проверки работы ООО «Эттон» завершены, система готова к эксплуатации.
Создание рабочей системы должно обеспечить последующее расширение функционала за счёт внедрения дополнительных модулей автоматизации капитального ремонта с поэтапным внедрением модулей: мониторинг жилищного фонда; формирование региональных программ; жилищный надзор; биллинговый центр; капитальный ремонт.
Обязанности по контролю за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счёт взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств, в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 14.05.2014 № 281 возложены на орган государственной жилищного надзора Калининградской области.
Статьёй 7 Закона Калининградской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» установлен порядок и условия предоставления мер государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который уточнён Законом области от 10.06.2014 N 238 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имуществ в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области».
Так, согласно п. 2 вышеуказанной нормы государственная поддержка осуществляется в виде предоставления организациям, указанным в пункте 1, субсидий на возмещение части затрат по финансовому обеспечению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и (или) займам, полученным на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Способы формирования фонда капитального ремонта предусмотрены требованиями Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, Закон Калининградской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» органами государственной власти субъекта Российской Федерации был принят в рамках представленных действующих законодательством полномочий.
Определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16).
При этом, в данном случае должно быть доказано, что на момент приватизации жилого помещения у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) возникла обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, которая не была им исполнена.
Закон Калининградской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» не препятствует реализации положений Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».
С учётом изложенного, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
В случае несогласия с принятым решением Вам предоставлено право его обжалования вышестоящему прокурору, либо обращения в суд.

Начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства
старший советник юстиции Д. Н. Зонин


Читайте также в этом выпуске (№ 935):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia