Дворник № 840 (14.08.2012 - 21.08.2012)
Александр Ярошук: «Если бы мы делали что-то непрозрачно, нас бы население уже давно порвало»
Александр Ярошук: «Если бы мы делали что-то непрозрачно, нас бы население уже давно порвало»
Вадим Хлебников
Глава Калининграда рассказывает о «свободных деньгах» Калининграда, своей команде, проблемах общественного транспорта, отношениях с губернатором Николаем Цукановым и о том, почему всё же ещё один срок и как политики делятся на «пчёл» и «мух»
- В какой момент вы решили, что пойдёте на второй срок?
- Передо мной и не стоял вопрос: идти на второй срок или нет. Да, были некоторые внутренние рассуждения о том, нужно ли мне лично? Ведь за пять лет пребывания на высшей должности городской власти я многое потерял. Себе я не принадлежу. Потерял личное время для общения с родными, близкими, друзьями и прежде всего с семьёй... Однако я получаю удовольствие от своего труда. Работа по 12 часов в день не приводит к сверхусталости, может быть, потому что я здоровый человек. Меня раздражают эти политические интриги, отвлекающие, плетущиеся бесконечно, живущие своей жизнью, но нельзя не отметить, что, несмотря на них, город реально изменился в лучшую сторону за последнее время.
- Получается, что вы идентифицируете себя с городом?
- Это неизбежно для руководителя. При этом я чётко отдаю себе отчет в том, что я мог сделать за пять лет, но не сделал. Я понимаю свои нерешённые задачи и понимаю состав команды, способной эти задачи решить. В конце 90-х, когда я только пошёл в политику, такого понимания не было. Тогда мы все, помню, молодые бизнесмены (и Лютаревич, и Блинов, и Власенко, и многие другие), заработавшие первые свои деньги, получившие образование в бизнес-школах, ездили в Прагу, в Берлин, ругали власти, говорили: «Вот как у них - классно, здорово, по уму! Вот бы и нам так в городе сделать: чтобы люди улыбались, чтобы было комфортно». Договорились тогда, что пойдём все вместе - пулом - в политику, чтобы изменить город. Однако пошли только мы вдвоём с [Александром] Мусевичем, для остальных предпочтительнее оказались кухонные разговоры. Мы же столкнулись с реальной политикой, сильно отличной в своих правилах от бизнеса. В бизнесе основой является выполнение обязательств, чёткое соблюдение договорённостей. А в политике слишком много скрытых течений. И в результате часто договорённости нарушаются: люди принимают противоположные решения, например, голосуя против законопроекта, который вчера поддерживали.
Пчёлы и мухи
- А сейчас разочарование политикой прошло?
- Политика сейчас и политика 90-х - совсем разные. Раньше заседания окружного совета у нас были по 8 часов. Каждый выступал, у каждого было какое-то свое видение, всё было политизированно до безумия, но практически ничего не делалось. Первые 1,5-2 года я просто смотрел на всё это молча, пытался понять, а потом вывел для себя один постулат: если ты договорился, то нужно выполнять, вне зависимости от того, выгодно тебе это или нет, и вне зависимости от того, быстро ли меняются обстоятельства. Я считаю, что в политике могут присутствовать честность и порядочность, причём как в договорных отношениях, так и в словах. Обычно вспоминаю замечательную фразу, что политики делятся на мух и пчёл. Пчела, даже залетая на скотный двор, ищет цветок, а мухи на красивом цветущем лугу будут искать дерьмо. Вот вы мне назовите хоть одну фамилию политиков до 2007 года. Не вспомните. Потому что говорили много и только за зарплатой приходили. Теперь зарплат таких у депутатов нет, и интерес к этому поугас...
- Зато сейчас у нас все профессиональные, и заседание окружного совета длится 10 минут, и все со всем согласны. Это уже перегиб или нет?
- У нас вся публичность отрабатывается на комиссиях, там и споры, и битвы идут...
- ...например, решение вопроса с передачей земли на территории Калининграда в управление областному правительству по инициативе Николая Цуканова...
- ...ничего себе, небурно обсуждался вопрос!? Я даже все площадки не вспомню, на которых он обсуждался. Просто, когда ты хоть раз прочитаешь закон, ты понимаешь, что это было совершенно дурацкое и антинародное решение и, слава Богу, что оно не состоялось.
- То есть оно уже окончательно не состоялось, и областное правительство дало задний ход?
- Да.
- Но ведь по законам область имела право забрать у вас землю?
- Нет. В российском законодательстве есть так называемый Вводный закон, который Николай Цуканов попытался взять за основу в подходе к Калининграду. Но этот закон применяется только тогда, когда муниципалитет непрозрачно распоряжается землёй. Когда нет Генплана, не разработаны Правила землепользования и застройки. Калининград принял Генплан вторым в России. И Правила землепользования мы утвердили в городе раньше других. Чего, кстати, не сделано в других муниципалитетах области. Калининград же сейчас занимает одно из первых мест во всех рейтингах по прозрачности и комфортности ведения строительного бизнеса в России.
Более того. В 2008 году я обещал прекратить точечную застройку. И с 2009 года все любые земельные участки в Калининграде распределяются только через аукцион. Даже под садик земля через аукцион продаётся, то же самое с медицинским центром. Там, правда, прописывается целевое назначение, и на торги заходят те, кто будет строить садик или медицинский центр. К сожалению, у нас в городе остаются земельные участки, выданные до 2009 года по предварительным актам выбора. И когда на том или ином участке, выданном при Юрии Савенко, начинаются строительные работы, горожане, протестуя, винят сегодняшние городские власти.
Мне проблема «бесплатных» (смеётся) актов выбора досталась по наследству. Я не хочу сейчас никого критиковать. Может, тогда время такое было. Акты выбора многие подписаны 1998, 2000, 2002 годами. Многие из них продлевались в 2005, 2006, 2007 годах. Тот, кто успел правильно закрепить своё право (там целую «простыню» документов нужно было собрать), сегодня бегает по городу, чтобы либо продать кому-то эти участки, либо чтобы что-то туда «посадить». В результате мы видим иногда безумные движения в центре города.
1800 актов выбора
- Там ведь ни один и ни два участка таких, а штук 50...
- А 1800 актов выбора по городу не хотите?! Мы постоянно в судах с этими людьми по 2-3 года. В результате мы пытаемся выйти на мировое соглашение. По Буткова вот сейчас выходим на мировое соглашение, даём им участок побольше, но не в центре.
- Но ведь договориться удаётся далеко не со всеми. Заходя на новый срок, вы не боитесь, что люди, вероятно, в преддверии очередной волны кризиса, захотят вложить свои деньги в строительство, и все эти 1800 «точечных» актов выбора всплывут, и вам мало не покажется?
- Вы знаете, я эти «пожары» тушу уже 5 лет с утра до вечера.
- А с торговым центром Олега Болычева на площади Василевского вам удаётся потушить «пожар»?
- С Болычевым не удаётся. Со многими удаётся, но и со многими не удаётся. По участку рядом со школой №16 - договорились, по застройке сквера на Карла Маркса - договорились, «Макдональдс» на площади Василевского - договорились, по Буткова - тоже, и так далее.
- По Буткова застройщик уже подтвердил перенос стройки?
- Да, подтвердил. Но мы теперь всё решаем только в суде, выходим на мировые соглашения.
- А на каких условиях вы с ними договариваетесь?
- Садимся большой комиссией - архитекторы, юристы, земельщики - и выбираем застройщикам участок, чтобы он не был публично значимым, как, скажем, сквер. Там-то в основном большинство актов выбора по небольшим участкам, на которых можно построить одноподъездный дом, но высотой 10 этажей. Мы ему даём участок в 2 раза больше, правда, на Сельме, чтобы все затраты на участок он мог себе вернуть. А то ведь они приходят, и начинается: «Я участок покупал, потом делал проект, всё согласовывал, платил 5 лет аренду».
- А как это он покупал, если акты выбора тогда как бы бесплатно выдавались?
- Вы сами спросите этих людей, которые приходят. Я - что, Следственный комитет, чтобы разбираться, у кого они там участки перекупали? Могу сказать, что эти участки гуляют уже давно, и многие перепроданы уже по 3-4 раза. Эта ситуация не только калининградская, она по всей России такая.
- Почему не удаётся с Болычевым по площади Василевского сойтись?
- Потому что один на один мы не разговариваем. Мы собираем всех. Потому что жители никому поначалу не верят, нанимают юристов, и теперь мы всегда по этому пути идём. Так было и по Ялтинскому парку. Всю историю мы проходили вместе с жителями. Если бы мы делали что-то непрозрачно, нас бы население уже давно порвало. Всё ведь поначалу приходят заряженные: «Вы все здесь раздаёте, мы вас всех тут порвём». Потом все успокаиваются, мы садимся и шаг за шагом решаем. Потом застройщик рассказывает долгую историю о понесённых им затратах, а мы говорим: «Вот, давай, чтобы ты не чувствовал себя ущербно - вот тебе другая земля, но путь у нас один - только официальный: через суд и на мировое соглашение». С Болычевым так договориться не получилось, то есть, скорее всего, он будет строить.
- И городская власть в этом конкретном случае признаёт свое бессилие...
- Да. Мы ведь, как говорят, «живём в правовом государстве», а, значит, должны выполнять все нормы федерального и областного законодательства. Я ничего не могу сделать с застройщиком, ведь полномочия государственного архитектурного надзора у области. Я даже влиять на внешний вид фасадов в городе не могу. Кстати, я обратился к губернатору, чтобы внести на рассмотрение облдумы законопроект, который нам бы дал полномочия по согласованию фасадов планируемых к строительству зданий. Он обещал внести такой закон в сентябре.
- А почему, раз область обладает полномочиями по контролю за фасадами, она их не исполняет?
- Потому что нет закона о внешнем виде фасадов ни у области, ни у города.
- В России есть прецеденты написания такого закона?
- Москва как отдельный субъект себе такой закон сделала. Мы по аналогии свой закон планируем.
- Было противодействие по данному закону?
- Да нет, я вынес эту проблему, и все реально недовольны видом зданий, которые сегодня строятся.
- А есть заинтересованные круги, которые бы не хотели принятия этого закона?
- Население - за, городские власти - за и областные власти, как мне сказал Николай Николаевич [Цуканов], - за. А то, что есть некоторые несознательные застройщики, которым наплевать на качество фасада...
- А в предлагаемой вами законодательной конструкции только вы будете согласовывать внешний вид фасадов или будет ещё областной, как сейчас принято говорить, «фильтр»?
- Конечно, согласование будет производить только муниципалитет. Вся градостроительная политика должна происходить только на уровне города.
Кстати сейчас мы сделали 648 дополнений в свои же Правила землепользования и застройки. В сентябре, я думаю, мы всё примем. Потому что достали уже эти строители. Например, раньше была зона Ж-2, и в ней можно строить дом высотой 5-8 этажей. Теперь же, если сложилась застройка - 3 этажа, только так и можно будет строить. Документ готов и прошёл все публичные слушания. На этом тема высоток закрывается.
Далее мы сделали ещё один акт, ограничивающий строителей. Вот раньше он имеет участок 10 соток, и рисует здание на нём площадью с этот участок - ни рекреационной зоны, ни стоянок. Сейчас так будет делать нельзя. Игроков на строительном рынке много, активность большая, и если такой акт не принять, то продолжится уродование города.
Команда
- Вы говорили о своей команде. Назовите ключевых игроков?
- Зуев, Мельников, Крупин и Дмитриева.
- Светлана Мухомор?
- Она очень грамотный специалист и очень порядочный человек, но после произошедшей ситуации она посчитала нужным написать заявление.
- Со стороны возникает ощущение, что всё-таки эта ситуация возникла не по её воле, а, скажем, какой-то чиновник хотел услужить начальнику, подсуетился, пристроил сына, а она просто не противодействовала этому.
- Подсуетился. Но она - молодец, взяла всё на себя.
- Насколько это нормально подавать в «репутационную отставку»?
- Мы все много говорим о демократии и прочем, и уже нужно от слов переходить к делу. То, что она совершила - это мужественный поступок и пример для всей России. Как специалиста и члена команды я её ценю и её поступок уважаю.
- С вашей стороны предложений покинуть пост после всплывшего эпизода с устройством ребенка в БФУ им. И.Канта не поступало?
- Нет. Она пришла сама, и после этого моё мнение о ней значительно улучшилось.
Нехватка денег
- Ранее вы сказали, что основной причиной похода на второй срок является то, что вы не успели закончить начатое. так что в первую очередь мешало развиваться городу и вам развивать город?
- В первую очередь это, конечно, нехватка денег. Самая большая проблема возникла, когда мы 2,5-3 года назад остались один на один с решением по достройке моста. А это более 3 млрд руб. С самого начала, когда мы заходили в эту историю, речь шла о федеральной дотации по линии Райавтодора. Бюджеты у нас росли, и мы после инфраструктурных вопросов уже должны были перейти к ремонту крыш, созданию скверов, комфорту дворов и тротуаров. Денег у нас по большому счёту было достаточно. Но вдруг федералы сказали: дотации кончились, берите бюджетный кредит. Никакого выхода у нас не было: либо достраивать мост, либо консервировать. У области фонд был небольшой, и свои деньги они решили пустить на достройку дороги (Приморского кольца. - Прим. ред.). Это был их приоритет, и, наверное, это правильно, сейчас мы все этим кольцом гордимся.
Консервация моста, как мы подсчитали, получалась под 1 млрд руб. Потратить миллиард и получить законсервированный объект или взять 3 миллиарда в долг и мост достроить? Этот кредит сильно помешал нашим планам по наведению порядка с ремонтом жилищного фонда, наведению порядка на тротуарах, во дворах, по развитию зеленых зон и парков. Мостом мы себя ограничили полностью.
- Сколько у города «свободных денег» в год?
- Сейчас нет свободных денег вообще. Будете смеяться, но у нас есть всего лишь лимит в 50 млн рублей, которые мы можем взять в кредит. Мы уже берём коммерческий кредит, чтобы выплатить проценты по другому кредиту. Но из этой ситуации мы сегодня выходим, и в ближайшие 5 лет я ставлю себе задачу: увеличение комфортности проживания в городе. Уже начали с тротуаров и дворов. Будем эти объёмы наращивать. Приведём в порядок парки. Я хочу сделать понятный и красивый проект с Ашманн-парком - никаких каруселей. хороший ландшафтный парк отдыха: дорожки велосипедные и так далее. Ещё планируем заняться Южным парком.
- А деньги на это откуда возьмутся?
- Те деньги, которые мы раньше тратили на инфраструктурные вопросы, мы сейчас высвобождаем. Объясняю: 5 лет назад проблем в Калининграде было очень много, начиная от газификации, заканчивая очистными сооружениями и коллекторами. Я принял решение: закопать деньги в землю - в инфраструктуру и воткнул все эти объекты в федеральные целевые программы, где есть федеральное, областное и наше софинансирование. Также пошёл по теплосетям и водоканалу — это был кредит ЕБРР. То есть за эти 5 лет мы огромные деньги тратили на софинансирование этих инфраструктурных объектов. Многие проекты уже сданы, и многие будут сданы в ближайшее время.
- Сколько тогда денег освободится?
- Думаю, что мы сможем добавить на «комфортность проживания» по сравнению с прошлыми годами порядка 500 млн руб. Конечно, я буду идти до конца: убеждать депутатов областной Думы и губернатора о присвоении Калининграду статуса областного центра. Это позволит городу дополнительно иметь порядка 500-700 млн рублей.
Нолики из бюджета
- Это как-то очень лихо: вот так Цуканов взял и положил в калининградский бюджет 500-700 млн рублей денег?
- Ну нужно начинать с максимума.
- ...и договориться на 300 миллионов?
- Уже неплохо. Просто если мы говорим, что Калининград - это столица области, то давайте к нему так же и относиться, то есть давайте его приведём в надлежащий вид.
- Как вы планируете решить вопрос перераспределения средств в пользу Калининграда?
- Можно идти по пути отчислений от совокупных собственных доходов областного бюджета, а можно привязаться к конкретному налогу, например НДФЛ. То есть мы хотим либо ещё 10% отчислений по НДФЛ, либо 1-2% от собственных доходов областного бюджета.
- А реакцию область на эти пожелания уже какую-то озвучивала?
- Пока молчат (смеётся).
- Один успешный нероссийский мэр сказал, что «ты начинаешь мыслить творчески, когда зачеркиваешь ноль у бюджета».
- Вот если вы посмотрите, что такое муниципалитет в Америке или Европе, то вы поймёте, что это не то же самое, что в России. Там есть все полномочия и межбюджетные отношения. Например, вы спросите у обычного американца, знает ли он как зовут губернатора. Кроме Шварценеггера, наверное, никого и не назовут. Зато имя мэра назовут все. То есть там муниципалитеты полноценны. Вы посмотрите, какие там отчисления в муниципалитеты. У нас же на территории города собирается 59 млрд руб. налогов, а в городской бюджет попадает всего 5 млрд руб. У них всё иначе, поэтому там можно нолик убрать и начинать творить, а у нас какие нолики? У нас все нолики уже давно поубирали. Это вообще системная ошибка всей страны - ну дайте вы закон о межбюджетных отношениях, где чётко прописаны правила игры! То есть, если ты вкладываешься в инфраструктуру, приглашаешь инвестора, то ты и налоги должен получать в городской бюджет.
- Это называется бюджетная суперцентрализация.
- Неправильная централизация.
- Но вы лидеру партии противоречите.
- Какому?
- Владимиру Владимировичу Путину.
- У нас лидер партии - Дмитрий Анатольевич Медведев.
- Когда принимались все решение по бюджетной суперцентрализации, лидером партии был Владимир Владимирович Путин.
- Эти решения принимались давно. Вот почему бизнес не идёт что-то там крутить в Черняховск или Гусев, а идут ко мне? Это я утрированно говорю. Почему 83% ВРП создаётся в Калининграде? Можно много критериев называть. Наверное, инфраструктура лучше, административные барьеры ниже, покупательная способность выше и так далее. И сюда стремятся. Так почему если так, я не должен получать больше в бюджет от этого?
Транспорт
- Практически все истории успеха лучших мэров базируются на решении вопроса общественного транспорта. И успеха на этом поле удаётся добиться путём консолидации этой функции в руках муниципалитета. В любом случае везде работает единый игрок, который соблюдает жёсткие правила по графику и качеству обслуживания...
- ...и это правильно...
- ...сейчас мы имеем море частников, которые заполонили всё старыми автобусами, которые неизвестно по какому графику ходили, потому перешли на маршрутки, которые могут останавливаться на остановках, а могут и не останавливаться... Мы на пути в никуда?
- Вы говорите совершенно справедливо. Проблема с общественным транспортом очень большая, только заключается она не в том, что у нас коммерческий общественный транспорт, а не муниципальный. 4 года назад была разыграна маршрутная сеть на 5 лет. Она сегодня, конечно, никого не устраивает. Ни население, ни городскую власть. Состояние парка плохое, сами маршруты дублируют наш электротранспорт, плюс в городе активно работает транспорт, который ездит по области.
Какие выходы из ситуации могут быть? Моя принципиальная позиция состоит в том, что если правила игры для предпринимателей были определены на 5 лет, то сейчас нельзя просто взять и поменять правила. Но мы заранее всех предупредили, что следующий конкурс по обслуживанию городской маршрутной сети будет через 1,5 или 2 года, и сказали: готовьтесь к тому, что мы включим в конкурсную документацию автобусы класса «Евро-4», низкопольные автобусы, маршруты дублироваться с электротранспортом не будут. Сегодня более 1000 автобусов ездят по Калининграду и устраивают гонки за 3-4 пассажирами в три ряда. И ничего с этим не может сделать даже ГАИ.
В наших планах также совершенно изменить маршруты и составить жёсткий график, с соблюдением которого, особенно в посёлках, большие проблемы. Перевозчики начинают говорить, что у них низкий тариф - повысьте. Мы им отвечаем, что тарифное регулирование - это не наши полномочия, а областного правительства, службы по тарифам - несите туда документы и экономически обосновывайте повышения тарифа. Они же жалуются и начинают набирать непонятно каких водителей, не обновляют состав и так далее. Мы эти разговоры намерены прекратить. Если на наши условия не придёт бизнес, мы подготовимся, сделаем своё муниципальное предприятие и будем качественную услугу предоставлять населению.
- Отдельная полоса для общественного транспорта будет?
- Будет. Как только заработает закон об эвакуаторах. Пока эту полосу бесполезно выделять. Все прекрасно знают, чем сейчас эта полоса занята. Мы свои рекомендации в область по закону об эвакуаторах отдали. Процедура возврата машины владельцу должны быть понятной.
- Слушая вас, можно подумать, что никакого автобусного лобби и нет...
- У нас лобби одно - это население, а всё остальное - инсинуации. У нас действительно есть несколько депутатов, которые занимаются автобусными перевозками, как, впрочем, множество депутатов занимаются строительством. Но. Если население недовольно, то депутаты должны под него подстраиваться, а не наоборот.
Глава-мэр
- А что изменится для населения от того, что вы станете главой-мэром, а не главой-председателем окружного совета?
- Не будет так размываться ответственность. Раньше население избирало одного человека, а полномочия для исполнения наказов избирателей оказывались у другого человека (сити-менеджера). На протяжении всего времени, пока сити-менеджерами были и Феликс Лапин, и Светлана Мухомор, мы параллельно занимались одними и теми же вопросами. Из-за дублирования функций некоторые чиновники чётко уходили от ответственности, играя на внутриаппаратной теме. Система с сити-менеджером не оправдала ожиданий.
- Система предполагала, что вы, всенародно избранный мэр, отдадите часть власти. Но ведь власть просто так не отдают. Почему вы отдали власть?
- Тогда это был реальный тренд по всей России. И все в одном порыве, у кого подходили выборы, меняли систему.
- Но всем было понятно, что это двоевластие и нерабочая система, однако вы ратовали за неё.
- Поначалу действительно считали, что это передовая система, потом, когда получили проблемы, пошли в обратную сторону. Проблемы-то возникали не в личности Феликса Лапина или Светланы Мухомор. Они чётко работали как сити-менеджеры, их чётко интересовали экономия и экономика. Они относились к мэрии как к многоотраслевому предприятию: это закроем, то закроем, здесь сократим, там сократим. У меня как у главы города, которого избирает население, и депутатов был другой взгляд на те же вещи. Лапина и Мухомор не избирали. Если бы их поставить в условия, что им нужно через 5 лет избираться, то многие решения они бы не приняли.
- Хоть вы и говорите, что личного фактора не было, всё же после того как Боос ушел, Феликс Лапин сити-менеджером работать не остался.
- Именно из-за этого и не остался. Он хороший экономист, который действовал в рамках своих полномочий. Мухомор была более социально ориентированной, но всё равно проблема существовала.
- Дело наверное и в подконтрольности. Она была вам более подконтрольна, чем Феликс Лапин?
- Конечно. Но она и не делала тех ошибок, которые делал Феликс.
Проект «Автотора»
- Что за ситуация с проектом «Автотора» на северо-западе Калининграда? Якобы люди, близкие «Дженерал Сателайт», чьи интересы совпадают с интересами Цуканова, пытаются заблокировать передачу городом земли «Автотору» под заводы и жильё. И почему правительство высказывает своё «особое мнение» по этому вопросу?
- Принято решение по строительству завода полного цикла на 500 тысяч автомобилей в год и жилья на 40 тыс. населения. Это важнейший проект для Калининграда, и я горжусь тем, что мы решили эту проблему. По договорам с концерном Magna, совладельцем которого стал «Автотор», была нужна земля. У нас более 1 тысячи га на северо-западе. Не освоенных. Без инфраструктуры. 2/3 этого участка - это шумовая зона аэродрома в Чкаловке. Мы долго обсуждали проект, даже не мы, а инвесторы, в частности BMW выбирал землю. И я её с удовольствием предоставил в соответствии со всеми нашими прозрачными процедурами - через аукцион. Город землю оценил в маленькие деньги - 20 млн., но с обременением, что «Автотор» потратится на инфраструктуру. Сам ли или в партнёрстве с государством. В 2018 году на этом предприятии должна быть перерезана ленточка, и десятки тысяч людей получат рабочие места, а Калининград и область - доходы в бюджет.
- Это всё понятно. Но вопрос-то в том, с чего вдруг в этот процесс, помимо коммерсантов, якобы связанных с направлением коттеджного строительства «Дженерал Сателайт», в частности в разбирательство в УФАС, входит областное правительство и начинает говорить, что торги проведены в ущерб городу?
- В судах уже эта тема закрыта.
- Она снова открылась, и снова суд ввёл обеспечительные меры - не регистрировать права «Автотора» на этот участок.
- Тема закрыта. Я не знаю, какое там «особое мнение» у областного правительства, но мне, как человеку, который смотрит через кризис на 2018 год и на то, на чём Калининград будет зарабатывать, где люди будут работать, сколько получать, так вот мне все равно: за сколько эту землю отдать под развитие города - хоть за рубль. Эта земля стояла нетронутая с 1945 года, и туда нужно вложить миллиарды и миллиарды рублей. И почему бы эту землю не отдать инвестору под огромный проект?
- Но у «Автотора» есть конкурент, который сражается за эти земли?
- Это аферисты. По другому я их назвать не могу, которые хотят залезть куда-нибудь и на этом заработать, разрушив хорошую идею.
Конфликт с Цукановым
- Теперь давайте поговорим о самом интересном: из-за чего вы конфликтуете с Цукановым?
- Запомните, у нас с Цукановым нет противоречий, у нас есть рабочие моменты. Будь на моём месте какой-нибудь Иванов, он бы тоже постоянно говорил: «Дайте больше денег на город Калининград для решения вопросов горожан!» Вот и вся тема.
- Когда есть «рабочие моменты», люди приходят к консенсусу и начинают слаженно работать. То, как складываются в публичной плоскости отношения вашей команды с командой Николая Цуканова, консенсусом не назовёшь.
- Напряжённость всегда какая-то есть. Рано или поздно все напряжённости заканчиваются, и начинаются ответы на вопросы. Мы создали рабочую группу с областным правительством, чтобы начинать решать вопросы. Проблем накопилось много, а жители не должны страдать от разных точек зрения у руководителей.
- По каким конкретно вопросам вы расходитесь?
- Закон о земле. Второй вопрос - по деньгам на ремонт жилищного фонда. Сейчас должны создаваться региональные фонды, где должна быть методика, как фонд будет наполняться и распределяться муниципалитетом. Здесь я говорю: дайте мне статус областного центра, мы вместе отработаем механизм.
- На эти ваши предложения пока не отвечают?
- Ответят.
- Очевидно, что выдвижение Николая Власенко и Юрия Савенко на праймериз «Единой России» по определению кандидата на выборах мэра происходило по инициативе Николая Цуканова и с целью не допустить вас до выборов. Всё это, наверное, часть не только системного, но и личного конфликта?
- У меня личного конфликта с губернатором Цукановым нет. Если у него есть, то вопросы нужно задавать ему. Я привык отвечать за себя. Меня наняли калининградцы защищать их интересы и решать их проблемы. Я как могу, пусть это удобно или неудобно губернатору или областной думе, я всё равно буду это делать.
- А вам не кажется, что попытки забрать городскую землю, потом попытка поставить Александра Блинова на позицию сити-менеджера и прочие попытки, это желание губернатора сделать подконтрольным город?
- Чтобы контролировать, есть масса других способов. Я об этом говорил Николаю Николаевичу, когда он только пришёл. Но ему, наверное, нужно было пройти какой-то путь, чтоб вернуться к началу - создать рабочую группу и начать работать. Если опять всё будет происходить неэффективно, я буду об этом говорить. Я человек конкретных действий, и, если их не будет, я опять буду ставить неудобные вопросы. Мне лично ничего не нужно.
- Задам совершенно неудобный вопрос: насколько эффективным вы считаете Николая Цуканова на посту губернатора?
- Это оценит население.
- Так его же не избирали.
- Сейчас будут избирать. Знаете, если бы губернаторы избирались, то и конфликты между губернатором и мэром были бы иные: за доверие избирателей. Я помню слова Кожемякина «Я встану перед вами на колени, оставьте мне только налог на прибыль», когда защищали бюджет.
Праймериз
- Как вы относитесь к письму, которое направили некоторые члены регионального совета партии в центральный аппарат «Единой России», обвинив организаторов праймериз, на которых вы победили, в ангажированности?
- Я действительно по сравнению с другими кандидатами был в выигрышной ситуации. Потому что я, как действующий глава, каждый день по 12 часов сижу и занимаюсь проблемами города Калининграда и его жителей.
- Вы, как «старое лицо», ассоциируетесь с нерешёнными проблемами, а тот же Николай Власенко в этом смысле имел преимущество перед вами.
- Население у нас уже всё опытное и всё прекрасно понимает. Люди включены в общественно-политическую проблематику, ставят очень неприятные вопросы. На праймериз мы выходили и говорили, чем именно будем заниматься. И когда избиратели слышали: «Я сделаю это, я сделаю то», но было непонятно как, так как таких полномочий не будет, то настораживались. Я не рассказывал, что буду поднимать здравоохранение и строить какие-то моногорода. Я не могу сильно повлиять на рост рождаемости. Я реально готовился к праймериз, так как против меня шли достойные люди. Николай Власенко - супер-пупер менеджер, Юрий Савенко... Но за 5 лет у нас появилась совсем другая законодательная ситуация, в которой никто из них не находился - законы, которые изменили картину мира.
И люди, сидевшие в зале во время «праймериз», всё понимали, они со своими проблемами сталкивались. Второе: я всё-таки 9,5 лет руководил партией, прошёл много выборов и был с однопартийцами в горести и в печали. С ОНФ такой истории не было, я даже не знал, кто там будет.
- Говорили, что якобы с ОНФ велись переговоры по голосованию за другого кандидата.
- Не хочу сейчас влезать в эту историю, кто там с кем вёл какие переговоры. Люди пришли и выбрали того, кто больше понравился. Мне кажется, что меня выбрали из-за реалистичности моего доклада. Я прямо сказал, что 5 лет я не делал ни дома, ни крыши - ничего. Бюджет такой-то, постоянные издержки такие-то. Городу от своих доходов остаётся 1 млрд руб., всё остальное - обязательные платежи: зарплаты, бюджетники, врачи, учителя. А проблем у города - на 50 млрд. Я объяснил, как тратился этот 1 млрд. Как я по максимуму вошёл в инфраструктурные объекты. Если бы я этого не сделал, у нас бы уже был коллапс. Одно дело, когда у тебя дорога не сделана или двор, а другое дело, когда вода не поступает, и тепла в домах нет. Да тебя порвут просто! Мы 4,5 года просто копались в земле. Мы поменяли котельные на газовые, и в Калининграде теперь тепло стоит не как в Гусеве или в Светлом. То же самое с мостом. Я себя оголил, но мост достроил. На поверхности же наша работа не так видна. Ну и рассказал, что я собираюсь делать дальше - теперь мы можем заниматься комфортностью проживания. Больше я ничего не обещал. Доклад закончил. А все эти «я это сделаю», «я то сделаю» - пустое. Просто профанация и обман, так как либо это не наши полномочия, либо на них нет денег.
- Но ведь был релиз, разосланный в СМИ Николаем Власенко, о масштабных нарушениях на праймериз.
- Об этом лучше спросить у Николая Власенко.
- А как вы этот жест для себя оценили?
- Да никак я его не оценил. Просто посчитал, что у человека сдали нервы. Эмоции. Потом будет стыдно и будет переживать. Пойти на праймериз — это борьба, это значит, что ты уже встал в ринг, и нужно достойно держать все удары.
- Вам не кажется, что единороссов в окружном совете слишком много? Почти все. Вы сторонник многопартийности?
- Я приветствую многообразие людей с разными взглядами. Нет ничего страшного в том, если в окружном совете будет больше людей от других партий. Я пришёл из бизнеса и уверен, что конкуренция должна быть. На сегодняшний день партия «Единая Россия» - эффективный инструмент у меня в руках как у главы города. Но одним инструментом справляться невозможно. Ржавеет он один.
- Перед выборами вы ещё ждёте каких-то сюрпризов?
- Я всю жизнь жду сюрпризов со всех сторон. Я к ним готов. У меня есть поддержка населения.
- Вы идёте на выборы, на которых у вас нет ни одного реального конкурента?
- На сегодняшний день я не видел никакой альтернативной программы, но кто-то должен появиться. Вот, одновременно со СМИ про Лебедева узнал...
Интервью:
Вадим ХЛЕБНИКОВ
Комментарий: