Дворник № 838 (31.07.2012 - 05.08.2012)
.
«Ближе подойти не может»
Марина Селиванова
На глазах калининградок Людмилы Мокровой и Виктории Вороненко в море утонул молодой парень. Сколько было сил, он боролся за жизнь, пока калининградка более 40 минут переговаривалась с полицией и спасателями, прося, требуя помощи
Прибывший катер не смог подойти к берегу ближе чем на 300 метров, а спасатель приехал, когда бездыханное тело парня вытащили отдыхающие.
Людмила Евгеньевна Мокрова каждые выходные ездит на море. Вот и 15 июля она с подругой оказалась на побережье Балтийска.
- Ветер был несильный, восточный, волна отливная, течение затягивало, - рассказывает Людмила Евгеньевна. - Около 14:30 мы проходили примерно в 300 метрах от военного госпиталя в сторону Янтарного. Народу на пляже было немного - человек 20. И вдруг на берег с большим трудом вышел худощавый парень и, задыхаясь, сказал, что там тонут двое его друзей. Видимо, они отдыхали в палатке где-то неподалёку, я тут же набрала номер полиции. На том конце провода начались расспросы: кто я, откуда, кто эти люди, которые тонут? Я быстро и подробно ответила, объяснила, где нахожусь.
Пока Людмила Евгеньевна разговаривала с полицейскими, из воды показался второй парень - он выполз на берег и навзничь рухнул на песок. Третий молодой человек продолжал барахтаться в воде - буквально в 100 метрах от берега. На берегу столпились люди - все понимали, что помочь утопающему сложно. Очевидно, что до берега он не доберётся, его голова поднималась над волнами всё реже...
15 минут
до смерти
- Ровно через 12 минут после моего звонка в полицию на мой мобильник перезвонили, - рассказывает Людмила Евгеньевна. - Меня снова начали выспрашивать: как фамилия, где живёте, что случилось, где находитесь? Я возмутилась и начала кричать, что мы совсем близко к городу - рядом госпиталь, полигон, я возмущалась, почему они так долго не реагируют. Меня спросили: «Вы его ещё видите?» Я говорю: «Да, я вижу, как он барахтается!» Наконец-то мне ответили: «Ладно, высылаем катер!» Я сказала, что, как только мы увидим катер, будем махать палками, чтобы нас быстрее заметили.
По словам Людмилы Евгеньевны, катера не было 25 минут. За это время тонущий парень перестал подавать признаки жизни - его расслабленное тело болтало в волнах. Когда вдалеке появился катер, все люди, которые находились на берегу, замахали руками, палками.
- Катер остановился примерно в 300-400 метрах от берега, - рассказывает Людмила Мокрова. - Мне снова позвонили: «Ну что, катер подошёл?» Я ответила, что катер есть, но он остановился далеко и не подходит! «А он ближе подойти и не может. К вам спасатель на машине выехал» - отвечают мне. Я была возмущена! Зачем тогда вообще нужен этот катер?! В это время молодого человека начало прибивать к берегу, и его вытащили отдыхающие.
Тем временем отдыхающие вытащили молодого человека из воды. У него было синее лицо, парень не подавал признаков жизни.
- К нему подбежали девушки, они пытались реанимировать его: выдавливали из лёгких воду, делали искусственное дыхание, - продолжает Людмила Евгеньевна. - На некоторое время его лицо будто порозовело, появилась надежда... Вскоре подъехали спасатели. Мужчина с чемоданчиком и с ним, вероятно, помощник. Реанимационные мероприятия успехом не увенчались. Потому что всё надо делать вовремя... Я была в шоке от этого происшествия! Молодой, красивый, спортивный парень. Если бы помощь прибыла на 15 минут раньше, его бы спасли! Теперь я понимаю, что вертикаль существующей власти не работает, система помощи людям отсутствует вообще. Рассчитывать можно только на себя. Такое ощущение, что службы действуют формально и каждая сама по себе. Если бы полиция, спасатели, реанимация работали слаженно, человек был бы жив...
По словам Людмилы Мокровой, в этот день они с подругой пробыли на пляже до позднего вечера, машина спасателей проехала мимо них только единожды, когда пляж был уже пуст.
500 метров
Среди спасателей много настоящих героев. Однако одного героизма мало. Нужна организация и координация действий. Их, очевидно, не хватает. Ежегодно МЧС предупреждает, что купаться можно только в разрешённых местах - как правило, это территории городских пляжей, которые крайне ограничены. На них не поместится и половина желающих провести время на побережье. Балтийский берег огромен, год от года отдыхающих становится больше, область активно принимает иногородних туристов. Но объём ответственности спасателей и их технические возможности остаются прежними.
- Определение мест, пригодных для купания, обустройство спасательных постов, их содержание - обязанность муниципальных образований, - пояснила пресс-секретарь ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Калининградской области Надежда Попова. - За МЧС закреплена только функция приёмки и технического освидетельствования пляжей. Претензии к МЧС в случае гибели людей, купавшихся в неразрешённых местах, не совсем обоснованны. В рамках круглосуточного дежурства сотрудники МЧС готовы, в случае необходимости, прийти на помощь в трудной ситуации. На помощь людям часто приходят и сотрудники ГИМС и Центра ГОСАКВАСПАС, хотя это не входит в их прямые обязанности. Повторюсь - администрация муниципалитета «расставляет» на своей территории спасательные посты! Очевидно, что если человек купается за пределами пляжа, где дежурят спасатели, помощь не может придти вовремя! Время уйдёт на звонок, выяснение координат, сбор тех- и плавсредств, доставку спасателей. В Балтийском округе для купания разрешен только один 500-метровый участок побережья от спасательной станции в сторону Северного мола и Гвардейского бульвара. На побережье есть ещё 5 мест, которые по техническим параметрам и популярности у отдыхающих могли бы стать официально разрешенными пляжами. Но, увы, администрация муниципалитета их не оборудовала. Скорее всего, из-за отсутствия средств - обследование качества воды, оборудование и содержание спасательного поста обходится недёшево.
- С 2005 года я регулярно требую у администрации Балтийска должным образом обеспечить безопасность отдыхающих на побережье, - рассказал «Дворнику» Юрий Лойко, старший госинспектор по маломерным судам руководитель инспекторского отделения Балтийска. Именно Юрий Антонович выезжал по вызову Людмилы Мокровой. - Пляж от Балтийска до полигона ежегодно объявляется запрещённым, а там отдыхают десятки тысяч людей. Пост остаётся всего один. Заставить администрацию выставить дополнительные посты невозможно. Я не раз просил нашу администрацию обратиться за помощью в область - на обеспечение безопасности от косы до полигона нужно не более 3 млн рублей. Меня не слышат. Я дважды судился с муниципалитетом из-за невыполнения обязанностей по обеспечению безопасности на водных объектах. Нужно немного: набрать профессионалов на базовую станцию и летом на сезон набирать дополнительно 20-30 человек. Мне удалось сформировать команду спасателей, которые выезжают по всему побережью, мало того, они распространяют на пляже информацию с телефонами оперативных служб, а это должна делать администрация. Я считаю, что если администрация не может обеспечить побережье спасателями, то хотя бы должны размещать информацию с телефонами служб спасения.
В 2009 году было очень жаркое лето. По словам Лойко, в этот сезон у спасателей было много работы - на побережье Балтийска тонуло около 60 человек, 9 человек погибло, остальных удалось спасти. Практически все случаи происходили вне зоны ответственности спасательного поста. В 2011 году из шести тонувших удалось спасти троих. В 2012 году из 16 человек спасли 14.
- Большинство людей тонет в шторм, когда катеру вообще запрещено выходить в море, - продолжает Юрий Лойко. - Подойти близко к берегу катер не может из-за мелей, которые обнажаются во время шторма - судно может разбиться. В данном случае ГОСАКВАСПАС вышел на катере, рискуя жизнью, для подстраховки. В большинстве случаев людей спасают не при помощи катера, а специально обученные люди в масках и ластах, которые умеют хорошо плавать и нырять, применять приёмы спасения, освобождения от захватов и буксировки пострадавшего. Когда я приехал по вызову Людмилы Мокровой, парень был мёртв не менее 30 минут. Ко мне поступила информация, что в море плавает труп. Несмотря на это, я пытался его реанимировать. Мы начали выяснять его личность. Оказалось, что два его товарища не знают его фамилии и адреса, только имя и кличку. Вся территория около их палатки была усыпана пустой тарой из-под алкоголя...
Редакция связалась с начальником отдела по мобилизационной работе и гражданской защите администрации Балтийского муниципального района Эдуардом Фридриховичем Дренкханом с вопросами о поддержке вышеуказанных инициатив. Эдуард Фридрихович попросил направить информационный запрос и осторожно предупредил, что газете ответят только после «согласования с главой района».
Остаётся надеяться, что спасение утопающих будет волновать не только утопающих и неравнодушных граждан.
Марина СЕЛИВАНОВА
Если человек тонет
Запишите эти номера в свой мобильный телефон!
Службы спасения: «Мегафон» и «Билайн» - 010012, МТС и «Теле-2» - 010 и 911.
Спасательная станция Балтийска:
8-952-793-07-74.
Оперативный дежурный ГОСАКВАСПАСа:
8-921-104-21-11 и 8-40145-30-217.
Комментарий: