Дворник № 795 (20.09.2011 - 27.09.2011)
.
За свет могли бы платить меньше
Сергей ШЕРСТЮК
О том, как в росте тарифов на электроэнергию в Калининградской области «федеральная составляющая» оказалась около 80%, и других вопросах развития электроэнергетики рассуждает Сергей ШЕРСТЮК, руководитель рабочей группы по вопросам ЖКХ Общественной палаты, член рабочей группы по тарифам и нормативам потребления коммунальных услуг политсовета при губернаторе
В Калининградской области отсутствуют рыночные отношения в области электроэнергетики, так как единственным игроком и гарантирующим поставщиком электроэнергии является ОАО «Янтарьэнерго». Остальные 5-6 компаний действуют на местных уровнях и серьёзной конкуренции не составляют. Также в Калининградской области по сути единственной генерирующей компанией является «Калининградская ТЭЦ-2» (КТЭЦ-2).
От этих двух компаний – ОАО «Янтарьэнерго» и КТЭЦ-2 – и зависит надёжность, качество и стоимость электроэнергии для всех потребителей региона.
Если обеспечение надёжности и качества электроснабжения являются обязанностью этих компаний, то стоимость электроэнергии должна регулироваться государством и быть экономически обоснованной и доступной для населения и других потребителей.
Формирование тарифа
С января 2011 года КТЭЦ-2 полностью покрывает потребности региона в электроэнергии. Основное топливо станции – – природный газ. Решением правительства России для нашей области стоимость газа на 2011 год осталась неизменной – как и в 2010 году.
С октября 2010 года началось полезное использование произведённого на ТЭЦ-2 тепла с продажей его МУП «Калининградтеплосеть» через Балтийскую тепловую насосную станцию. По всем экономическим законам стоимость произведённой на КТЭЦ-2 электроэнергии увеличиваться в 2011 году не должна. Но поскольку эта электроэнергия продаётся через ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. – Прим. ред.), то оптовая цена для нашего региона увеличилась по сравнению с 2010 годом на 14,5%. Это – первая федеральная составляющая тарифа на электроэнергию, которая не имеет обоснований своего роста. Следующая «федеральная» составляющая тарифа – услуга федеральной сетевой компании за обслуживание линии электропередачи ВЛ-330 кВ.
Но и количество этих линий также сократилось по сравнению с 2010 годом. С 1 января 2011 года наш регион перестал использовать ВЛ-330 кВ, идущие из России через Литву и Белоруссию, для покупки электроэнергии с ФОРЭМ. Если эти линии использует ОАО «Интер РАО», владелец КТЭЦ-2, для экспорта электроэнергии в Литву в летнее время, то стоимость этой услуги не должна включаться в тариф на электроэнергию для Калининградской области. Наоборот, экспорт электроэнергии делает более рентабельной работу КТЭЦ-2, соответственно, и более дешёвой себестоимость производства электроэнергии. Но рост этой составляющей в тарифе составил 43% по сравнению с 2010 годом. Объяснений этому нет.
Выросла и другая федеральная составляющая на услуги ОАО «АТС» (оператор оптового рынка) – на 11,6%.
Всего «федеральная» часть в тарифе на электроэнергию составляет около 80%. Поэтому увеличение стоимости этих услуг значительно сказывается на тарифе в целом. Если бы этого роста не произошло, то тариф на электроэнергию был бы значительно меньше и соответствовал бы среднему по России. Складывается впечатление, что определённые федеральные структуры заранее спрогнозировали постоянный рост тарифов под любым предлогом. Ведь снижение тарифа для Калининградской области может вызвать цепную реакцию в других регионах по пересмотру тарифов. А это монополистам от энергетики невыгодно.
Уровень
потерь
Остальные 20% составляющей тарифа на электроэнергию приходятся на услуги по передаче, распределению и сбыту электроэнергии в Калининградской области, которые осуществляет ОАО «Янтарьэнерго». Здесь имеются две проблемы.
Первая – сверхнормативный уровень потерь электроэнергии при её передаче до потребителя. Утверждённая величина потерь на 2011 год – 15,9%. В 1998 году уровень потерь был 10%, что соответствовало общепринятому нормативу в энергосистемах РФ. Совершенно необъяснимо, почему Служба по государственному регулированию цен и тарифов (Служба по ГРЦиТ) и министерство развития инфраструктуры смотрят на это сквозь пальцы? Ведь очевидно, что ОАО «Янтарьэнерго» включает в технические потери при передаче электроэнергии все коммерческие потери, которые возникают в результате хищения электроэнергии, неудовлетворительной работы контролёров энергосбыта по ведению расчётов с потребителями, а также сверхнормативные потери в перегруженных сетях.
Вторая проблема – состав инвестиционной программы, её стоимость и контроль за её реализацией. Впервые с 2011 года тарифообразование на электроэнергию для «Янтарьэнерго» проводилось с учетом RAB-регулирования (метода доходности инвестиционного капитала). Этот метод предусматривает включение инвестиционной составляющей в тариф на долгосрочной основе. Так, на 2011-2015 годы для «Янтарьэнерго» Службой по ГРЦиТ и министерством развития инфраструктуры правительства области была утверждена инвестиционная программа в сумме 3,8 млрд рублей. Ещё летом 2010 года рабочая группа Общественной палаты Калининградской области направила свои замечания руководству Службы по ГРЦиТ. Основной недостаток программы в том, что она принята без учёта программы по энергосбережению, которая у «Янтарьэнерго» отсутствовала. Приняв такую инвестиционную программу, правительство области нарушило требование федерального закона. Таким образом, инвестиционная часть легла дополнительным бременем в тариф на электроэнергию для «прочих» потребителей.
Однако эту оплошность ещё не поздно исправить – необходимо вынести инвестиционную программу на более широкое обсуждение, с привлечением общественности и бизнес-сообщества.
Не менее важным вопросом является контроль за исполнением инвестиционной программы. Необходимо определить, кто и каким образом будет осуществлять контроль. Очевидно, что силами только одной Службы по ГРЦиТ эту работу профессионально и качественно провести невозможно, так как согласно положению о Службе она осуществляют только мониторинг, да и специалистов-энергетиков там нет.
Министерство энергетики
и ЖКХ!?
Пожалуй, один из самых главных вопросов в электроэнергетике области – какая же структура в нашем правительстве в полной мере занимается вопросами перспективного развития энергетики, вопросами энергобезопасности нашего региона, взаимодействием с федеральными органами власти, развитием малой энергетики в муниципалитетах и т.д.?
За последние 6-8 лет в регионе не выполнена ни одна программа по развитию энергетики, в том числе и по вводу в действие новых генерирующих мощностей. Ведь к строительству КТЭЦ-2 приложили руку в основном федеральные энергетические компании. Да и ввод в действие КТЭЦ-2 не решает всех проблем по энергобезопасности нашего региона. Необходимо строительство дополнительных генерирующих мощностей в виде ТЭЦ малой и средней мощности, которые должны резервировать мощность КТЭЦ-2 в чрезвычайных ситуациях. Такие ситуации возможны в случае ограничения подачи природного газа в Калининградскую область или из-за системных аварий в энергосистеме, которые могут привести к нарушению работы оборудования КТЭЦ-2. Наглядный пример: отключение электроэнергии почти по всей Калининградской области 13 августа 2011 года.
Немаловажным для КТЭЦ-2 является увеличение полезного отпуска вырабатываемого тепла. Ведь, в этом случае себестоимость электроэнергии будет уменьшаться. Для этого необходимо принять целевую программу по переводу определённой части потребителей Калининграда и Гурьевского района на теплоснабжение от КТЭЦ-2. Тогда можно будет уже двигаться дальше – к созданию рынка тепловой энергии, что предусмотрено ФЗ «О теплоснабжении».
Пока этим вопросом ни министерство развития инфраструктуры, ни администрация Калининграда заниматься не хочет, хотя тепло, вырабатываемое КТЭЦ-2, обойдётся потребителю как минимум на 15% дешевле, чем тепло от МУП «Калининградтеплосеть». Создаётся впечатление, что министерство развития инфраструктуры слишком обременено решением других проблем: строительством дорог, развитием транспортных услуг, связи, недропользованием, газификацией.
Поэтому Общественная палата Калининградской области на своем заседании в июле 2010 года приняла решение, в котором правительству Калининградской области было рекомендовано образовать отдельное министерство энергетики и ЖКХ. Этот же вопрос поднимался и на встрече с губернатором региона в апреле 2011 года.
Тарифы
По официальным данным, тарифы на электроэнергию в нашей стране увеличиваются на 10-12% ежегодно. В действительности среднегодовой рост затрат потребителей на пользование этим ресурсом составляет ещё больше – от 15 до 50%. Так, для населения в 2011 году тариф увеличился на 10%, а для прочих потребителей – на 19%.
Потребители из категории «прочие», которые недостаточно осведомлены или мало уделяют внимания выбору тарифов на электроэнергию, как правило, переплачивают за неё. Такая ситуация особенно усугубилась в последние годы из-за регулярных нововведений в системе тарифообразования. Между тем, выбирая и применяя тариф, не стоит полагаться на предложения сбытовых компаний: это коммерческие организации, основная задача которых – получение прибыли. Они не заинтересованы в том, чтобы предлагать клиентам минимальные тарифы. Так и наш энергосбыт ОАО «Янтарьэнерго» использует свою компетенцию – более высокую, чем у потребителя, – чтобы принять невыгодное для него тарифное решение. Например, потребитель при 5500 часах использования заявленной мощности в год в 2011 году платит 4,0 рубля за кВт/ч, а при 7000 часах – 3,8 руб. за кВт/ч.
Если сравнивать установленный на 2011 год одноставочный дифференцированный тариф при 5500 ЧЧИМ (число часов использования мощности. – Прим. ред.) – 4,0 руб. за кВт/ч и, по сути, его аналог в 2008 году – одноставочный недифференцированный при низком напряжении – 2,24 руб. за кВт/ч, то можно говорить о росте в 1,8 раза за пять лет. Произошла совершенно неравнозначная замена.
В связи с этим есть три предложения Службе по ГРЦиТ:
1. Совместно с энергосбытом ОАО «Янтарьэнерго» провести разъяснительную работу с потребителями по применению дифференцированного тарифа.
2. Установить в тарифном меню самый высокий тариф в диапазоне 5000 ЧЧИМ.
3. Разработать чёткий регламент определения потребляемой мощности и расчёта числа часов её непосредственного использования для одноставочного тарифа.
Общественная палата совместно с БФУ им. И. Канта проводит исследования зависимости жизненного уровня населения от величины платы за коммунальные услуги.
Очевидно, что нельзя постоянно повышать тарифы на коммунальные услуги без адекватного увеличения доходов населения – заработной платы, пенсий, пособий и т.д. Иначе постепенно будет происходить увеличение числа малоимущих граждан.
Что касается тарифов на электроэнергию и тепло для предприятий малого и среднего бизнеса, промышленных предприятий, то считаю целесообразным обязательное соблюдение двух условий: независимая экспертиза и предварительное рассмотрение тарифов рабочей группой с участием представителей общественности, депутатов областной думы, представителей среднего, малого бизнеса и промышленных предприятий. Рабочая группа, состоящая из вышеперечисленных представителей, должна быть создана при губернаторе и иметь статус постоянно действующей.
Сергей ШЕРСТЮК
Комментарий: