Дворник № 765 (22.02.2011 - 28.02.2011)
.
Стройка в авральном режиме
Всплывают новые подробности строительства спорткомплекса на Сельме. Бывший сотрудник ООО «Мурадин» утверждает, что его и других калининградских специалистов уволили, не выплатив зарплату и не вернув трудовые книжки. Руководство стройки торопилось сдать объект к визиту Путина. Любой ценой
- Стройка была «многонациональная». Здесь трудились армяне, узбеки, таджики, турки - большинство приезжие, - говорит Дмитрий Ковалёв. - Компанией ООО «Мурадин» (впоследствии наименование изменено на ООО «Мурпромстрой». - Прим. ред) руководил Борис Бактибекович Мурадян. В ней работало много родственников Мурадяна. В основном прорабы, которые должны были следить за правильностью технологических операций при выполнении строительных работ. Мой отдел практически весь состоял из калининградских специалистов - инженер-сметчик, геодезист, начальник ПТО и два инженера ПТО. Наша задача была работать с документами, проверять правильность ведения документации и выполнения работ согласно проекту, СниПов, ГОСТов. О нарушениях мы докладывали Борису Мурадяну, но фактически на наши замечания он не реагировал.
Стройка велась в авральном режиме. Генподрядчик боялся не успеть закончить к визиту Владимира Путина в Калининград.
Когда бетон не схватился
По словам Дмитрия, несмотря на наличие утверждённого проекта, он менялся на ходу по решению руководства ООО «Мурадин».
- Отступления от проекта были в части инженерных коммуникаций, вентиляции и т.п., - Дмитрий показывает десятки фотографий, сделанных во время работы. - Гидроизоляцию делали на своё усмотрение. Сейчас все нижние стены здания сырые, отваливается шпаклёвка и штукатурка. Ход дренажных работ и ливнёвых систем контролировал один из родственников Мурадяна. Обратная засыпка труб производилась тем грунтом, который вынимали - это глинистая почва, которая не пропускает воду. По нормам дренаж нужно засыпать песком и гравием, послойно трамбовать и укладывать сверху растительный грунт.
Монолитные конструкции - выступы по периметру здания (стены, перекрытия, колонны и пилоны - в которых расположены лифты и лестничные клетки) - были залиты бетоном с нарушением норм и правил. Там были большие отклонения: например, при допустимом в 15 мм отклонения составляли 50-60 мм. На монолитную бетонную конструкцию непозволительны никакие механические воздействия, однако в «Янтарном» в бетоне выбивались отверстия, резалась арматура, которая является основным связывающим звеном и несёт основную нагрузку. По распоряжению начальства в подвале, по бокам от дверного проёма вырезали участки монолитных стен. Отверстия не укрепили, в них просто засунули воздуховоды вентиляции. После таких изменений в конструкциях образовались микротрещины. При выкладке пилонов между кирпичной кладкой и бетоном не делалась никакая перевязка. КПКО «Отдел капитального строительства» (заказчик строительства) присылал свой технадзор, работы приостанавливались, но через некоторое время генподрядчик отдавал распоряжение продолжать работы. В конце февраля на высоте 4 этажа монтировалось монолитное перекрытие. Рабочие залили по перекрытию бетон и на второй день стали снимать опалубку. Я запретил это делать - на второй день бетон не может набрать 70% прочности! Несколько раз Мурадян меня послушал, но во многих других элементах опалубку снимали уже через 2 дня, когда бетон ещё не схватился.
Областной бюджет
27 октября 2009 года на объекте побывал Путин, ему всё понравилось, и после этого все вздохнули с облегчением. Премьер-министру «Янтарный» преподнесли как почти готовый, хоть завтра заходи и играй в волейбол.
- Жаль, что Владимир Владимирович не изъявил желания спуститься в подвальные помещения, - говорит Дмитрий. - Он бы увидел там истинную картину: сырость, не выполненные до конца отделочные работы, голые бетонные стены и полы.
Ещё не успели пройти неизгладимые впечатления от визита высокого гостя, как на стройку пролился отрезвляющий душ из контролирующих инстанций.
Сначала служба ГАСН 3 ноября 2009 года отказалась принять объект, выставив перечень из десятка замечаний. 9 декабря свой список замечаний на устранения прислал комитет архитектуры и строительства администрации Калининграда. А на следующий день (10 декабря 2009 года) возмутился и заказчик строительства ОКС: устраняйте недоделки!
Правда, длилось недовольство недолго. Уже 22 декабря 2009 года появляется окончательное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, подписанное председателем комитета архитектуры и строительства администрации Калининграде Павлом Саркисовым (ныне ушедшем на заслуженный отдых вдали от чиновничьей суеты).
В этом разрешении указано, что стоимость строительства составила: из федерального бюджета 837,9 миллиона рублей, из областного бюджета 300,65 миллиона рублей. При беглом сравнении выясняется, что эта сумма почти на 58 миллионов рублей больше, чем объём денег, на которые были заключены контракты с ООО «Мурадин».
Так, первый государственный контракт №1813-Е/2007 был заключён 11 сентября 2007 года: между Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, ООО «Мурадин» и КП КО «ОКС». По контракту ООО «Мурадин» приняло на себя обязательства по выполнению работ по проектированию и строительству спортивного комплекса. Общая стоимость работ по контракту составила 858 530 000 рублей (в качестве источника финансирования указан областной бюджет).
Далее, 14 августа 2009 года состоялся аукцион, и 26 августа 2009 года был заключён второй госконтракт №442-А/2009, по которому ООО «Мурадин» обязалось построить спорткомплекс почти сразу же, буквально за пару недель - то есть до 15 сентября 2009 года! Цена второго контракта составила 219 074 532 рублей - источник финансирования также областной бюджет (общая сумма по двум контрактам составила 1 077 604 532 рублей).
К слову сказать, в 2010 году ООО «Мурадин» (ООО «Мурпромстрой») подало иск в суд на ОКС, требуя взыскать с заказчика строительства недоплаченную по госконтракту сумму - 19 094 117 рублей. В ноябре 2010 года суд частично удовлетворил требования ООО «Мурадин» и взыскал в их пользу 6 292 873 рубля.
- Сейчас по бумагам объект сдан, но ряд серьёзных недоделок генподрядчик так и не устранил, - говорит Дмитрий.
Взыскать нечего
По словам Дмитрия, ему предложили уволиться через месяц после визита премьер-министра.
- Я отказался писать заявление по собственному желанию, тогда 1 декабря 2009 года меня поставили в известность, что через 2 месяца меня уволят, - продолжает Дмитрий. - С 1 февраля 2010 года я считался уволенным, но ни трудовой книжки, ни зарплаты за предыдущие 4 месяца до сих пор не видел. Не рассчитались и с остальными сотрудниками отдела. Борис Бактибекович поставил условие: подготовьте документы о сдаче объекта в эксплуатацию, а потом получите трудовые книжки. Насколько я знаю, так поступили со всеми работниками, которых набирали в Калининграде (прорабы, начальники участков, экспедиторы, инженеры и т.п.).
Дмитрий хотел обратиться в суд, но после консультации с юристом передумал. Ему объяснили, что это бесполезно: генеральным подрядчиком была фирма «Мурадин», на субподряде «Гарант-Строй», техника зарегистрирована на ООО «Бамех». После строительства ООО «Мурадин» распалось. Её правопреемником стала компания ООО «Мурпромстрой». На счету этой компании денег не было - даже если суд вынесет решение в пользу Дмитрия, взыскать с них будет нечего.
В начале 2010 года Дмитрия Ковалёва вызывали в милицию, взяли показания, сделали копии документации, связанной со строительством комплекса.
- Человек, который меня опрашивал, объяснил, что сейчас поступают жалобы от субподрядчиков и они проводят расследование, - говорит Дмитрий.
Директор службы ГАСН Калининградской области Сергей Карпович на просьбу о комментарии сообщил по телефону, что разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «просто так не выдают», а если на объекте и остались какие-то недоделки, то за них наравне с генподрядчиком несут ответственность и субподрядные организации, которые непосредственно производили работы.
ДВ
Комментарий: