Дворник № 747 (05.10.2010 - 12.10.2010)
Солдаты, для которых не было Победы
Солдаты, для которых не было Победы
Александр Адерихин
В Государственном архиве Калининградской области хранятся немецкие учётные карты 27 советских военнопленных, умерших в одном из лагерей на территории бывшей Восточной Пруссии. Через много лет история с пленными получила продолжение
Личные учётные карты военнопленных, применявшиеся в нацистских лагерях, - образец немецкой педантичности. В них вся необходимая информация о военнопленном: имя, национальность, категория воинского учёта, войсковая часть, где попал в плен, рост, вес, особые приметы, степень годности к тяжёлой работе, предупреждён ли пленный о невозможности сексуальных отношений с немецкими женщинами, дата и причина смерти и многое другое. К каждой карточке прикреплена фотография пленного. Рядом с фотографией - отпечаток его пальца. Всё учтено.
27 таких карточек хранятся в Государственном архиве Калининградской области. Они были переданы на хранение в архив летом 1952 года сотрудниками областного УВД. От карточки военнопленного Филиппа Тимченко осталась только его фотография. Все военнопленные умерли в лагере от болезней. О чём педантичная администрация лагеря и поставила соответствующие штампы.
Несколько месяцев назад эти документы были выставлены в архиве на специальном стенде, вместе с другими документами военного периода.
Карточки абсолютно случайно увидел калининградский предприниматель и любитель древней истории края Игорь Кабанов. В архив он зашёл совсем по другим делам. Увидев карточки, Кабанов предложил отыскать родственников военнопленных и передать им точные копии учётных карт. Ведь для многих семей фотография на немецкой карте - последнее изображение близкого им человека.
Гражданская инициатива Игоря Кабанова была поддержана сотрудниками Государственного архива Калининградской области и газетой «Дворник».
На всех карточках, одним и тем же почерком, по-русски были написаны адреса ближайших родственников 26 советских солдат и одного офицера, попавших в немецкий плен. Однако задача оказалась не из простых. Со времён войны административное деление Советского Союза часто менялось. Один и тот же район мог несколько раз изменить своё название и «перекочевать» из одной области в другую. В конце концов, после распада Советского Союза этот район оказывался вообще на территории зарубежного государства. Тем не менее членами инициативной группы были найдены современные адреса почти всех населённых пунктов, указанных неизвестным русским писарем в учётных карточках военнопленных. От имени Государственного архива Калининградской области в областные российские военкоматы и посольства стран, бывших когда-то республиками СССР, были сделаны запросы.
Вскоре в архив начали поступать ответы. Сотрудникам Волгоградского областного военкомата удалось найти жену и дочь погибшего в лагере красноармейца Ивана Лапыгина. Перед тем как отправить в станицу Нехаевскую в Волгоградской области письмо с копией учётной карточки умершего в плену красноармейца, сотрудник редакции позвонил родственникам солдата. Трубку взяла дочь красноармейца. Она рассказала, что о судьбе отца она, как и её мама, ничего не знала. Мать так ничего и не узнает... За 13 дней до телефонного звонка из Калининграда Прасковья Ивановна, жена красноармейца Ивана Лапыгина, умерла.
Александр Адерихин
Комментарий: