Дворник № 747 (05.10.2010 - 12.10.2010)
.
«Ищите своих родных!»
Марина Селиванова
Калининградка Оксана Литвакова сумела разыскать в Германии могилу своего дедушки Николая Сенявского, пропавшего без вести в 1941 году
Немецкая сторона очень внимательно отнеслась к Оксане и её семье - им бесплатно открыли визы, а также предоставили все известные данные о погибшем солдате.
Ждала
всю жизнь
Дедушка Оксаны, Николай Иванович Сенявский, родился в 1909 году в селе Соколовка Киевской области. До войны он был начальником машинно-транспортной станции, его будущая жена, бабушка Оксаны, работала в колхозе. Они полюбили друг друга и поженились в 1926 году, когда обоим было по 17 лет. До войны в их браке родилось четверо детей, двое умерли.
- Дед уходил на фронт в июле 1941 года, а бабушка была беременна моей мамой, Надеждой Николаевной, - рассказывает Оксана. - Его односельчанин, с которым они были в одном бою, рассказал, что деда ранили в голову и взяли в плен 10 сентября 1941 года. Моя мама родилась 27 января 1942 года. В 1944 году бабушка получила извещение о том, что дед пропал без вести. После этого известия она долго болела: её наполовину парализовало, два года она ходила на костылях. Но всё же смогла поднять троих детей, дать им высшее образование. Отца она любила и ждала до самой смерти... Моя мама никогда не видела отца, но всегда не теряла надежду найти его. Я много лет пыталась разыскать деда, но в «советские времена» это не получалось - информация была закрыта, поскольку в своё время Сталин объявил всех военнопленных врагами народа.
В мае 2010 года Оксана услышала по телевизору, что международная поисковая служба обнародовала информацию о военнопленных, погибших в Германии (www.its-arolsen.org).
Через поисковик она нашла своего деда. Затем направила запрос, а через неделю им прислали отсканированную карточку дедушки.
- Мы поразились педантичности немцев: там были сведения о месте рождения, родителях, где и когда был взят в плен и расстрелян, - продолжает Оксана. - Оказалось, что дед погиб 10 марта 1942 года в концлагере «Шталаг IIIА» для рядовых солдат.
Когда мама Оксаны увидела эту карточку, узнала, где похоронен её отец, она разрыдалась. 68-летняя женщина решила, что она обязательно должна побывать на могиле папы. Они собрались в Германию всей семьёй - Оксана, двое её детей и мама - Надежда Николаевна.
- В немецком консульстве нас встретили очень любезно, сказали собрать документы, подтверждающие родство, - рассказывает Оксана. - А затем быстро и бесплатно открыли визу всей нашей семье. С нас даже не взяли визовый сбор! Мы остановились в Берлине, выяснили, что городок Лукенвальде, где располагался концлагерь, находится в 40 км, а сам лагерь ещё в 10 км оттуда.
Братские могилы
В центре Лукенвальде - музей, одна из экспозиций в нём посвящена концлагерю. После музея Оксана с семьёй отправилась на кладбище - местные жители относились к ним с пониманием, охотно показывали им дорогу.
Концлагерь в Лукенвальде был возведён в 1939 году - тогда сюда привезли первых польских военнопленных. Большинство погибших на территории лагеря - советские военнопленные. Людей расстреливали, они умирали от инфекционных заболеваний, особенно от туберкулёза. Шталаг III А был освобождён Красной армией 22 апреля 1945 года. Сейчас от лагеря мало что осталось, а вот кладбище погибших пленных содержится идеально.
- Кладбище условно разделено на четыре участка с могилами итальянцев, французов, югославов и советских военнопленных, - рассказывает Оксана. - Женевскую конвенцию о содержании военнопленных подписали многие страны, но не СССР. За могилами несоветских пленных был особый уход, хоронили их отдельно, родные, например, итальянцев или французов имели возможность вывезти прах близких на родину. А советские погибшие упокоились в братских могилах. И сейчас здесь нет поимённого списка, уже много десятков лет стоит один обелиск. Мемориал ухоженный и чистый - немцы за ним тщательно ухаживают, а вот со стороны России - это страшное равнодушие...
В музее Оксану поразила старая табличка с французского памятника - на ней были надписи на русском языке: «Здесь был Петя», «Вася» и т. п. Скорее всего, они были сделаны накануне вывода советских войск из ГДР. На памятник немцы установили новую табличку, а старую выставили в музей.
- Я так долго искала деда - для себя, для мамы, для своих детей, - говорит Оксана. - Родных людей нельзя забывать! Теперь я хочу сделать на советском захоронении первую табличку с именем своего деда и очень хочу, чтобы другие люди поддержали и продолжили эту традицию. Ищите и не забывайте своих родных!
Марина СЕЛИВАНОВА
Комментарий: