Дворник № 646 (16.09.2008 - 23.09.2008)
.
«Хотим бесплатно»
Алексей Шабунин
Этот дом на улице Менделеева, хорошо заметный с проспекта Победы, на прошлой неделе стал одной из главных тем новостных выпусков. Жильцы протестовали против установления платы за найм, клеймили всех и вся, упоминая модную сейчас фамилию «Саакашвили»
9 сентября у здания правительства области на Дмитрия Донского, 1 состоялся пикет, обративший на себя внимание федеральных и областных властей. В объективы телекамер смогли изложить свои мнения все: инициативные жильцы дома с улицы Менделеева, чиновники, депутаты, правозащитники, общественники. Не хватало мнения только одного действующего лица — собственника этого дома преткновения. О сложившейся ситуации «Дворник» поговорил с Алексеем Овчинниковым, президентом ЗАО «Цепрусс»:
- Почему вы не даёте приватизировать квартиры?
- Понятие «приватизация» в данном случае неприменимо. Этот дом — частная собственность предприятия ЗАО «Цепрусс».
- Которая была государственной?
- Это заблуждение. Дом был построен на деньги «Цепрусса» за счёт прибыли в 1993 году. Понимаете, это здание не попало к нам в результате приватизации. С 1991 года «Цепрусс» - негосударственное предприятие.
- Но люди просят вас о приватизации?
- Да. И я терпеливо им всё разъясняю. Вероятно, находятся юристы, которые подпитывают такие просьбы людей, может быть, собирают с них деньги на будущие судебные процессы.
- Разве против «Цепрусса» не поданы иски по поводу дома на Менделеева?
- Нет никаких исков.
- А что есть?
- У меня есть несколько обращений от жителей дома с желанием выкупить квартиры.
- По какой цене?
- Цену предложил «Цепрусс». 500 долларов за квадратный метр.
- За метр?
- Да-да. Вы не ослышались. За квартиру в этом доме получается 15-16 тысяч долларов. Цена ниже рыночной, учитывая, что дом комфортабельный, и все квартиры, хоть и малометражные, но со всеми удобствами.
- И жильцы смогут купить по этой цене?
- В принципе, да. Но каждый случай мы готовы рассматривать индивидуально. В этом доме живёт женщина, которой мы поможем. Она — мать-одиночка. У неё взрослый сын, он получил в детстве трамву, которая сделала его инвалидом. Было принято решение отдать ей квартиру за символическую плату. Наверное, за 1 рубль.
- А для чего вообще в 1993 году строился этот дом?
- Для дополнительного стимулирования своих сотрудников. Многие сотрудники отработали долго и ушли на пенсию. А кто-то три месяца поработал и уволился. Большинство жильцов - бывшие сотрудники «Цепрусса» и небольшое количество действующих. У нас есть информация, что часть из 105 квартир сдаётся в аренду. То есть люди в жилье не нуждаются и используют для заработка эти квартиры.
- С чего начался конфликт?
- Точка отсчёта понятна. Мы установили плату за проживание. 3000 рублей за одну квартиру тем, кто работает на предприятии, и 6000 рублей — неработающим. Но платить многие не хотят.
- И вы с этим ничего не можете поделать...
- ... можем. Вступило в силу решение суда о выселении как раз за неуплату. На днях должны были прийти судебные приставы и выселить. Жильцы пригласили телевидение, для того чтобы сымитировать насильственное выселение. Телевизионщики целый день на балконе просидели, а приставы не пришли.
- А раньше платы не было?
- Не было. Люди платили только коммунальные платежи.
- У той женщины, которая выселяется приставами, есть шанс купить квартиру в доме?
- Насколько я знаю, ей было предложено место в другом общежитии. Там условия гораздо хуже. Но она от этого общежития отказалась и изъявила желание купить эту квартиру, по той цене, по которой мы предложили. Хотя, заметьте, её выселили за долги.
- Но люди вышли на митинг. Их не устроили ваши предложения?
- Для начала я предложил инициативной группе встретиться и поговорить. Об этом я сказал и первому заместителю главы городской администрации Дануте Смирновой. Инициативная группа с кем-то посоветовалась. И, видимо, кто-то им отсоветовал встречаться и разговаривать. А ведь встреча их ни к чему не обязывала. Возможно, кто-то побоялся, что мы сможем договориться. И они не пойдут на митинг.
- Их кто-то подтолкнул?
- Сами жильцы говорили, что они общаются с адвокатами, правозащитниками и депутатами. О том, что пройдёт митинг, я узнал из звонка из городской администрации.
- Встреча в правительстве области что-то дала?
- Да, было созвано совещание, в котором участвовали главный федеральный инспектор Александр Чаплыгин, вице-премьер Юрий Шалимов, глава администрации Феликс Лапин, министр Сергей Бучельников и другие. Я озвучил свою позицию. Мне сказали, что моя позиция возражений не вызывает.
- Нет у вас сейчас обиды за плакаты на митинге? Вы от своего предложения не отказываетесь?
- По-человечески это не очень приятно. Но злобы я не затаил. Предложения остаются в силе. Индивидуально будем разговаривать в каждом случае. А Людмиле Максимчук мы передадим квартиру на льготных условиях.
- Как к этому другие жильцы отнеслись? Всё-таки даром.
- Реакция прямо противоположна ожидаемой. Те же люди, которые требовали отдать бесплатно, стали говорить: «Тогда берите деньги со всех. И с неё тоже». Ни себе ни людям. Но я пообещал отдать бесплатно, и я обещание выполню.
- Сейчас жильцы платят деньги за наём жилья?
- Один из членов инициативной группы попросил, чтобы на период разбирательства не применялось никаких санкций за неоплату. Я им пообещал это. Пока они не платят, и делают это с моего согласия — на то время, пока мы будем разбираться. Если для кого-то будут установлены льготные условия, мы подпишем дополнительные соглашения по новой цене, всем остальным придётся заплатить по старым счетам.
Алексей ШАБУНИН
Комментарий: