«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 645 (09.09.2008 - 16.09.2008)
Колонка Арсения Махлова
Колонка, 09.09.2008
Арсений Махлов
Сто дней после приказа. Или сто дней одиночества? Калининградцам губернатор и околдованные им депутаты окрсовета (бывшего горсовета) сумели навязать сити-менеджера Феликса Лапина. Но невозможно приказать нам его полюбить.
Оговорюсь сразу, 100 дней – ничтожный срок для любого менеджера, желающего освоить столь громадный объект, как Калининград. Тем более этот срок незначителен для Феликса Лапина, сформировавшего представление о городе из окна «Лексуса». Даже год-полтора для него будут сроком начала. Поэтому оценивать Лапина-градоначальника бессмысленно. Можно только делать самые первые выводы о Лапине-управленце. Выводы выходят пока неутешительные.
Во-первых, у Лапина нет команды. И нет умения командной игры. Из всех «специалистов», ставших заместителями Лапина в администрации города, по-настоящему высоко можно оценить лишь Светлану Мухомор, председателя комитета по экономике и финансам. Да и та, она из «старой» команды – последние годы Раиса Заремба готовила Светлану Мухомор себе на смену. Некомпетентность «команды» усугубляется авторитарностью лидера. У Александра Зуева (заместителя главы администрации города Калининграда, начальника комитета муниципального имущества) на столе скопились стопки папок. Каждая папка – нерешённый вопрос. Вопросы эти не решаются месяцами, а если уж дожмут ходоки, то каждая мелочь – через первое лицо. С соизволения Лапина, наверное, даже скрепки в мэрии покупаются. Если учесть, что Лапин в городских проблемах некомпетентен (да и не бывает единоличных экспертов сразу во всех городских вопросах: от труб до энергосбережения), плюс к тому на планёрках Лапин позволяет себе унижать подчиненных, он с колоссальным трудом признаёт собственные ошибки, картина для города получается тревожная. Всякий подчинённый может быть эффективен на своем месте, только когда не боится. Лапина подчинённые боятся. А следовательно, не ставят себе задачей противоречить «барскому» мнению.
Во-вторых, у Лапина нет стратегии. Его подход – подход полицейского или милиционера: «В том, что мы вас ещё не посадили, нет вашей заслуги – это наша недоработка». Сравнение Юрия Савенко периода первого прихода в мэрию в 1998 году и Феликса Лапина – не в пользу последнего. Савенко, имевший опыт работы в городе, чётко формулировал цель в 1998 году: газификация Калинин¬града (она, кстати, закончена лишь на 80% на сегодняшний день). Лапин же длинной цели не имеет: он мечется между возвратом детских садиков в «муниципальное лоно» и стремлением «проверить» сразу всех на предмет воровства и коррупции. Причем к априори виновным Феликс Феликсович относит не только чиновников, но и бизнесменов. К бизнесу Лапин относится, как к крепостным: радуйтесь, дескать, что мы позволяем вам здесь работать. Вряд ли читатели припишут меня к защитникам коррупционеров, но... Наказание, по моему глубокому убеждению, должно следовать после (!) преступления. Нельзя и немыслимо подозревать всех (!) в воровстве заранее. Тем более это вредно сейчас: очевидно, что бизнес утекает из города и области («Виктория», «Вестер», «Бауцентр»), на смену ему внешние инвесторы входят с трудом и всё меньшим желанием. Они ищут комфортности и условий. А им грозят пальчиком и сдвигают брови. Лапин потребовал изъять 70 землеотводов (почему 70? почему изъять?). Таковое желание не подкреплено ни идеологией, ни доказательствами вины. Начали разбираться с участками под застройку, оказалось, что задержка сроков происходит исключительно (!) по вине органов городской власти. При этом же на глазах у «жёсткого» Лапина вырубают голубые ели на Нижнем озере. Это другие (!) инвесторы. Им можно. И объясниться с Феликсом Феликсовичем нет возможности. Лапин боится людей. Не хочет с ними общаться (ни с бизнесменами, ни с народом на привычных уже общественных слушаниях). Не знаю, любит ли он пять сотен тысяч человек, для которых работает. Не знаю, можно ли любить тех, кого ты боишься.
В-третьих, у Лапина нет преемственности. Это областная (политическая) власть должна уметь попрать предыдущих правителей. В городе (в реальной экономике, на почве) допускать подобного нельзя: какой-нибудь водовод или ремонт крыши не может остановиться на половине, потому что, дескать, предшественник «вёл ошибочный курс». За сто дней правления Феликс Лапин ни разу не позвонил Юрию Савенко, дабы хотя б узнать «историю вопроса» городского объекта или предыдущих договоренностей. Не говоря уж о том, чтоб посоветоваться о перспективах. Более того, всё, что связано с именем предыдущего мэра, выжигается «калёным железом». Из мэрии «вычищаются» не только люди «на потоках», но и те, к кому нет иных претензий, кроме близости к Савенко. Уволены Раиса Заремба (тягловый начфин последнего десятка лет), Александр Матвеев (начальник отдела согласования в мэрии, проработавший 30 лет на город), Татьяна Морозова (председатель комитета по социальным вопросам)...
Они изгнаны безжалостно. Им за десятки лет эффективной работы не сказали «спасибо», по цветочку не подарили, не дали возможности посидеть с коллективом. Не по-людски. Ведь не коррупционны они, не виноватые. А Павел Саркисов, например, остался... Излишне резкими выглядят даже совершенно правильные действия Лапина, связанные с проверками деятельности муниципальных предприятий. Ведь горожанам не столько разоблачения кровавые нужны, сколько эффективность работы. Разумно ли грозить карами Виктору Фесику (директор МУП «Теплосеть») накануне отопительного сезона? А ещё и не имея сколь-нибудь сопоставимого управленца на его место? Всё-таки специалисты городского хозяйства – товар штучный. Их необходимо контролировать, но не пугать и разгонять.
В-четвёртых, Лапин несамостоятелен. Его зависимость от губернатора и министров феноменальна. Нормальным, например, является то, что Феликс Лапин проводит свои совещания со своими замами у Юрия Шалимова (вице-премьера областного правительства), причём хозяином кабинета и ситуации является вице-премьер, а сити-менеджер играет роль подчинённую. Такая иерархия далеко не всегда полезна Калининграду. В этом году, к примеру, бюджет города уменьшился (!) на 700 миллионов рублей. Они переданы области. В следующем году области отойдут уже 900 миллионов, а уж губернатор решит: давать какие-то деньги на развитие Калининграда или нет. При этом отношения сити-менеджера с депутатами городского окрсовета до сих пор напряжённые. Феликс Лапин относится к народным избранникам чуть ли не с высокомерием. Хотя, если прямо читать законы, именно депутаты – реальные хозяева Лапина, от которых он должен бы зависеть больше, чем от губернатора. Многие обязательства, взятые депутатами перед избирателями (улучшения, ремонты, строительство инфраструктурных объектов), город отказывается выполнять. Единожды депутаты окрсовета показали Лапину «зубы», проголосовав против поправок в бюджет, предложенных мэрией. Георгий Боос провёл воспитательную работу с депутатами, вызвал к себе Лапина и Ярошука. Компромисс по бюджету «нашли», Лапин смилостивился над городскими избранниками и выделил для них аж день из своей рабочей недели. Теперь каждую среду он выслушивает депутатов. Но, повторюсь, отношения далеки от идеальных. И это скрытое противостояние также не идёт на пользу горожанам.
Странно, что Лапин не понимает банальной, в общем-то, вещи: покровительство Бооса рано или поздно закончится. А Феликс Феликсович останется один на один с городом.
Арсений МАХЛОВ



Читайте также в этом выпуске (№ 645):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia