«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 644 (02.09.2008 - 09.09.2008)
Мнение
КЁНИГСБЕРГ-КАЛИНИНГРАД: ВОЗМОЖНО ЛИ ПРИМИРЕНИЕ?

Возможно, Калининград – это то место в России, по которому можно судить о том, примирились ли окончательно русские с немцами после окончания Великой Отечественной войны, или всё ещё живы взаимные обиды и недоверие. К такому выводу приходишь, читая отклики горожан о том, какой должна быть архитектура города. Вопрос восстановления исторического центра Кёнигсберга раскалывает людей на два непримиримых лагеря. С одной стороны те, кто считает, что это русский город, в котором нет места чуждой немецкой архитектуре. С другой - те, кто считают, что за советское время ничего путного построено не было и поэтому там, где это только возможно, следует восстанавливать именно Кёнигсберг. К сожалению, подавляющему большинству калининградцев всё равно, что и как строят в городе. Таким людям, как говорится, всё это до лампочки или «мы люди малые, нас не спрашивают, что строить»...
По мнению первых, любое восстановление отдельных черт Кёнигсберга представляет собой предательство памяти предков, уступку Германии, проявление слабости, заискивание перед западом, германизацию области, ползучим сепаратизмом... Жаль, что вопросы культуры и архитектурного наследия в нашем городе приобретают политическую окраску. Для примера, ни у кого в Петербурге не вызывает сомнения патриотизм горожан, тех ленинградцев, кто мужественно выстоял в блокадном городе. Однако весь исторический центр Санкт-Петербурга изобилует западным стилем. В центре Питера не найдёшь здания в русском стиле (разве что знаменитый храм Спаса-на-Крови). И никто из россиян, включая калининградцев, не говорит о том, что северная столица несёт печать «чуждой» или «вражеской» архитектуры. Однако, когда заходит речь о Калининграде, предложение восстановить исторический центр города клеймят как попытку «воссоздать карикатурный образчик вражеского города».
Почему нельзя сочетать и архитектурное прошлое Кёнигсберга, и строить новый российский город? В Калинин¬граде есть огромные территории без всякой застройки, где и в Кёнигсберге ничего не строили. Но есть и места, к которым следует относиться бережно, с застройкой которых не следует торопиться. Таким местом является остров Канта (Кнайпхоф), набережные реки Преголя, Королевская гора. Именно сейчас следует начать обсуждение судьбы острова Кнайпхоф и прилегающих территорий. Детальный макет старого центра города является достойным вкладом в общественную дискуссию об архитектурном будущем нашего города.
Воссоздание старого города на острове Кнайпхоф будет означать появление пешеходных зон в городе. На остров должен вернуться университет – в старое здание Альбертины. Там же должны появиться (точнее, вернуться на исходное место) гимназии, библиотеки, магазины, кафе, рестораны, ратуши (места для размещения глав нашего города и торжественных приёмов гостей), бюро и даже отдельные жилые здания. Все это не больные фантазии, а мысли и предложения, содержащиеся в книге Бальдура Кёстера «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Реализация проекта, описанного в этой книге, займёт годы и будет стоить миллиарды, но мы же никуда не торопимся. Не так ли? Идея восстановления исторического центра связана с большой проблемой – эстакадный мост. Автор книги высказывает свои мысли и на этот счёт: мост должен заменить туннель, а остров станет полностью пешеходным и тихим местом в центре Калининграда. Главным минусом восстановления исторического центра является необходимость смириться с потерей острова в том виде, каков он сегодня, т.е. в виде парка. Однако посмотрите критично на остров сегодня. Вечером и ночью ни один разумный человек туда не пойдёт, разве что в компании друзей попить пива или чего покрепче. В связи с чем кусты на острове чаще всего используются для отправления естественных потребностей гостей парка. Место под эстакадным мостом вообще потеряно для людей, как выжженная земля.
Напрямую связывать патриотизм с обликом архитектуры не следует. Как и не следует обвинять в нелюбви к родине тех, кто осознанно покупает машину иностранного производства. И президенты, и губернаторы не на бронированных жигулях ездят, что не ставит под сомнение их патриотизм. Когда речь идёт о покупке телевизора, мобильного телефона, машины, люди руководствуются тем, что выбирают только то, что нравится. Так почему же в вопросах архитектуры города не согласиться с тем, что архитектурный облик старого города – прекрасен. Так зачем огород городить?!
Александр
САЛЕНКО



Читайте также в этом выпуске (№ 644):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia