Дворник № 630 (27.05.2008 - 03.06.2008)
Мнение
МОСТ В НИКУДА
Советы постороннего о транспортной схеме города
ОТ РЕДАКЦИИ:
Это письмо пришло в «Дворник» ещё в сентябре 2007 года. Тогда оно показалось далёким от жизни — под фанфары получили федеральные 335 миллионов на ремонт дорог, жители «острова» жаловались на шум от забивания свай под второй эстакадный. Казалось, чуть-чуть - и транспортная проблема будет снята. А сейчас выходит иначе: деньги на достройку моста не дают. И очередные выборы очень нескоро...
«Я пишу эти строки и мало надеюсь, что буду услышан, ибо многое в архитектуре города уже предрешено деньгами, связями, личным влиянием. К сожалению, логика, здравый смысл, историческая ответственность перед городом имеют малое значение в современном Калининграде, а ещё меньшее значение имеет мнение горожанина. Несмотря на все это, хотелось бы дать несколько советов профессионалам - архитекторам, бизнесменам и правителям города. Уже вижу ухмылки и наморщенные носы «профессионалов», однако не чурайтесь советов, ведь для того чтобы оценить вкус яичницы, не надо быть поваром. Поэтому я уверен, чтобы оценить вкус калининградской «архитектурной яичницы» не надо быть архитектором.
Итак, наконец-то транспортные проблемы оказались в центре внимания. Однако, желая сделать как лучше, пытаются сделать как всегда. Речь идет о «мосте-недострое» на Московском проспекте, который должен стать одним из решений транспортной проблемы Калининграда. Мост должен замкнуть внутригородское транспортное кольцо. Но то ли кольцо собираются замкнуть с помощью этого «недостроя»? Стоит ли вообще «мост-недострой» реанимировать?! Конечно, когда деньги с большим трудом были выбиты из Москвы, такая постановка вопроса выглядит даже кощунственно. Но надо ли снова совершать очередную роковую ошибку, которая будет стоить не только миллионы рублей, но и непоправимо изуродует город, не решив при этом проблему пробок. Попытаюсь объяснить, почему.
«Мост-недострой» был спроектирован в советское время и не учитывал границ настоящего внутреннего транспортного кольца Кёнигсберга. По замыслам кёнигсбергских градостроителей, внутреннее кольцо должно было замкнуться мостом, который бы соединил Литовский вал с проспектом Калинина. Таким образом, двигаясь от магазина «Тысяча мелочей» (пересечение с Литовским валом. - Прим. ред.) на Московском проспекте, вы за считанные минуты и, что важно, по прямой могли бы попасть к Южному вокзалу. Такой вывод подтверждают карты Кёнигсберга и Калининграда. Посмотрите на карты внимательней и соедините две улицы – Литовский вал и проспект Калинина. На немецких картах города (в моем распоряжении план города по состоянию на 1931 год) это соединение было выполнено пунктиром через остров.
Такой проект, когда проспект Калинина (бывшая Австрийская штрассе – Ostereichische Strasse) замыкается на Литовский вал (один из немногих случаев, когда улица носит прежнее кёнигсбергское название - Литауер Вальштрассе – Litauer Wallstrasse), является технически возможным и единственно верным. Представьте, что на машине от Южного вокзала вы выезжаете по проспекту Калинина к «Монро-центру» на Дзержинке, пересекаете улицу Дзержинского и прямиком к реке Прегель – туда, где сейчас мастерские и регистрационный пункт автотранспорта. Вот с этого места должен начинаться мост, который бы вышел через остров прямиком на Литовский вал. Вот это и есть то внутреннее городское кольцо, которое нужно замкнуть.
Мост проектировался немцами через остров по частично заболоченным территориям. На плане Кёнигсберга данное соединение Литовского вала и проспекта Калинина через остров обозначается как Визенвальштрассе (Wiesenwallstrasse).
Преимуществ кёнигсбергского проекта внутреннего транспортного кольца много. Такой мост создаст реальное внутригородское кольцо. В то время как советский «мост-недострой» будет урезать это кольцо. «Мост-недострой» не решит транспортную проблему, так как, начинаясь на улице 9 Апреля и пройдя через остров, мост будет выходить на улицу Дзержинского. Важно отметить то место, куда выйдет мост, – к уже существующему мосту, который сегодня соединяет улицу Октябрьскую с улицей Дзержинского. Таким образом, продолжение «моста-недостроя» выйдет на Дзержинку всего лишь в метрах тридцати от существующего моста через остров. Такое близкое расположение двух транспортных развязок является нерациональным. Эта близость двух мостов создаст еще большие транспортные проблемы, чем есть сегодня. Кроме того, у «моста-недостроя» нет плавного и органичного продолжения на проспект Калинина. Будет необходимо «прорубать» улицу, по которой поток транспорта с моста пойдет к проспекту Калинина и дальше на Южный вокзал.
Преимущество кёнигсбергского проекта заключается и в том, что мост бы прошёл по острову на значительном удалении от жилой зоны, что также немаловажно, исходя из стандартов шумозащиты и экологии. Ко всему прочему кёнигсбергский проект позволяет плавно и просто соединить улицу Литовский вал с проспектом Калинина, без всяческих «прорубаний» новых улиц при съезде с моста.
Самое лучшее будущее, которое может быть уготовано руине советского «моста-недостроя», - снос. Этот мост не решит проблем калининградских пробок, а наоборот, создаст ещё более сложные проблемы на улице Дзержинского. Понятное дело, что средства получены, сметы составлены, надо тратить деньги. Если бы не одно НО...… Король-то голый! А точнее – мост-то гнилой! Мост-то в никуда!
Величайший государственный деятель Наполеон Бонапарт считал, что своевременное отступление ещё не означает поражения в сражении. Поэтому стоит последовать совету французского императора и перегруппировать силы и средства. К тому же, как видно горожанам со стороны, сегодня совсем не стахановскими темпами строят новый мост через остров. И слава Богу, что на сегодняшний день мало построено в продолжение этого очередного калининградского недостроя.
Будем надеяться, что «профессионалы» успешно применят великие заветы Наполеона Бонапарта.
К сожалению и к счастью, успех и процветание родного города зависят от усилий всего лишь двух-трёх разумных и влиятельных людей во власти, к которым обращены слова этой статьи».
Посторонний
Комментарий: