Дворник № 629 (20.05.2008 - 27.05.2008)
.
ПОДЗЕМЕЛЬЯ КЁНИГСБЕРГА – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Михаил Алехин
Давно обсуждается вопрос о существовании ещё одного города под мостовыми, домами, пустырями нынешнего Калининграда. 11 мая общество «Альтернатива» провело полусекретную конференцию «Подземелья города «К»
Загадочный, таинственный подземный Кёнигсберг со своей инфраструктурой и разветвлённой сетью ходов – реальность ли это или всего лишь миф? Может быть, где-то глубоко под землёй в районе Ленинского проспекта или проспекта Мира до сих пор находятся в большой массе оружие, приборы и механизмы, спрятанные нацистами. Более вероятно, что большинство подземелий Кёнигсберга давно засыпаны землёй и разрушены, и лишь скелеты охраняют секреты и загадки заброшенных подземелий. Старые подземные коммуникации некогда жили своей жизнью, а ныне умерли и окончательно утонули в глухой и бездонно пустой тишине... Где-то наверху кипит жизнь: строятся новые дома, торговые центры, рабочие вырубают деревья, степенно заседают депутаты... А там, внизу, — немые свидетели прошлого...
А может быть, всё это ни на чём не основанные слухи, распускаемые, чтобы вызвать интерес калининградцев, не лишённых воображения? Сейчас дать ответ на этот вопрос не может никто. Даже так называемые «специалисты» не могут сказать точно, есть ли на самом деле тот самый подземный город.
Коперника, 24
Конференция «Подземелья города «К» проходила в «штаб-квартире» общества «Альтернатива». Это стилизованный под подземное укрепление подвал в старом здании на улице Коперника, 24. На мероприятии присутствовало около дюжины человек, собравшихся, чтобы заслушать и обсудить доклады людей, активно изучающих тему подземелий Кёнигсберга. Одним из докладчиков был Анатолий Бахтин, главный архивист «Государственного архива Калининградской области».
Он рассказал об обстановке, складывавшейся в Кёнигсберге в апреле-мае 1945 года в связи с окончанием войны. В докладе он сообщил, что в то время в городе царила атмосфера полного хаоса. 13 января 1945 года советские войска прорвали границы Восточной Пруссии и двинулись в направлении Кёнигсберга. В ночь на 28 января весь город без исключения охватила безумная паника. Многие чиновники подались в Пиллау (Балтийск). Гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох заранее бежал в район нынешнего Приморска и не без комфорта устроился там в бункере. Кох не продолжил бегство на Запад, поскольку знал, что его ждёт в этом случае – фюрер издал указ о немедленном расстреле беглых чинов. Анатолий Бахтин отметил: «Вообще, многие ошибочно думают, что всем заправлял гауляйтер Эрих Кох. Оказывается, что он был простым администратором, ему даже не подчинялась полиция. А вся полиция подчинялась СС и лично Гиммлеру».
Учитывая это, а также факт бегства Коха, участники конференции решили, что следы документов, указывающих на возможные входы в подземелья или описывающих схемы коммуникаций, не следует связывать с личностью Коха.
Личная ответственность
О документах главный архивист области сказал: «Часть архивов - после больших бомбёжек Кёнигсберга - были вывезены в Германию и, по всей вероятности, переправлены на запад. Оставшиеся документы и частично архивы в конце 1944 года вывезли в безопасное от воздушных налётов место на территории Восточной Пруссии. В критические дни января 1945 года вывезенные материалы и оставшиеся в Кёнигсберге уничтожили. Паника среди государственных деятелей и населения в то время достигала огромного размаха, поэтому были основания как можно скорей избавиться от личной ответственности за документы, в особенности за секретные документы гестапо. Никаких данных, опровергающих эти предположения, за всё время, прошедшее после войны, не получено. Однако имеются факты, что многие сотрудники бывших нацистских органов ещё длительное время оставались после войны среди немецкого и русского населения области. Известно, что некоторые из них были оставлены, чтобы попытаться вывезти спрятанные архивы на Запад, а при невозможности транспортировки - завершить процесс уничтожения документов.
Здесь, на выставке, мы видим часть документов, которые были найдены нашими поисковиками, это подтверждает факт о том, что не все архивы, остававшиеся на нашей территории, были уничтожены».
При этом он обратил взгляд на стены подвала, сложенные из красного немецкого кирпича, на которых висели немногочисленные нацистские документы, найденные организаторами конференции.
Далее о подземном городе говорил участник экспедиций по сохранившимся коммуникациям нашего города, «поисковик» Александр Шевченко. Он сказал, что не раз спускался под землю в различных частях Калининграда, однако никогда не натыкался на явные следы входа в «подземный Кёнигсберг».
В свою очередь Бахтин рассказал о первопричине всех слухов о подземном городе: «Один знакомый мне рассказывал, что когда был маленький, то неделю шёл из «Бальги» в Калининград по подземелью. На мою просьбу показать, где вход, как это было, он не смог ничего ответить. Есть мнение, что все рассказы о подземном Кёнигсберге – миф. Основано оно на том, что в каждом доме раньше был подвал. В военное время люди пробивали ходы, соединяли подвалы между собой, чтобы в экстренных случаях можно было переходить из здания в здание. Можно было пройти весь квартал, не выходя на поверхность».
Секреты
города К.
Можно ли утверждать о существовании подземного города или лишь о заваленных землёй ходах и некогда действовавшей в прошлом разветвлённой сети подземных коммуникаций – сейчас сказать невозможно. Всегда найдётся человек, уверенный в том, что подземный Кёнигсберг существует. Новую пищу для размышлений таким людям даёт упомянутый на конференции факт о том, что при раскопках на территории бывшего Королевского замка был найден подземный ход, уходящий в сторону Кафедрального собора на острове Канта. Участники конференции единогласно сошлись во мнении о том, что ход – ещё «орденского» периода, средневековых времён. Так или иначе, для того, чтобы раскрыть все секреты «города К», потребуются сотни лет, но с каждым годом число нераскрытых тайн будет только увеличиваться.
Михаил АЛЁХИН
Комментарий: