«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 628 13.05.2008 - 20.05.2008
НА ОСТРИЕ...
НА ОСТРИЕ...
Он был настоящей звездой. На идеологическом фронте, который проходил в Калининградской области через всё и вся, он был одной из самых ярких личностей. Он не душил аудиторию скучными догмами о преимуществах социализма и не давил на сознательность.
С ним можно было спорить, ему можно было задавать каверзные вопросы. Он всегда выигрывал в диспутах. И вместе с ним выигрывала коммунистическая идеология, которую он защищал. Он, Сергей Трифонов, работал лектором Калининградского обкома коммунистической партии. Больше известный калининградцам по проекту «Кёнигсберг-13», Трифонов всегда был на острие. На острие идеологической борьбы и на острие эпох, когда умер СССР и родилась новая Россия.
О тех временах с Сергеем Трифоновым беседует шеф-редактор «Дворника» Александр Адерихин.
- Основой коммунистической идеологии в СССР был страх?
- И страх тоже. В 1981 году во Францию из Калининграда приехала тур¬группа. Все проверенные, надёжные товарищи. Как водится, всей группой товарищи пошли смотреть порнофильм. Минут через пять показа большая часть группы, в основном женская, покинула кинозал. Мол, пошлость сплошная. Но один из туристов остался. Вдруг кто-то стучит сзади по его плечу и на чистом русском спрашивает: «Товарищ, а вы почему остались?» Потом этот турист рассказывал, что в тот момент у него вся жизнь перед глазами пронеслась, от рождения до вступления в комсомол. Жизнь, на которой он в тот момент поставил жирный крест: «Вот меня они и взяли по-настоящему».
- Кто был этот человек, стучавший по плечу?
- Это был я. Тогда студент исторического факультета университета был премирован за какие-то стишки к областной партконференциии турпоездкой. Пошутил я так над своим приятелем. Cейчас это звучит как анекдот, но тогда моему приятелю было не до смеха.
- В те времена в торжество коммунизма верили все...
- Ничего подобного. В Калининградской области сложилась ситуация «горящего торфяника»: сверху чуть заметный дымок, а внизу, под слоём почвы, - пожар и огромная температура. Мы часто выезжали в районы во время выборов. Люди говорили: «Мы единогласно поддерживаем вашего кандидата». А потом на выборах прокатывали его к чёртовой матери! Это лицемерие в Калининграде заложено изначально. Никто тебе открыто не скажет ничего плохого. Но исподтишка гадость сделает обязательно! Было и открытое противостояние. На всю жизнь запомню, как читал лекцию в одной из калининградских школ про то, что идеологически неправильно носить значки с американским флагом. А на задней парте сидел маленький рыжий пацан и показывал мне... «фак». Все оборачивались на него и смеялись. Тогда директор школы дала ему по уху свёрнутой в трубку газетой «Правда». Он не успокоился и начал показывать мне «фак» из-под парты. Он внутренне не принимал коммунистическую идеологию, на эмоциональном подростковом уровне. Вообще с жителями Калининградской области было очень непросто. Иногда во время лекции тебя пытались «сбить». Например, вставал человек и говорил: вы так интересно рассказываете про Францию, Америку, где вы были... А не можете рассказать, как из Европы в Америку кабель тянули? По дну?
- Вас готовили к таким неожиданностям?
- Готовили ко всему. Очень хорошо готовили. Во времена Андропова я даже прошёл специальные курсы при КГБ. Многое из того, чему меня там учили, я до сих пор не имею права разглашать.
Много внимания уделяли психолингвистическому кодированию. Как говорить, как внушать. При этом человек не понимает, что ему говорят. Но ему говорят настолько ярко и образно, что у него мозги отключаются и он становится твоим сторонником. Хотя бы на некоторое время... Думаю, что тогда и был смоделирован феномен Жириновского. Талантливый человек, он пользуется приёмами, разработанными КГБ во времена Андропова.
- А он сам не из КГБ?
- А откуда ещё он может быть?!
- Ты сотрудничал с КГБ?
- Мы были частью одной системы и работали на один результат. Например, когда в Калининграде появились первые «политические неформалы», они устроили голодовку прямо на площади Победы. Они были героями в глазах общественного мнения, и противостоять им было непросто. Но в КГБ мне показали видеозапись, как голодающие «неформалы»... едят. Сейчас я вижу этих людей во власти. К Калининграду, как к городу, нельзя относиться слишком серьёзно...
- Как ты сам относился к той идеологии, которую нёс в массы?
- Для меня было интересно общение, сам фактор контакта. Мои лекции были интересны людям. Меня приглашали, или, как тогда говорили, «заказывали»... Как потом выяснилось, некоторые организаторы моих выступлений получали за это мясо. Или рубашки. Например, выступаю на мясокомбинате, а организатор получал за это вырезку. Или грудинку. А я и не знал.
- А ты помнишь какие-то чрезвычайные ситуации, идеологические проколы?
- Их было немало. В Советске гражданин на большой скорости направил свой автомобиль на постамент памятника Ленина и разбился насмерть. Или школьники на здании МДМ (ныне - деловой центр на площади Победы) вывесили флаг немецкого футбольного клуба «Боруссия» с определённой, почти фашистской символикой. Это были дети из обеспеченных семей, имеющих в обществе достаточно высокий социальный статус. И тогда по всем школам пошла массированная обработка. Ковровые идеологические бомбардировки. Я побывал 3-4 раза в каждой калининградской школе. Работал с умными людьми из КГБ. Они мне показали причинно-следственную связь.
- Зачем школьники это сделали?
- Протест. Дети видели лицемерие в своих семьях: папа на партсобраниях говорит одно, а дома... Ну они и искали противопоставление: кого ты больше всего не любишь, папа? Фашистов? Значит, я повешу над МДМом фашистский флаг. На зло. Это был спонтанный протест, который потом полыхнул во многих школах. Им стали подражать. Мы разработали целую технологию по дискредитации тех, кто «увлекается фашизмом». Внедряли в сознание аудитории ключевые, специальные слова, цепляющие мужское достоинство. Кто у нас может увлекаться фашизмом? Да только те, на кого девочки не обращают внимание, кто комплекс нажил, и так далее. Одно из главных ключевых слов – обиженные...
- Почему коммунизм проиграл идеологически?
- Много причин. Одна из них — видеомагниотофоны. Они пробили брешь. Когда появилось видео, всякая идеологическая борьба стала бессмысленной. Вести её - всё равно что выйти на берег Балтийского моря, снять трусы и хлопать ими в сторону волн в надежде, что они пойдут в обратную сторону...
- Как эксперт ты можешь сопоставить управляемость масс тогда и сегодня?
- Сегодня массы более управляемые.
- Чем тогда? В условиях лагерей, КГБ, обкомов, горкомов и так далее?!
- Конечно! Люди познали прелести быта. Много еды, много программ на ТВ, много разной одежды и так далее. Люди получили возможность ездить за границу. И люди очень боятся потерять всё это. Включи телевизор. Там всё время идёт нейролингвистическое программирование: убили - зарезали, зарезали – убили. Человек запуган. А если он запуган – он управляем.
- Что такое современный Калининград в идеологическом плане?
- Это узкая щель между Уголовным кодексом и «Дворником» с «Новыми колёсами». Телевидения в Калининграде нет, как такового. Даже ментально нет. Один процент населения смотрит местное телевидение. Мне ФАПСИ показывало данные. Один процент населения. Это трагедия. А что смотрят? Похудевшего толстяка на НТВ? Умного, способного человека, который умно камуфлирует все вопросы, стоящие перед обществом? У него нет позиции. У него есть ориентация на одно мнение. Которое правильное, потому что оно одно правильное. А это уже у нас в истории было.





Читайте также в этом выпуске (№ 628):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia