Дворник № 616 (19.02.2008 - 26.02.2008)
.
ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ
Михаил ПЛЮХИН
Михаил Плюхин познавал загадочную душу гастарбайтеров, приехавших обустраивать центры временного размещения для переселенцев в посёлке Северном Багратионовского района
Скажу банальность, но всё же: у нас на стройку никто не хочет идти. Вокруг компьютеры и всё остальное, а класть кирпич, подравнивать штукатурку, заливать раствор — этим в нашей области всё чаще и больше занимаются гости. Слово «гастарбайтеры» никому не режет слух. Гостевые рабочие вносят огромный вклад в нашу экономику. Кто они, откуда, зачем они едут к нам?
Ответы на эти вопросы мы решили получить в посёлке Северном Багратионовского района. Там обустраиваются центры временного размещения, где смогут жить первые полгода те, кто решил приехать к нам на постоянное место жительства по программе переселения. Центры — это бывшие казармы, которые капитально ремонтируются. Этим самым ремонтом и занимаются наши гастарбайтеры.
На Родине лучше
25-летний Арслан приехал из Дагестана. Его мы застали за укладкой плитки в туалете. Парень засмущался так, что не поднимал глаза всё время, пока с ним разговаривали. На большинство вопросов отвечал односложно:
- Давно в Калинин¬граде?
- Три года.
- Какая у тебя специальность?
- Никакая.
- А как же ты работаешь? Руки золотые?
- Есть желание работать.
Мне показалось, что это было сказано с гордостью. Было бы желание — а работа всегда найдётся. Очень жаль, что такое желание нередко отсутствует у жителей области.
- В Калининграде останешься или домой поедешь?
- Домой.
- А почему так?
- Родина!
- А здесь с семьёй или сам один?
- Я холостой.
- Сколько тебе лет?
- 25.
- 25 и холостой. Непорядок!
- Давайте оставим этот вопрос.
- А почему дома не работаешь?
- Я приехал просто поработать. Но на Родине всё же лучше.
Всё это время парень продолжал упорно класть плитку. Выяснилось, что и в свободное время он уже нашёл себе занятие — ходит в спортзал на занятия вольной борьбой. Не хотелось бы повторяться, но приходится: ведь и тут Арслана можно поставить в пример. Мало того, что он дисциплинированно работает, он и спортом занимается.
Можем ещё пригласить
Строитель в тёмно-жёлтом пальто сразу выделялся. Он держался уверенно. Сразу было видно, что возглавляет как минимум бригаду рабочих. Рядом с ним – два земляка, которые слушаются его веского слова.
- Вы откуда?
- Из Узбекистана. Приехали в прошлом году.
- Ваше ощущение?
- Вы вопрос ставьте конкретно и корректно.
Деловой поворот в беседе – этот человек не любит пустую болтовню.
- Какая причина приезда сюда?
- Безработица. Мало зарплаты. Исходя из этого я решил, что в России смогу больше заработать, семью легче прокормить. Я по специальности универсал: сварщик, отделочник, каменщик, плиточник.
- Учились?
- Профтехучилище в бывшем СССР.
- Вам кто-то подсказал, как приехать?
- У меня дома есть спутниковое телевидение. Я всё время Россией интересуюсь, программы смотрю, там работу рекламируют. Вызывают на место жительства, семьи приезжают, говорят, что дадим вам 180 тысяч на подъём, общежитие предоставят. Разведка сначала, посмотрим, как чего.
- А как ваши друзья, знакомые? Вы им рассказали, собрались вместе и поехали?
- Да.
- Что можете делать?
- По специальности - что можем. А если не можем, то можем научиться.
- Военную тайну можешь выдать? Зарплата большая?
- Чью военную тайну? Какой секрет? Два нуля спереди, три нуля – какая должна быть?
А он не такой простой работяга, каким может показаться на первый взгляд. Его на мякине не проведёшь. Теперь отвечает его коллега.
- Сколько платят?
- Исходя от объёма работы. Приблизительно от 400 до 800 долларов.
- А живёте где?
- В Прибрежке квартиру снимаем.
- А домой вернётесь?
- У меня есть разрешение на работу, регистрация. Как закончится, поеду обратно. А визу дадут, разрешение дадут, буду работать. Нет – буду там работать.
Эти слова наводят меня на размышления. Человек держится очень уверенно. Не смотрите, что он из Узбекистана. Он умеет и хочет работать. Это – главное. Без таких граждан ни одно государство не обойдётся: ни Россия, ни Узбекистан. Следующий вопрос – очень деликатный. Его легко задать, но на него не всегда легко ответить.
- Народ нормально к вам относится?
- Конечно, нормально. Спокойно. Лучше, чем в других районах
- В каких других?
- Разные регионы. Называть не буду.
Им, конечно, сказали, что это необычная беседа. Но и скрывать им, в общем-то, нечего. Это люди определённого уровня, рабочий класс. У них хватает такта и понимания, не жаловаться, не говорить, что что-то в России не так. Хотя, наверное, не обо всём они рассказали.
- Как думаете, поедут люди в нашу область?
- Поедут.
- А вы будете у себя дома рассказывать о том, что здесь делается?
- Если неофициально говорить: здесь же свой народ – свои сами же могут всё здесь налаживать. Правильно? – вновь задаёт тон беседе строитель в жёлтом пальто.
У этих строителей зарплата, по их словам, от 10 до 20 тысяч рублей. Вполне приемлемый доход. Денег никогда не бывает много. Но всё же. Почему не работают местные? Они с поразительной глубиной отвечают на вопрос:
- Это же корни должны быть заложены. Воспитание, образование. С детства надо. Профтехучилище, как раньше было, чтобы было образование. А сейчас детей завлекают компьютеры, проще на клавишах.
- А если мы и дальше тут будем строить, приедете работать?
- Приедем... И ещё можем пригласить человек 100 – 200.
Вот так! Мы говорим о рабочих местах, на которые не претендует никто из калининградцев. А где-то в Узбекистане сотни людей готовы встать и приехать. Есть над чем подумать всем нам. Не жаловаться на плохую жизнь, а строить её самим.
Пьют с утра
до вечера
Переходим на следующую стройплощадку. Здесь нас встречают очень непринуждённо. Никакой скованности в общении.
Назим и Заур снимают жильё в Калининграде. Приехали из солнечной Грузии.
- С солнечного Батуми, – поправляет меня Назим.
- Давно в Калинин¬град приехали?
- Четвёртый год. Семьи наши дома. Я при коммунистах ещё работал на стройке, – бодро отвечает Назим.
- А вы? – пробую вовлечь в беседу Заура и его коллегу, скромно прислушивающегося к беседе из угла.
- Они тоже, – отвечает за него Назим. – Они не знают ещё так русский язык. Я за них буду.
- Как к вам относятся тут? Как оцениваете жизнь?
- Нормально.
- Судя по тому, как ты головой кивал...
- Нет, никогда никаких проблем.
- Вы когда сами приедете домой, будете рассказывать о том, что здесь увидели?
- Да я и сейчас по телефону всё рассказываю.
- Почему местные не идут сюда работать?
- Пьют и не идут. У нас люди больше пьют – с утра до ночи пьют вино. Но не так как здесь. А тут напиваются. Я не напиваюсь.
- Вы тоже пьёте?
- Мы привыкли каждый день пить вечером, а утром идём на работу. Застолье мы любим, но когда работа — работаем.
- Сколько детей у вас?
- Двое мальчиков. Один учится на штурмана на 3-м курсе в Батуми.
Всё-таки надо поговорить и с теми, кто молчит.
- А у вас нет детей?
- Нет, он не женатый, - отвечает снова Назим.
- Нет, ну а детей нет?
- Слушай, ну неженатый он, откуда дети? Нет жены, с капусты дети не берутся. У нас такого не бывает. Без жены у нас детей не бывает, - вижу, что без Назима беседы бы просто не было.
- Почему вы не дома работаете?
- Я приехал, когда дома было туго. А сейчас там нормально.
- Поедете обратно?
- В этом году обязательно в конце года.
- На совсем?
- Посмотрим, как получится.
Мы прощаемся. Следующая встреча будет очень скоро. В центре временного размещения работы много. Хватает и на гастарбайтеров, и на жителей области. Но берутся за неё в основном приезжие. Может быть, кто-то из них останется жить здесь. Тот, кто знает русский язык. А кто не знает – тот, наверное, и не приедет. Дети приехавших, как правило, уже не знают русского.
Возможно, они будут учить язык, чтобы приехать к нам на работу. Но скажите честно, положа руку на сердце, если за нас будут работать гости, нам станет от этого лучше? Я уверен, что большинство ответит отрицательно. Это наша земля, наша область. Мы должны работать здесь сами. Сами уметь строить. Для этого нужно возрождать систему профессионального образования и воспитывать в наших детях желание работать по рабочим специальностям. Снова скажу банальность: но любой труд почётен.
Михаил ПЛЮХИН министр по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления
Комментарий: