«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 616 (19.02.2008 - 26.02.2008)
.
ПОГРАНИЧНЫЕ ФАКТОРЫ
Феликс ЛАПИН

Калининградская область со всех сторон окружена... границами. Границы — наша специфика. О хороших и плохих спецификах и о том, как они влияют на нашу экономику, размышлял Феликс Лапин

Граница
– это хорошо или плохо?
Давайте вспомним историю. Все войны начинались или из-за женщин, или из-за земли. Или из-за того, что кто-то что-то не поделил. Поэтому признанная странами-соседями граница это просто замечательно. При условии, конечно, что день и ночь там работают честные люди, которые нас защищают. От военного вторжения, проникновения преступных элементов, контрабанды оружия, наркотиков, недоброкачественных товаров и всего другого негатива, который нам здесь не нужен.

Как будет «Урал» по-польски?
Что же касается экономики, то всё не так просто. Конечно, границы на то и границы, чтобы ограничивать. Безусловно, они не стимулируют развитие экономики. Тем более, учитывая ситуацию, которая у нас сложилась в своё время, когда был неоправданно сильный рубль. Доллар стоил шесть рублей, и вся Российская Федерация всё закупала за границей: гвозди, печенье, бельё и так далее. Товары повседневного спроса было выгодней везти из-за границы, чем наладить их собственное производство. В результате продукты питания, произведённые в Польше, доходили до Урала и даже переваливали за Уральский хребет.

Жёсткие условия
Граница – это своего рода регулятор. Если сравнивать основную таможенную территорию РФ и территорию нашей области, у нас для бизнеса условия намного жёстче. Так как у нас законом отменены нетарифные ограничения, мы не квотируем ввоз товаров в область, многие из них ввозятся без уплаты таможенных платежей. В результате производителю аналогичных товаров здесь, в области, выживать очень непросто.

Правде в глаза, или Повод для оптимизма
Давайте поумерим собственные амбиции. Калининградская область как рынок не интересна для крупнотоварного производства и строительства здесь больших заводов. Миллион двести тысяч человек населения вместе с туристами в самое пиковое время — не тот рынок, на который может работать предприятие, производящее достаточно большой объём продукции. Зато можно производить здесь, а продавать в «большой России». Но тогда надо, чтобы затраты на доставку сырья, производство, сертификацию и доставку готовой продукции на остальную часть РФ были конкурентоспособны с такими же затратами на товары, ввозимыми напрямую из-за рубежа, либо производимыми на территории России. Производство тяготеет либо к сырьевым ресурсам, либо к рынкам сбыта. У нас ни того, ни другого. Мы — на окраине. Зато мы удачно расположены на перекрёстке торговых путей, нам доступнее, ближе, мировые достижения в области инновационных технологий, которые мы можем применить здесь, у себя. Что и даёт повод для экономического оптимизма.
К примеру, компания «Конкордия» совместно с корпорацией «Садиа» построили в области предприятие, на котором будут производиться в огромном количестве продукты быстрого приготовления. Нам столько не съесть. Производство это будет самым крупным в России, а может быть, и в Европе. Понятно, что большая часть продукции будет реализовываться за пределами области.
Жёсткие экономические условия компенсирует внедрение новых высокопроизводительных технологий.

Время перспективы
Ещё не так давно, используя мягкие условия особой экономической зоны, у нас были предприниматели, за короткое время выходившие на 200-300 процентов прибыли. Сегодня этого уже не существует. Средняя окупаемость экономических проектов — семь-восемь лет. Что это за срок, если вы вкладываете 150 миллионов рублей. Если вы не рассчитываете на перспективу, если вы не готовы конкурировать, если вы требуете особых условий для своего производства — вы выкинули деньги на ветер. Именно поэтому статус резидента ОЭЗ, как правило, получают высокотехнологичные предприятия.
Те, кто сегодня вкладывает в производство в Калининградской области, понимают, что работают на перспективу. Корпорация «Содружество-СОЯ», например. Самое современнейшее оборудование для перевалки-обработки соебобов, масла растительного. В перспективе — переработка рапса. Тому, что они делают, сегодня нет аналогов в Европе.
Мы не хотим...
Я очень не хочу, чтобы у читателя сложилось впечатление, что у нас всё хорошо, всё работает, всё ясно и понятно. Как и в любой другой, в экономике области есть свои «подводные течения». Например, по законодательству, если участник ОЭЗ приобрёл оборудование на определённую сумму, то это уже считается выполнением его обязательств перед областью как резидента.
Но мы не хотим, чтобы наши резиденты ОЭЗ вкладывали средства в, например, развитие заводов «Катерпиллер» или «Мерседес-Бенц». Не хотим по одной простой причине: у этих заводов другая родина. Как сказал губернатор, если зарегистрированное в области предприятие приобретает оборудование, которое работает на другой территории, то нам от этого ни жарко, ни холодно. В этой связи мы ждем изменений в федеральный закон об ОЭЗ в части ограничения перечня видов капвложений для резидентов, один из которых – оборудование, не требующее монтажа.

«Отвёрточные» конфликты
Ещё одна проблема — обвинения в том, что на наших предприятиях собирают уже произведённые автомашины, телевизоры, пылесосы, плазменные телевизоры и так далее. Тому пример - история с «Автотором», где якобы собирали автомашины, которые в готовом виде приходили в Польшу, там их снова разбирали и в качестве «сырья» ввозили в нашу область.
Для того чтобы выяснить, есть производство на «Автоторе» или нет, сюда приезжали представитель администрации Президента России, представители МЭРТа, другие официальные лица. Всё посмотрели и сделали вывод — производство на «Автоторе» есть.
Каждый раз, когда я слышу слова «отвёрточное производство», я вспоминаю одного товарища из контролирующей структуры, который инспектировал высокотехнологичное производство. Он осматривал участок, на котором «приклеивались» микросхемы. Эти чипы были настолько малы, что качество их «приварки» и вообще многосложность производственного процесса можно было увидеть только в микроскоп. Контролёр в микроскоп смотреть не стал, зато спросил: «И это всё?» А потом вынес вердикт: «Это – не производство!»
У меня сложилось такое впечатление, что в представлении многих обывателей предприятие должно само добывать нефть, из нефти сделать гранулы, потом из гранул корпуса, потом из добытого кремния, золота и всего остального создать микроэлементную базу (её в России в настоящее время никто не производит), и только потом собрать всё на конвейере. Вот тогда можно сказать: «Да, у вас – производство!»

Есть над чем работать
Сегодня практически нет таких законов, которые бы вредили развитию экономики. Но есть такая практика их применения, что и сам законодатель изумляется. Сегодня для успешного бизнеса мало построить завод в чистом поле. Хочешь эффективно работать — вкладывай в людей.
Два года губернатор посвятил тому, чтобы создать условия для развития бизнеса на территории области. Это «развязка» узких мест по обеспечению региона газом и электроэнергией. Сегодня уже строятся электроподстанции, сети и так далее.
Наша задача – обеспечить калининградцев школами, детскими садами, решить массу других социальных вопросов. Создать комфортную среду обитания, привлечь в область людей, что для дальнейшего развития экономики очень важно.
Да, есть над чем работать. И мы работаем.
Феликс ЛАПИН
министр экономики



Читайте также в этом выпуске (№ 616):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia