«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 406 28.12.2004 - 31.12.2004
Общество
Угроза закона
Арсений Махлов

С наивных времен Маточкина мы привыкли воспринимать Закон "Об ОЭЗ" как благо. Однако нравы становятся все более циничны, а российские бизнесмены оборотисты. Они раскусили возможности Калининградской области, сложились маленькими по своим меркам деньжишками, "поработали" с чиновниками и подготовили новый вариант Закона. Для себя. Интересы страны? Интересы области? Увольте, не для этих эфемерностей работаем.

В конце декабря в Госдуме состоялось первое слушание по проекту нового варианта Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Вел заседание председатель госдумского комитета по экономической политике Валерий Драганов. Проект Закона от лица Минэкономразвития докладывал Виталий Шипов. Он, чувствуя слабость и уязвимость законопроекта, сразу оговорился, что к разработке этого варианта не имеет никакого отношения. Но именно ему, бывшему мэру Калининграда, поручили участвовать в комитетских слушаньях. Итак, основные положения проекта Минэкономразвития.

Первое. В управлении областью настанет двоевластие. Т.е. будет создана Дирекция Особой экономической зоны - структура, входящая в состав правительства РФ. Руководитель Дирекции будет назначаться по согласованию с администрацией области. В сегодняшних условиях, когда губернаторы, по сути, - люди, назначаемые президентом, дублировать функции администрации области бессмысленно. Губернатор - назначенец, директор - назначенец, а оба делят официальные и неофициальные доходы маленькой области. Зачем? Только для того, чтобы отдельным бизнесменам было удобнее решать свои вопросы, не выезжая из столицы?

Второе. Таможенные и налоговые льготы на ввоз импортных товаров, в принципе, сохраняются. Но только - в принципе. Следуя проекту, правительство РФ будет составлять список товаров, которые будет разрешено ввозить в область без пошлин. А теперь представьте многие тысячи наименований готовых продуктов и комплектующих, не произрастающих и не производимых в области. Кто физически станет готовить эти перечни? Дирекция? Штат чиновников, получающих "откаты" с каждой позиции в списке. Очевидно, что комплектующие для "БМВ" попадут в необлагаемые пошлинами, а вот спички или бензин - большой вопрос.

Сегодня калининградские предприятия получают сырье, перерабатывают его и в случае, если переработка добавляет 30% стоимости, отправляют готовый продукт в Россию, не платя пошлин. Это правило распространяется и на мелких (например, мебельных) производителей, и на крупных (например, "Продукты питания" или "Телебалт"), которые наносят прямой колоссальный ущерб российской экономике. Теперь хуже станет мелким. Правительство в каждом готовом продукте будет проверять: именно то ли сырье и те ли комплектующие использованы в готовом продукте, на которые распространяется режим таможенных льгот? Если ваше предприятие тысячами производит одни и те же телевизоры или пакует американские окорочка, вам достаточно один раз получить "добро" от правительства, а вот если ваш конек - малые партии, лучше сразу закрывать производство.

Третье. Предусматриваются налоговые льготы в случае, если предприятие не пользуется таможенными. Но и здесь все очень непросто. Налоговые льготы может получить только новое предприятие, в которое инвестор вложил не менее 150 млн. рублей. Т.е. АО "Молоко", например, чьи активы превышают 150 млн., будет работать, как работало, уплачивая все налоги. А "Данон", если построит такой же завод, налогов платить не станет. Долго ли проживет АО "Молоко" или любой другой калининградский налогоплательщик в условиях такой конкуренции?

Более того, создаваемые крупные предприятия будут освобождены от налога на имущество (100% направляется в областной бюджет) и налога на прибыль (75% направляется в областной бюджет). Получается, что Москва дает льготы за счет нашего кармана, т.е. области от этих инвесторов (как от "Автотора") не будет почти никакого дохода. При этом уже сегодня остро не хватает дорог, земель, электроэнергии (пусть даже построят ТЭЦ, но не поменяют же изношенные электросети), газа, а главное, кадров. Одних и тех же специалистов будут сманивать и покупать, разрушая уже работающие предприятия.

Четвертое. Срок действия Закона - 25 лет. Если следующее правительство или Дума убедятся в его вредности, изменить на четверть века ничего нельзя.

Виталий Шипов, разумеется, изложил лишь положительные стороны проекта. За ним по плану следовало выступление Владимира Егорова. Губернатор был осторожен, он, понимая, какие крупные деньги стоят за Законом, вообще не сказал о нем ни слова. Бодро зачитал цифры успешного развития области, сравнивая почему-то все показатели с 96-м годом.

Далее по плану должны были выступать только "московские инвесторы", начиная с Владимира Щербакова (хозяин "Автотора" - один из закулисных авторов законопроекта) и заканчивая представителями "Телебалта" (этот гигант собирает в калининградских гаражах и бытовках почти 40% телевизоров от продающихся в России, напрочь убивая развитие отрасли в стране). Стоит отметить, что Щербаков был боек, он высказал одну здравую мысль: пока нет определенности - куда идет Калининградская область (на Запад или на Восток), нельзя обсуждать Закон. Если на Запад, необходимо приводить экономику области к европейским стандартам, развивать конкурентоспособные там направления. Если на Восток, то речь идет о механизмах компенсации оторванности.

Калининградским бизнесменам предоставлять слово не собирались. Неожиданно депутат Госдумы Владимир Никитин уступил свое время Борису Овчинникову (недавно Овчинников был в третий раз избран президентом Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области). Критика законопроекта поломала запланированный ход слушаний. Валерий Драганов был вынужден "учесть" замечания. Дальше - снова москвичи. Выступление вице-губернатора Михаила Цикеля, призвавшего не рассматривать Закон, ухудшающий сегодняшнюю ситуацию, Драганов прервал. Все скомкалось и перенеслось на "обсуждение в рабочем порядке".

Хочу отметить несколько важных моментов. Во-первых, законопроект олигархический. Крупные бизнесмены, не стесняясь, пишут его под себя, пробивая схемы узаконенной надолго контрабанды, интересы региона и страны не учитываются.

Во-вторых, они не согласны ломать свои планы. Сразу же после выступления в Госдуме Овчинников столкнулся с "проблемами". Новый областной прокурор Владимир Зинык, не успев толком познакомиться с сотрудниками прокуратуры, через день после заседания запросил все документы по "Цепруссу" (его директор - Овчинников), явно выискивая возможности для "наезда". Удивительно, Вячеслава Чулкова, предыдущего прокурора, сняли за услужливость (он не спешил расследовать уголовное дело по кредиту "Дрезднер банка"), хотелось надеяться, что нынешний станет служить не олигархам, а государству.

В-третьих, все без исключения калининградские бизнесмены сходятся во мнении, что принятие Закона вредно для области, по возможности его необходимо "торпедировать".

В-четвертых, принятие или непринятие Закона зависит от "Единой России". Скорее всего, лидеры нашего местного отделения партии заранее видели законопроект и не смогли (или не захотели) добиться кардинальных изменений в нем. Можно надеяться, что открытое обсуждение исправит эту ошибку.

Валерий Гаврилович Драганов - председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы РФ четвертого созыва. Член фракции "Единая Россия". Вероятный кандидат на должность губернатора Калининградской области (в этом он спорит с Геннадием Букаевым, бывшим министром по налогам и сборам, и Андреем Степановым, нынешним заместителем полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе). По отзывам, Драганов - человек умный и знающий, но в случае своего прихода в область сумеет замкнуть на себя весь (без исключения) местный бизнес.

Родился 22 апреля 1951 в г. Измаиле (Украина). Образование - закончил Тартуский государственный университет по специальности "Правоведение". Кандидат экономических наук. Преподавал на кафедре экономики в Московском государственном университете.

Бывший председатель Государственного таможенного комитета РФ, генерал-полковник таможенной службы в отставке (в таможенных органах проработал 28 лет, начинал с рядового инспектора). Был депутатом Государственной Думы третьего созыва (1999-2003). Президент фонда "Таможенная политика", вице-президент Российского футбольного союза.




Читайте также в этом выпуске (№ 406):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia