«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 400 07.12.2004 - 10.12.2004
Почему для администрации области ФЦП больше похожа на диагноз
Миллиард для галочки
Елена Бочарникова

Администрация области в очередной раз попыталась нас обрадовать, сообщив - в 2005-м на Федеральную целевую программу развития Калининградской области (ФЦП) центр выделяет чуть больше миллиарда рублей. Такого щедрого вклада со стороны Москвы еще не бывало. Однако, как оказалось, хлопать в ладоши рановато.

«Тормоза» сверху и снизу

Стартовала нынешняя ФЦП (у нее, если кто позабыл, была предшественница, рассчитанная до 2005 года, а реализованная лишь на 2%) в 2002-м, а финишировать должна в 2010-м. Изначально в нее включили 149 разношерстных проектов. В это целевое строительство "светлого завтра" российского эксклава в течение 9 лет должно было быть вложено более 93 миллиардов рублей. С четкой разбивкой: 8,41% дает федеральный центр, 3,08% - область, а все остальное - это деньги предприятий, чьи проекты попали в ФЦП, банковские кредиты, иностранные инвестиции и так называемые другие источники финансирования (под ними подразумеваются средства, распределяемые федеральными министерствами и ведомствами, РАО "ЕЭС России" и "Газпром", муниципальными образованиями, и от населения).

Уже на момент принятия ФЦП (событие датируется 7 декабря 2001 года, и стратегической подоплеки в нем было побольше, чем соображений экономики - внимание к геополитически проблемной области на высшем уровне надо было зафиксировать по-особенному) было ясно - гарантий, что деньги придут в точно намеченном объеме, никакой. Более того, в документе черным по белому записано: государственные вложения в желаемой цифре область получит только в том случае, если в федеральном бюджете все будет в порядке с его исполнением. Поэтому ежегодно возможности центра поучаствовать в ФЦП уточняются.

И как в воду глядели - без корректировки не обошлось. На бумаге было положено одно, фактически до области доходило меньше. К примеру, в 2003-м первоначально ждали 872 миллиона рублей - получили 560, в 2004-м - 600 вместо 849. Живущая с вечным дефицитом область тоже "обижала" ФЦП. Не забил и мощный "фонтан" иных инвестиций. Плюс нюанс - федеральный центр вкладывается по ценам трехлетней давности без учета инфляции. Суммы, казавшиеся в 2001-м огромными, с течением времени скромнеют.

Срабатывает нам в минус и внутренний "тормоз". Администрация области позволяет себе вольно обращаться с деньгами на ФЦП (например, выделенными центром на дороги и сельское хозяйство). В Москве на это реагируют адекватно - урезают финансирование.

Два «кита» за три года

Сегодня можно говорить только о двух крупных проектах, планомерно реализующихся под эгидой ФЦП и действительно имеющих большое значение для всей области. И оба - чисто коммерческие. То есть появились бы на свет, и не будь ФЦП вообще.

Во-первых, это нефтяное месторождение "Кравцовское", больше известное как "Д-6". В этом году первая российская нефть с шельфа Балтийского моря уже пошла. Строительство платформы, нефтепровода и т. д. полностью оплачено "ЛУКойлом". Непосредственно добычей нефти занимается "ЛУКойл-Калининградморнефть".

Во-вторых, строительство ТЭЦ-2. Львиная доля затрат изначально взваливалась на плечи "других" источников финансирования - почти 10 миллиардов рублей из необходимых 13,1 (в ценах 2001 года. - Прим. ред.). К настоящему времени ТЭЦ-2 плавно вышла за пределы ФЦП, и сейчас это просто коммерческий проект РАО "ЕЭС" на территории Калининградской области. Первый энергоблок ТЭЦ-2 должен быть запущен в 2005 году. Активизироваться со стройкой РАО заставила прибыльная перспектива - с закрытием Игналинской АЭС энергия с ТЭЦ-2 будет востребована за пределами России.

Всего же из 149 проектов ФЦП на исходе 2004-го в жизнь воплощаются чуть больше 20.

Список на вылет

После таких "темпов" 2005-й подается чуть ли не как год прорыва в финансировании ФЦП. Выделяемый Москвой миллиард рублей уже заверстан в доходы областного бюджета-2005, принятого облдумой в первом чтении 2 декабря.

Кому конкретно повезет? В администрации области поделились списком объектов, на который прольется этот миллиард. Предупредив - он не точный, а пока лишь в виде "мы предлагаем - Москва одобряет". Это предложение, которое сейчас еще только согласовывается, выглядит странновато.

Из 24 объектов ФЦП 15 предусмотрительно помечены галочками. Как мне пояснили, это потенциальные претенденты на вылет из федерального финансирования. Под галочку, например, попали строительство автодороги Калининград - Долгоруково (в обход Багратионовска), газификация районов и городов области, развитие инфраструктуры Светлогорска и Зеленоградска, берегоукрепление Балтийского моря и строительство перинатального центра.

Зато администрация спокойна за "Техническое перевооружение сельского хозяйства". Причем все 60 миллионов рублей опять планируется бухнуть в областное государственное предприятие "Агробалтсбыт", нежно пестуемое замгубернатора Игорем Шевляковым. Хотя из-за того, как "ловко" именно "Агробалтсбыт" распорядился федеральными деньгами, в финансировании этого проекта ФЦП области в 2003-м было отказано. Нет у обладминистрации сомнений и по мероприятию "Создание и ведение государственного градостроительного кадастра".

Еще одна несуразность - итоговую сумму в миллиард на ДД,1 почему-то насобирали из двух источников (или как ФЦП, или в рамках празднования юбилея). А на храм Христа Спасителя денег в 2005-м ждут и вовсе из обоих источников.

Если список объектов на самом деле серьезно порежут, миллиарда из Москвы область не дождется. А обилие галочек показывает, что нынешняя власть с таким поворотом событий уже смирилась.




Читайте также в этом выпуске (№ 400):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia