![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
|
|
"Нам подождать? - Мы подождем…" Диалог с Евросоюзом по Калининградской области, похоже, складывается по этой незамысловатой формуле. Россия озвучивает наши озабоченности, ЕС вежливо выслушивает. Этот дипломатический "футбол" называется переговорным процессом.
Тем временем российский эксклав уже семь месяцев живет в "объятиях" ЕС. Для нас это соседство вылилось в жесткий транзит по "чужой" территории. Несмотря на то что накануне 1 мая (официальной даты вступления Литвы и Польши в Евросюз) России были даны заверения - хуже не будет.
Без скорости навстречу ШенгенуСчитается, что с пассажирским транзитом сегодня все более-менее ясно - визы, транзитные проездные документы. Уже подзабылись очереди у литовского консульства. Правда, они канули в Лету без объяснения - кто все-таки был виноват в этом издевательстве над калининградцами. Однако и эта стабильность - явление временное. Как только Литва вступит в Шенген, правила въезда на ее территорию наверняка станут сложнее и дороже.
Озвученная в 2002-м идея Евросоюза пустить на калининградском направлении скоростной безвизовый поезд умерла на уровне технико-экономического обоснования. Впрочем, с ее реализацией и не спешили. В августе министр транспорта РФ Игорь Левитин упрекал ЕС в том, что ТЭО было обещано к июлю, а его до сих пор нет. Наконец появилось. Но датчане, выигравшие тендер на ТЭО, нарисовали заведомо нежизнеспособную схему стоимостью в полмиллиарда евро. Для рентабельности поезда, оказывается, нужны остановки в Литве, а значит - не обойтись без виз и УПД-ЖД. И для России смысла в этой дорогой игрушке просто нет.
Наш МИД считает, что страховкой на будущее может стать соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан России и стран ЕС. Эту инициативу Владимира Путина частично поддержали Германия, Франция и Италия. Первый шаг с их стороны - упрощение визового режима для ряда категорий граждан. Однако поднять эту тему на высшем уровне реально лишь в мае 2005-го на очередном саммите "Россия-ЕС".
А пока ближайшая перспектива по пассажирскому транзиту - с 1 января проехать по Литве можно будет только по заграничному паспорту. Литовцы пообещали в первые дни нового года входить в положение при возникновении возможных накладок.
Прессинг по-соседскиЗа 9 месяцев этого года грузопоток в Калининградскую область, по данным обладминистрации, увеличился на 6%. С одной стороны, прирост, с другой - он мог быть посолиднее, если бы не транзитные выкрутасы.
Уже в июне Михаил Фрадков на встрече глав государств Балтийского моря констатировал: после 1 мая ситуация по грузовому транзиту ухудшилась и по процедуре, и по стоимости. Став членом ЕС, Литва тут же ощетинилась забором "ноу-хау". Были введены новые правила фитосанитарного и ветеринарного контроля (последний еще и подорожал на 25%), запрещен провоз некоторых видов минеральных удобрений, увеличен до трех суток норматив простоя грузовых поездов на литовской границе, появилась "нагрузка" в виде полицейского сопровождения. Отдельное "спасибо" надо сказать и российским "предпринимателям": оперативно народившиеся околотранзитные коммерческие структуры умудряются продавать фитосанитарные анкеты, хотя их должны выдавать бесплатно.
Северо-Западное таможенное управление после первых двух месяцев жизни по новым транзитным правилам подсчитало: затраты при перевозке грузов через Литву выросли на треть. К примеру, основной бланк транзитной декларации до 1 мая стоил 80 литов, после - уже 104. В итоге повышается стоимость не только транзита, но и произведенных в нашей области товаров.
Потом Литва решила помочь своему Клайпедскому порту и с 3 сентября повысила на 15% тариф на железнодорожный транзит по ее территории российских нефти, горюче-смазочных материалов и черных металлов. Только областному бюджету это повышение в период подготовки к отопительному сезону стоило дополнительных 6 млн. рублей.
Последнее достижение российских дипломатов вроде должно поставить заслон этой "самодеятельности". На этой неделе в Вильнюсе прошли консультации, итог которых - "договоренность о повышении предсказуемости грузового транзита". Проще говоря - односторонних изменений правил больше не будет.
Тему проблем с грузовым транзитом мог бы закрыть недавний саммит "Россия-ЕС" в Гааге. Но чуда не произошло. Общение вылилось в создание внутри Еврокомиссии некоей специальной подкомиссии по Калининграду. Она и займется грузовым транзитом. Наша задача - за время, пока найдут консенсус, привести в порядок свою приграничную инфраструктуру. В ее нынешнем виде она увеличение грузопотока просто не потянет.
|
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
© 1999-2009 | ![]() | ![]() |
Комментарий: