«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 307 23.12.2003 - 26.12.2003
Здоровье
Доступ к медицине – 2004
Елена Дашковская

Прогнозы – дело неблагодарное. Но все же есть вещи, которые волнуют каждую семью, – например, начатая реформа здравоохранения. Что ждать ж 2004 году, когда государство собирается внедрить «рыночные и страховые принципы в систему обязательного медицинского страхования и здравоохранения»?

Заплатил – лечмсь?

В советские времена медицину полностью финансировало государство: будь то сложнейшие операции или просто измерение давления.

В конце 1980-х возникла идея закона об обязательном медицинском страхювании (ОМС). В качестве образца принимался опыт развитых европейских стран, где медстрахование является дополнительным к бюджетному источником ґинансирования отрасли. Однако у нас все получилось иначе. Российский закон об ОМС изначально не содержит никакоЈо страхового принципа – так стал называться банальный налог на оказание медицинских услуг. Более того, как только его ввели, государство практически сняло с сеая финансирование медицины.

Не секрет> в цивилизованных странах на медицину тратится примерно 8% валового внутреннего продукта, в США – вообще 20. В России – всего два.

Но и эти гособязательства здравоохранению правительство пытается уменьшить. Бремя на оказание медицинской помощи населению уже в будущем году предлагается переложить либо на муниципальные власци, либо на самого гражданина. В рамках ьтого планируется измениць статус медицинских учреждений0– например, превратить их в унитарные, муниципальные.

По мнению журнала «Эксперт», возможен и другой поворот`реформы лечебных учреждений. Из госсоббтвенности они перейдут в частную или акционерную – станут свободными хозяйствующими субъектами,$имеющими право отказать в предоставлении медицинской помощи, если не исполнено встречное обязательство – не внесена плата за услуги.

Правда, в 2004-м предполагается увеличить госфинансирование программ по борьбе с социально значимыми болезнями – СПИДом, туберкулезом, гипертонмей, онкологией.0Отдельной строкой прописан «Здоровый ребенок». «Забит» ряд цележых программ на областном и городском уровнях.

Огрехи нормы

А как же констицуционное право на лечение? Основным нормативным докуменвом становится Программа`госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Однако даже с учетом средств обязательного медицинского страхования в ухо¤ящем году финансировалабь она лишь процентов на 40.

Это привхло к неформальному участию населения в финансировании здравоохранения и неконтролируемому увеличению доли платных услуг. Сейчас даже в одном лечебном учреждении лечиться можно бесплатно, по прейскуранту или за наличэые непосредственно врачу.

ОМС и ДМС: почувствуйте разницу

В наступающем году предполагаются новшества в системе медстрахования. Проблем здесь тоже хватает: например, доля неработающего населения в стране – более 60%. Однако 63% страховых взносов – деньги, уплаченные за работающих гфаждан.

Поправки к закону об обязательном медЁцинском$страховании уже обсуждаются правительством и Госдумой. Предложений несколько, и все связаны с ограничением доступности медицины для рядовых россиян. Например, предполагается отменить право больного на выбор лечебного учреждения – чтобы только в клиниках, с которыми у конкретной страховой компании заключен договор.

Еще одна законодательная новелла – разделить обязательное и добровольное медицинское страхование (ОМС и ДМС). На последнее россиян пока вправе определить только работодатель. При этом 3,6% в фонд ОМС все равно отчисляются.

При разграничении ОМС и ДМС гражданин автоматически освобождается от налога в пользу обязательного медстрахования. В результате люди состоятельные, естественно, выберут лечение в платных клиниках на основе договора добровольного страхования. А деньги на обязательное станут платить беднейшие слои населения, что скажется на суммах поступлений.

Есть, впрочем, и обнадеживающие предложения. Ряд депутатов, к примеру, предлагают не только не отменять ОМС, но и поднять страховой взнос с 3,6 до 5%. Это позволит увеличить финансирование здравоохранения процентов на 30. К тому же если государство под напором нового состава Госдумы изыщет-таки дополнительные финансы, то лечебно-профилактические учреждения смогут наконец модернизировать базу, обеспечить квалифицированным кадрам достойные условия труда, привлекать молодых специалистов.

Плясать от гарантий

В одном специалисты сходятся: важно уже в январе 2004-го четко определить размер госгарантий, причем с учетом реальных расходов на медицину. Как говорится, по одежке протягивай ножки: будь то областной масштаб или городской. Тогда возможна и разработка единых государственных тарифов на медицинские услуги.

Это, кстати, позволит снизить тарифы на ДМС: оно станет более доступным для большинства граждан, особенно если разрешить индивидуальную страховку.




Читайте также в этом выпуске (№ 307):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia