Дворник № 287 14.10.2003 - 17.10.2003
В ближайшие годы она существенно «усохнет»
Завтра муниципальной собственности
Ольга Маркова
В границах Калининграда за мэрией закреплена лишь треть всей административной собственности. Это около миллиона квадратных метров недвижимости. В основном - здания и сооружения хозяйственно-общественного назначения.
По информации председателя управления экономического развития мэрии Юрия Беденко, эта собственность находится в ведении 69 унитарных муниципальных предприятий.
Порядка 380 тысяч квадратных метров городская администрация сдает в аренду для поддержания доходной части казны. Не за сумасшедшие барыши. По отчетам прошлого года, в городской бюджет сдачей внаем было налопачено чуть более сотни миллионов рублей.
Законные непонятки
Интригу, многообещающую и пока абсолютно всем не ясную, преподнес уже подписанный президентом Федеральный закон «О местном самоуправлении». В нем очень обтекаемо прописаны перспективы передела муниципальной собственности.
Грядет - цитата из норматива - «поэтапное сокращение избыточной части собственности государственного сектора, который не обеспечивает функций государства». Расшифровки, разъясняющей эти и многие сопутствующие вопросы по процедуре, далее по тексту нет.
Однако передел муниципальной собственности все же начнется 1 января 2006 года, когда вступит в действие новый закон. Предполагается, что все его «непонятки» закроет сопутствующий пакет подзаконных актов и нормативов, которые требуется еще разработать и принять.
Желающие наверняка уже начали расставлять свои колышки на виртуальных делянках коммерчески перспективной, но пока общенародной собственности. Лиц с реальными деньгами интересуют прежде всего производственные коммунальные объекты.
Польские, литовские, белорусские бизнесмены давно посвятили город-скую администрацию в свои бизнес-планы. Они готовы инвестировать в нашу «коммуналку» на условиях передачи им прав собственности теплоэнергетических, водопроводных и распределительных станций.
Кстати, по подобной схеме уже отпочковались от мэрии «Балтдормостработы» и «Горсвет». Эти два предприятия уже не государственные, теперь они СП и ОАО.
Плавный переход в коммерцию
15 августа была принята правительственная программа «Социально-экономическое развитие на среднесрочную перспективу». Это на период с начала 2003-го до конца 2005-го года.
Председатель комиссии по экономической политике и муниципальной собственности городского Совета Калининграда Александр Непомнящих внимательно изучил документ, предлагающий новые правила игры. Впечатления? В программе много нестыковок с законом «О местном самоуправлении». Депутат сделал вывод: «Эта крайне либеральная программа, по сути, уменьшает роль государственных и муниципальных органов власти в управлении недвижимостью, убирая их влияние с рынка». Речь о роли и месте городской собственности в регулировании цен на сдаваемые в аренду площади под офисы или развертывание на них промышленного производства. Уйдут госметры в свободное коммерческое плавание - их цена пойдет вверх.
Ожидаются и другие перемены. До 2006 года, как определено программой, «количественное соотношение государственной собственности должно сравняться с принципом строгого соответствия государственным функциям органов власти на местах». То есть если мэрия, скажем, не сможет обеспечить город водой в нормативном объеме, все водяное хозяйство в виде собственности может быть изъято. В пользу выше- стоящего по вертикали органа власти.
В программе обозначена и такая сверхзадача: обязать государственные унитарные предприятия увеличить собственные доходы. Проверенным приватизационным способом - за счет имущества, которое в перспективе может привлечь акционеров. На объективно запущенную или с тайным прицелом выгодного банкротства хозяйственную почву обязательно придет эффективный собственник.
Список казенного
Никто, даже авторы вышеупомянутых федеральных документов, не знает, как заработают на деле прописанные ими, вроде бы, благие механизмы рыночного движения муниципальной собственности. У мэрии не так уж много времени на раздумье, какие предприятия оставить за городом, сохранив финансовое обеспечение их деятельности.
Безусловно, в этот список должны войти организации, занимающиеся обеспечением жителей Калининграда теплом, водой, транспортом, экстренной медпомощью, обязательным средним образованием, социальной защитой малоимущих. Многие из них, очевидно, пройдут горнило имущественного урезания. У одних закроют двери столовые и спортзалы, у других не станет баз отдыха и подведомственных социальных учреждений.
Потерь не избежать
Какие объекты уйдут на рельсы коммерческой вольности? Бани, подростковые клубы, ЖЭКи? Властные умонастроения вокруг судьбы закрепленных за ними многочисленных зданий и помещений меняются постоянно. Сейчас их содержание влетает в копеечку для городского бюджета. Освободившись от бремени, расходную нагрузку на казну можно снизить.
Специалисты в правовых вопросах после изучения свежего законодательства по местному самоуправлению сошлись во мнении: почти все ныне сдаваемые в аренду площади город должен будет передать другому. Этот другой - в идеале перспективный и платежеспособный собственник. Есть надежда на новые рабочие места и увеличение налогооблагаемой базы.
Но казна все же потеряет маленький, но гарантированный ежегодный арендный доход. Заткнут одни дыры - появятся другие. Вероятно, есть шанс потери целых отраслей, в которых делать финансовую прибыль, по определению, невозможно. Например, в детских дошкольных учреждениях, приютах, ночлежках.
Остается предполагать, что государство будет вскоре вынуждено возмещать потери по их содержанию за счет тех, кто работает с прибылью. Об этой перспективе идут разговоры с промосковскими «корнями». Мол, так именно и произойдет, когда муниципалитетам передадут управленческие функции от федерального и регионального центров по ФЗ «О местном самоуправлении». И, чтобы муниципалы не барахтались в омуте нехватки средств и не теребили просьбами о бюджетной поддержке «коммуналки-социалки», отдадут на места право начисления дополнительных налоговых сборов.
Комментарий: