![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
|
|
Когда 10 сентября в Калининград из Москвы пришел факс за подписью двух замов руководителей Минимущества и Госкомрыболовства о расторжении контракта с начальником Калининградского морского рыбного порта Леонидом Горбенко, в портовых кругах области запахло паленым.
Только полностью равнодушные к политике и экономике не обсуждали кандидатуры преемника и варианты скорого акционирования или приватизации все еще государственного предприятия региона.
Страсти охладились всего через два дня. Исполняющий обязанности председателя Госкомрыболовства Леонид Холод свою подпись под приказом о фактическом низвержении Горбенко отозвал. Все окончательно запуталось, как в игре без правил. Но не для посвященных.
Большая драка за собственность, а главное – за территорию в 40 гектаров земли рыбного порта еще впереди. Что же происходит сейчас? Аппаратная толкотня под ковром на уровне правового вхождения в рыбные гавани Калининграда большого частного капитала. Рано или поздно это все равно бы случилось. Государственных рыбных портов по стране остались единицы. А по правительственной программе калининградский попадал под акционирование уже со следующего года.
Горькая правда в том, что для нашего рыбного - это спасение.
Ком потерянной выгодыСегодня порт переживает не лучшие времена. 90% рыбного сырья для шести крупных региональных предприятий-переработчиков разгружаются сегодня не в Калининграде, а в порту Клайпеды.
Судовладельцы очень не любят заходить в наши рыбные гавани. Судно со скоропортящимся выловом порой стояло под выгрузкой больше недели со всеми вытекающими отсюда потерями портовых сборов. Тогда как у соседних портовиков - литовцев на всю грузообрабатывающую процедуру уходят считанные часы.
Затем автомобильными рефрижераторами рыба приходит в столицу янтарного края на последующее консервирование. Примерно 7 тысяч выловленных тонн в месяц едет на колесах в Калининград из Клайпеды. Причем на каждой тонне из-за накладных транспортных расходов рыбники теряют из собственной прибыли порядка 15 долларов. Значит, они выпускают консервы дороже, чем могли бы.
Безусловно, несет убытки и местная казна, недополучая возможных налогов от полной загрузки рыбного порта. И, как снежный ком, «недостача» от потери рабочих мест в порту и прочее, и прочее.
Все это очень серьезные потери для экономики традиционно рыбной Калининградской области. Ведь примерно 40% всех рыбных консервов в торговой сети на просторах необъятной страны производятся на наших рыбоконсервных предприятиях.
Человеческая трагедияСправедливости ради, надо признать, что рыбный порт ушел в глубокий кризис недозагрузки по субъективным причинам. Да и Леонид Горбенко в 2000-м вернулся на хозяйство, изрядно ослабленное в период руководства предприятием Владимиром Бойченко.
В то же время соседний торговый вышел на перевалку грузов почти к уровню стабильно высоких показателей советского периода. В том числе благодаря хорошему менеджменту своего гендиректора Владимира Калиниченко. Молодой перспективный портовик с хорошей репутацией сумел не только собрать вокруг себя крепкую команду единомышленников, но и грамотно выстроил транспортную логистику по привлечению грузов в торговый порт.
Конечно, рост обеспечили, в том числе специальные льготные железнодорожные тарифы от правительства на грузы, идущие в порт Калининград. (Есть информация из столицы, что вопреки слухам об их отмене с 1 января 2004 года созданным в октябре этого года АО «Российские железные дороги» железнодорожные льготы для портовиков Калининграда оставят. По крайней мере, до 2007-го. - Прим. авт.)
Увы, для рыбного порта бархатный сезон столичных преференций обернулся временем упущенных возможностей. Лучше поздно, чем никогда. И Леонид Горбенко принял, наверное, не простое для себя решение. Пригласил в рыбный порт на должность своего первого заместителя Владимира Калиниченко. Сегодня именно он осуществляет все руководство, во многом опираясь на опыт самого Горбенко и его оставшейся в порту команды.
Сам Горбенко, по информации от его ближайшего помощника еще по администрации области Геннадия Баранова, находится в настоящее время в нездоровом состоянии на своей загородной даче. Очевидна трагедия человека, который не хочет уходить из начальников. Для некогда сильного и амбициозного политика забвение - сродни погибели.
Кроме того, опять всплыла на поверхность с подачи правоохранительных органов некрасивая история с кредитом «Дрезднер банка». Хотя по большому счету экс-губернатор толком не понимает, в чем его обвиняют. Недавно Горбенко заявил о том, что отправил письмо президенту, в котором сообщает - кредит «Дрезднер банка» разворовали уже при Владимире Егорове.
Слова Леонида Петровича всего годичной давности о возрождении собственной политической карьеры на пике пенсионного возраста (по типу Черчилля) выглядят сегодня более чем комично.
Что и в чьи рукиНикто сейчас не рискует назвать возможный сценарий акционирования рыбного порта. Окончательное решение будет за Москвой.
Сегодня порт административно подчиняется Госкомрыболовству, а его собственность находится в полноправном ведении Министерства имущественных отношений.
Однозначно, что причалы и водная акватория рыбного порта от Минимущества перейдет Минтрансу. Уклончиво, но все именно эту перспективу для портовой собственности подтвердил министр транспорта Сергей Франк в минувшее воскресенье в торговом порту на тожественной церемонии проводов в кругосветное путешествие барка «Надежда». Его ведомство, в свою очередь, передаст причальную собственность в управление Морской администрации порта Калининград, которая представляет в области интересы Минтранса.
Проблема в другом: какое количество акций создаваемого на базе рыбного порта акционерного предприятия пожелает оставить за собой государство? Вполне возможно, что ситуация может быть кем-то разыграна на уровне стоимости причалов. Сегодня это самое ценное в рыбном порту.
По разным оценкам, текущая рыночная стоимость всего рыбного порта не может превышать 4 миллионов долларов. И это даже много. Сегодня в порту практически все техническое обеспечение морально и физически устарело. Необходимо найти внушительные инвестиции на новые краны, холодильные емкости, подъездные пути и так далее. Это не менее 50 миллионов долларов.
Главная составляющая предварительной оценочной стоимости порта в несколько миллионов «зеленых» определяется только его месторасположением. Ему всего лишь повезло, что он соседствует с торговым. В перспективе можно было бы и объединиться. А торговый бы подсобил умом и капиталом, что, впрочем, уже начало осуществляться с приходом Владимира Калиниченко.
Карты в игреНо главная спираль перемен на улице Портовой еще только началась раскручиваться. Наверняка, не раз будет упоминаться фамилия Андрея Крайнего как главного претендента на пост главы образующегося еще до акционерного общества некоего ОГУП на базе рыбного порта. Он и не скрывает, что очень этого хочет.
Наконец-то должен решится в Москве вопрос с назначением главы в Госкомрыболовстве. Новая метла на государственной рыбе вообще может все перетасовать, разыгрывая карту больших рыбных интересов и денег Санкт-Петербурга, Мурманска и Москвы.
У большой рыбы - большие аппетиты. В современных экономических условиях было бы эффективно вкладывать и развивать рыбный порт с мощностью грузопереработки под 5 миллионов тонн в год. Наш же в идеале примет не более одного миллиона.
Выход очень простой. Всю крупнотоннажную грузоперевалку перенаправить на терминалы глубоководного порта в Балтийске. Правда, их еще построить следует. А торговый с рыбным объединить территориями и организовать современную рыбную гавань, возможно, крупнейшую в Восточной Европе. Конечно, частично сохранив и другую грузовую специализацию по перевалке.
Это в идеале. Хотя чем Нептун не шутит?
Рыбный порт сегодня этоДлина причалов - 3,1 километр
Глубина у причалов - 8 метров
Максимальный проход судна 170 метров длиной
Три наливных комплекса
Три комплекса насыпных грузов включают склады на 20 тысяч тонн сыпучих грузов с тремя секциями для раздельного хранения. Производится смешивание и упаковка по 500 и 50 кг с возможной производительностью 120 тонн в час.
Нефтетерминал
Три холодильника на 20 тысяч тонн
Паромный комплекс РО-РО причала
На всех причалах по два железнодорожных пути
34 портовых крана ( от 5 до 32 тонн)
190 авто-дизель-электропогрузчиков (1-5 тонн)
На территории порта есть кафе, поликлиника, спортивный зал, памятник морякам, не вернувшимся из моря, часовня-мемориал и музей рыболовного флота.
Вольеры знаменитых горбенковских павлинов пусты.
|
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
© 1999-2009 | ![]() | ![]() |
Комментарий: