«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 271 19.08.2003 - 22.08.2003
Спорт
Вектор транзита
Ольга Маркова

Портовый комплекс перевалил грузов с ростом на 130%, автомобилисты поработали с плюсом в 113%, железнодорожники - с 18,3%. В минусах (около 30%) оказалась лишь «железка» по пассажирообороту. Отток произошел прежде всего из-за введения Литвой новых правил транзита для российских граждан. Причина объективная. Чего не скажешь о внутреннем грузообороте. Прибыльный тоннаж повалил к нам на волне внимания центра к проблеме Калининградской области.

Чисто идеологический маневр создания благоприятного имиджа Москва подкрепила и реальной экономической основой. В том числе в рамках провозглашенного проекта объединения двух портов - Калининграда и Клайпеды - Минтранс предоставил региону тарифные преференции на перевалку грузов, по железной дороге следующих в калининградские порты. Такая ситуация спецльгот бесконечно продолжаться не может. Тем более что литовские портовики, основные кормильцы бюджета соседнего государства, уже бьют в колокола. У них-то за отчетный период грузооборот упал.

С каждым вложенным федеральным рублем в развитие транспортного комплекса на крайнем западе страны борьба за прибыль от грузоперевалки будет все больше напоминать войну. По сути, в тихом варианте она уже начата.

Три пишем - два в уме

С 2003 года начата регулярная работа на отстроенном терминале в третьем бассейне Балтийска по приему грузопассажирских паромов типа «Транслюбека» и «ТрансФинляндия» с расписанием заходов к нам два раза в неделю. Операторов этой линии с начала этого года на самом деле почти обязали заходить в порт Балтийск на пути из Санкт-Петербурга в Любек и обратно. До сего дня им это не особо-то и выгодно. Экономически выгоднее транспортировать преимущественно контейнеры и технику напрямую, минуя Балтийск. Экспедиторы так и не сумели наполнить эту паромную линию в калининградском направлении. И не смогут в обозримом будущем. Внутренний рынок спокойно насыщается контейнерными автоперевозками. А полноценный контейнерный морской транзит выгоден лишь на перевалке крупных грузовых партий, на которые и сориентировано строительство глубоководного порта на полуострове Восточном в городе Балтийске.

Сегодня «ТрансФинляндия» несет некоторые убытки от калининградского транзита. Поэтому, получив цифры роста калининградского транзитного оборота, ее руководство срочно вылетело в Калининград. Говорят, иностранный «морской волк» был удивлен. Практически все гавани, кроме торгового порта, как стояли, так и стоят полупустыми. Несмотря на весомый процентный подъем. Например, рост грузообработки практически простаивавшего в прошлом году порта Пионерского в 168% выражается в 28,8 тыс. тонн. На фоне общерегиональной проектной мощности грузооборота в 18 млн. тонн в год и текущей в объеме около 9 млн. тонн это капля в море.

«Восточные» тонкости

Оказывается, проект глубоководного порта на полуострове Восточном не существует даже на бумаге, по информации Краснянского. По заказу морской администрации порта Калининграда разработана лишь «Генеральная схема развития нового грузового района на полуострове Восточном в г. Балтийске» с расчетным грузооборотом 8,3 млн. тонн. В этом документе были обозначены требуемые суммы для сдачи объекта в ценах 2001 года – 1 млрд. 520 млн. рублей.

Под порт требуется и технико-экономическое обоснование. Предполагается, что деньги на ТЭО выделит центр по Федеральной адресной инвестиционной программе. В ценах двухгодичной давности это 18 млн. рублей на проект паромного комплекса и 17 млн. - контейнерного. Однако в бюджетной заявке на 2004 год финансирование ТЭО по Восточному, увы, не значится.

И в то же время суета вокруг дележки будущих прибылей с Восточного идет полным ходом. Примерно месяц назад в Минтрансе наблюдалась некая активность вице-губернатора Владимира Пирогова. Владимир Вилевич пытался откровенно лоббировать интересы не родного Калининграда, а южного порта Новороссийск. В настоящее время ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» все еще проводит подготовку конкурса по выбору инвестора-оператора готового паромно-контейнерного комплекса на полуострове Восточном. Так вот, второй человек на то время на ДД,1 по своим каналам, в том числе в Государственной думе, предпринимал попытки низложить саму идею равных возможностей конкурсантов. По его задумке, все должно было пройти заведомо в пользу Новороссийска. Пока затея не удалась. Но риск остался.

Генеральный директор морского торгового порта, стивидорной компании, уже имеющей от Минтранса поручение на участие в названном конкурсе, Владимир Калиниченко, имеет такую точку зрения на возможное развитие событий: «Конкурс, безусловно, нужен. Но он должен быть честным и учитывать интересы Калининграда и, скажем, Санкт-Петербурга или Новороссийска на равных условиях».

На правах будущего кредитора в 30 млн. долларов на обустройство акватории и гидротехнических сооружений ЕБРР выдвигает свои условия к конкурсантам. Лондонских банкиров, традиционно выделяющих деньги на процветание европейских портовиков и грузовладельцев, интересует конфиденциальная коммерческая информация. Они хотят знать, кто, откуда и в каком объеме готов гнать на будущий глубоководный российский порт на Балтике свои грузы.

Инвестиции инвестициям рознь

По различным проектам ЕС уже выделил на наш транспортный комплекс несколько десятков миллионов долларов. Западные деньги пошли на оформление предложений западных же экспертов о том, как создать транспортный узел в Калининграде. Завершена работа над двумя профильными проектами (один касался непосредственно портовой инфраструктуры). На вопрос Игорю Краснянскому об их необходимости был получен ответ «и в шутку, и всерьез». Мол, четыре тома европейских предложений занимают свое достойное место в архиве областной администрации. Что конкретно по ним сделано? По совету европейских транспортных голов снесли старенький спортзал в торговом порту.

А в начале девяностых первый десант по линии ТАСИС вообще заподозрили в шпионаже. Была какая-то темная история с утечкой электронной информации на местной таможне после ознакомительного визита на нее экспертов ЕС.

Поэтому, может, разумнее присмотреться ФГУ по транспорту не к выдвиженцам от ЕБРР при подведении итогов конкурса по операторам-инвесторам Восточного, а сделать ставку на местных грузовых операторов? Ведь кто, как не они, сегодня от возросшего грузооборота реальные налоги в экономику региона платят? Да и на развитие родного портового комплекса готовы средства выделять.




Читайте также в этом выпуске (№ 271):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia