Дворник № 262 15.07.2003 - 18.07.2003
Печать произвола
Печать произвола
Алиса Цветкова
В произведениях югенд-стиля видна попытка показать нечто экстравагантное, но практически отсутствует стремление создавать собственно стиль.
Искреннее желание многих калининградцев оставить в современном городе следы кёнигсберг-ского прошлого в архитектуре и дизайне интерьеров сделало в последнее время особенно популярным югенд-стиль.
Составляющая модерна
Порывшись в справочниках и исторических материалах, понимаешь, что, собственно, и стиля такого нет. Это как бы «германская составляющая» модерна. Свое название югенд-стиль (или Арт Нуво) получил в 1895 г. в Париже на открытии галереи “Maisson de l`Art Nouveau”. В мире этот стиль был известен под разными именами: югенд - в Германии, Австрии и Латвии, Style Liberty - в Италии, Modernismo - в Испании, Tiffany Style - в США, мoдерн - в России.
Интерьер строится на полном неприятии прежних принципов оформления. Стены помещений покрываются не образующими никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси - более светлыми.
Печать «произвола» лежит и на формах мебели, окон, дверей. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве стульев и кресел, витрин шкафов, остекленных гнутым стеклом, стеклянных абажуров, напоминающих формой чашечку цветка.
В мебели модерна параллельно развиваются две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность, ясное построение). Последняя более характерна для немецких изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности, более просты, элемент декора в них сведен к минимуму.
Одним из достижений модерна было то, что художники, проектировавшие мебель, наблюдали за осуществлением своих замыслов непосредственно в мастерских. Услугами проектировщиков пользовались даже при меблировке квартир в доходных домах.
Наметившейся в эпоху модерна тенденции к созданию нового, декоративного стиля не суждено было развернуться. Уступки экстравагантности были ахиллесовой пятой модерна, по которой метили его противники.
Характеристика Югенд-стиля
- Преимущественно плавные, вытянутые формы, заимствованные от природы.
- Распространенные мотивы - женские фигуры с развевающимися волосами и одеждой, изогнутые линии, стилизованные цветы, птицы, насекомые.
- Используются материалы экзотических деревьев, витражи, серебро, полудрагоценные камни.
Назад к природе
Теоретики модерна отстаивали концепцию: архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны были составлять единый художественный ансамбль, осуществленный по проектам одного архитектора или художника.
Взяв на вооружение лозунг «Назад к природе», модерн создал сложную систему линейного орнамента. В основу были положены мотивы сильно стилизованных цветов и растений. Обои, обивки из набивной ткани щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, подсолнечников, камыша, лебедей и т. д.
Наибольшее влияние модерн оказал на архитектурные формы и интерьер особняков. Они строились по принципу «от интерьера к экстерьеру» - на манер английского дома для одной семьи, окруженного озелененным участком.
Среди «грешков» модерна - произвольное отношение к материалу. Не был преодолен конфликт между новым орнаментализмом и индустриальной техникой. Однако эти и другие «недостатки» не помешали модерну с быстротой распространиться по Европе.
Комментарий: