Дворник № 262 15.07.2003 - 18.07.2003
Экономика
Начинка Д – 6
Андрей Мулкахайнен
Проект освоения компанией «ЛУКойл-Калининградморнефть» месторождения Д-6 («Кравцовское») уже несколько лет вызывает оживленную дискуссию в обществе. Сегодня работы по проекту вступили в завершающую стадию.
Запасы
Месторождение расположено на шельфе Балтийского моря в 40 км от берега.
Промышленная добыча нефти начнется в январе 2004 года. Транспортироваться она будет по подводному трубопроводу с выходом на берег в районе поселка Романово.
Ориентировочный объем добычи в 2004 году – 100-150 тысяч тонн. В течение 3 лет будет достигнут максимум – 600 тысяч тонн в год. Он продержится 12-15 лет, затем добыча будет постепенно уменьшаться из-за истощения запасов.
Общий срок эксплуатации месторождения оценивается в 30-35 лет.
Морская платформа
Она состоит из нескольких модулей, которые изготавливаются на заводе металлоконструкций в поселке Ижевское.
До конца сентября все конструкции будут смонтированы, по уникальной технологии погружены на баржу и перевезены для общей сборки к месту добычи в море.
Период строительства платформы на море - 20 дней. В дно будут забиты 24 опорные сваи по 76 метров каждая. Общая высота платформы – 86 метров над водой и 32 метра под водой. Общий вес – 10 тысяч тонн.
Жилой блок равен по высоте 6-этажному дому и рассчитан на 66 мест. Несущая палуба имеет размеры 58 на 28 метров (примерно с футбольное поле).
После сборки платформы пусконаладочные работы займут еще месяц. Затем начнется бурение скважин. Всего их будет 21.
Первая нефть будет получена к концу года.
Экология
Проект успешно прошел государственную экологическую экспертизу.
Несколько организаций осуществляют постоянный мониторинг окружающей среды и контроль за ходом выполнения проекта. Среди них: комитет по экологии Госдумы, комитет по землепользованию, природным ресурсам и экологии облдумы, областное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, Калининградская специализированная морская инспекция, КГУ, Институт океанологии Российской академии наук, АтлантНИРО, Институт глобального климата и экологии. Контролеров хватает.
В пользу экологической безопасности говорят и два таких соображения:
1. «ЛУКойл» - одна из крупнейших российских компаний, обладающая достаточными ресурсами для создания экологически чистых (а значит, затратных) проектов. За 30 лет работы она ни разу не имела неприятностей с природоохранными организациями.
2. Месторождение Д-6 имеет слишком малый удельный вес в структуре транснационального гиганта «ЛУКойл». Однако в случае возникновения на «Кравцовском» каких-либо экологических неприятностей международный резонанс будет огромным. Мировое сообщество не прощает компаниям экологических ошибок. Логика подсказывает, что «ЛУКойлу», работающему во многих странах мира, гораздо выгоднее грамотно и безопасно обустроить небольшое месторождение, чем потом терпеть многомиллиардные убытки из-за «подмоченной» репутации.
На Д-6 применено несколько ноу-хау для исключения или максимального уменьшения воздействия на окружающую среду. Так, по словам гендиректора «ЛУКойл-Калининградморнефти» Юрия Каджояна, в случае порыва трубопровода автоматически сработают специальные клапаны-отсекатели, расположенные в скважинах на глубине 60 метров. При этом в море может пролиться до 10 тонн нефти. По международным стандартам первым уровнем опасности считается выброс в 300 тонн.
Кроме этого нефтяники не исключают и провокаций против Д-6. Достаточно сбросить с судна с северной стороны платформы некоторое количество нефти. Благодаря преобладающим ветрам и течениям нефтяное пятно, минув платформу, двинется к берегу. И тогда уже никто не сможет доказать, что это не вина нефтяников. Поэтому платформу круглосуточно будут охранять корабли Балтфлота.
Деньги
Стоимость проекта – 270 миллионов долларов. Срок окупаемости – 7-8 лет. Реализация проекта уже создала 1000 новых рабочих мест. За период эксплуатации Д-6 принесет минимум 10,6 миллиарда рублей налогов.
Комментарий: