«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 204 26.11.2002 - 29.11.2002
Традиционно искусство дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства
Упрощенная поза народного типажа
Мария Ушакова

Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одним из самых популярных остается дымковский. Его название связано с селом Дымково, расположенном близ Вятки.

Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие такие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался "Свистунья".

Веселые игры, торговля, шум и, конечно, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу почти весеннего праздника, бурлящему весельем взрослых и детей.

Мелом на молоке

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. Современной заменой ему служат водоэмульсионные белила.

По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую и жизнерадостную гамму росписи.

Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте дымковских игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки, все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой.

Декорация жизни

Потом появился интерес к бытовому жанру. Из городского быта позапрошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка — весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодня уже ушедший в историю быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.

Без единого повтора

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская работа мастериц ручной лепки и росписи, она существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Сегодня в организации промысла дымковской игрушки работают сорок мастериц, из которых двадцать четыре являются членами ВТОО "Союз художников России", две - заслуженными художниками России. У игрушки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей одной.




Читайте также в этом выпуске (№ 204):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia