Дворник № 198 05.11.2002 - 08.11.2002
Плоды всеобуча
Плоды всеобуча
Елена Дашковская
Удержать в школе учеников из неблагополучных семей – самая большая проблема калининградской педагогики. Такой вывод сделали специалисты в рамках завершившегося месячника всеобуча.
Мероприятие во многом рутинное. Однако в ходе его выявлены дети, «не дошедшие» до школы. Кого-то пьющие родители забыли привести на учебу, кто-то не определился с выбором после окончания девятого класса, кто-то вообще ушел из дома и находится в розыске. Помочь детям получить-таки среднее образование – долг не только работников образования, но и социальных служб.
Те, кто ранее по каким-то причинам не получил такое образование, ныне жалеют. Неслучайно в последние годы наметился явный приток учащихся в вечерние школы. Например, заявления о поступлении в школу №6 написали в этом году 54 молодых человека: многие уже прошли армию, работают. Но без образования выбор профессии и жизненного пути значительно сужен. Впрочем, некоторые специалисты связывают приток в вечерние школы с введением единого государственного экзамена. Выпускники «вечерок» от него пока освобождены. Сдать экзамен в вуз непосредственно экзаменаторам, по мнению некоторых, проще, чем заполнять «угадайку».
Выявлены и другие тенденции. Меньше детей идет в первый класс. Теперь они обучаются по программе четырех лет. И почти все посещают группы продленного дня – вплоть до окончания начальной школы. Выпускники девятых классов, если и выбирают десятилетку, предпочитают обычно свою, а не другую школу. И все чаще они намерены вместе с аттестатом получить профессию, а потому поступают в ПТУ, колледжи, на различные курсы. Увеличилось число и тех, кто вынужден после получения аттестата идти работать и даже совмещать учебу в старших классах с работой. Законом это предусмотрено – вплоть до учебы экстерном.
Детей же из проблемных семей - почти треть. Привести их в школу – одно, а добиться регулярной посещаемости – другое. В некоторых школах ставку делают на горячие обеды и даже гуманитарную помощь. Но большинство педагогов видят выход в заинтересованности учеников жизнью школы, вовлечении их в различные кружки, секции. В них занимаются уже в среднем 48% юных калининградцев.
Комментарий: