![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||
|
|
Пешеходов уже давно запугали «объектами повышенной опасности» - автомобилистами. Потихоньку начинают прижимать и последних.
В Калининградской области на 1000 жителей приходится 230 легковых автомобилей - это касается только фиaзических лиц.
С 1 июня 2003 года вступает в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАО). Его обсуждение продолжает оставаться одним из самых «живых»: вовлечены все. Почему это до сих пор остается «страшилкой»? Да потому что подписанный закон не имеет ни нормальной юридической базы, ни хоть какого-нибудь одобрения или отклонения собственно граждан, которые будут ОБЯЗАНЫ его исполнять.
Недостаточная проработанность отдельных статей обусловлена вроде объективными причинами - нельзя так сразу перенести западный опыт на наш рынок на 100%, а накопленный российский опыт еще не гарантия, что будут учтены все обстоятельства. Отработали механизм контроля норм закона с точки зрения правоохранительных органов, но когда в России обязанность из-под палки приносила ожидаемые результаты?
Требования к страховщикам* Стаж по автострахованию (минимум 2 года)
* Представители в каждом субъекте Российской Федерации (с 01.06.2003)
* Членство в профессиональном объединении* (с 01.06.03)
*“Профессиональное объединение страховщиков - некоммерческая организация, представляющая собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. … Профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления новых членов”. (Ст. 24 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”)
Даешь гласностьНеобходимо заинтересовать тысячи автовладельцев в целесообразности страхования. Говорят, что страховаться необходимо, потому что так делают все цивилизованные страны; что если не страховаться, то будут проблемы с ГАИ. И все. Потому что сами мало знают и не привыкли к нормальному, простите, цивилизованному общению со СМИ. Возможно, необходимо данные о ДТП, о количестве пострадавших, динамику роста аварий публиковать чаще. Как и реальные истории о преступных группировках, занимающихся «подставой» и «кидаловом» на дорогах, об автолюбителях, продающих свои квартиры, чтобы расплатиться с пострадавшими, о детях, оставшихся сиротами. Эта массовая атака позволила бы правильнее понять «дополнительные» траты на безопасность. Ничего не знаем и о том, СКОЛЬКО присудили виновным для компенсации потерпевшим. Возможность знать реальные цифры поможет наверняка больше, чем штрафы.
Почему бы уже сейчас не рассмотреть вопросы и о «наградах»: например, о значительных скидках с тарифа при безаварийной езде или максимальном уменьшении страховых платежей для тех, кто ограниченно пользуется транспортными средствами. Однако и «кнут» для «уклонистов» должен быть максимально жестким.
Чем обязательное страхование автогражданской ответственности отличается от добровольного* Автовладелец обязан купить полис, а страховщик - продать. Договор ОСАО - публичный (административные штрафы - с 1 января 2004 года)
* Договор ОСАО - типовой продукт по единой цене
* ОСОА: главный объект защиты - потерпевший, клиент - второй: право прямого требования потерпевшего к страховщику
* Отдельная лицензия для страховой компании
«Сырые» тарифыСамое «сырое» в новом законе конкретные цифры: до сих пор нет точно рассчитанных тарифов. А их не возможно посчитать и по той причине, что нет объективной статистики о количестве ДТП и суммах ущерба, понесенных пострадавшими.
Или вот вопрос, не проработанный в законе. Убыточными, например, считаются парки автомобилей (автобусы, такси и т.д.). Как их страховать? Привязываться к водителю или к автомобилю? А если одним транспортным средством пользуются несколько водителей или один использует несколько транспортных средств?
Нет никакой единой базы данных ГАИ об автомобилях, прошедших техосмотр, и страхователях, заключивших договор страхования с указанием всех транспортных средств, ему принадлежащих.
Возмещение ущерба. Страховщикам отводится роль «осмотрщиков», а размер ущерба определяет эксперт. Квалификация последних не должна вызывать сомнений. Готов ли рынок экспертизы принять на себя такой объем работы? Насколько серьезно проводится аттестация экспертов? Как часто проходит переподготовка? Сколько их в настоящее время? Конечно, время на развитие этого рынка еще имеется, но хватит ли его? И какой по качеству будет ускоренная подготовка? Опять нужно доработать вопрос, чтобы четко регламентировать границы стоимости экспертизы при проведении обязательного страхования.
Не все понятно и со страховыми компаниями. ОСАО - это огромный рынок клиентов. Но есть вероятность, что некоторые компании для своего куска на нем будут постоянно использовать минимальные тарифы даже в ущерб собственной экономике. А это разрушение рынка.
А где санкции к нарушениям? Если этого не сделать, через некоторое время все страхование будет производиться по минимальным тарифам. Кто от этого выиграет: государство, страховщики или получившие минимум потерпевшие?
«АвтоДвор» уверен, что и друргие вопросы наверняка уже приходят в голову нашим читателям. И автомобилизированным, и «безлошадным». Будем ждать их и пытаться найти ответы у наших законотворцев. Иначе ничего, кроме огромного количества нарушителей закона и новых жертв, не получим.
Что надо сделать за оставшееся время* Нормативно-правовая база ОСОА Типовые правила и полис Тарифы Правила автотехнической экспертизы Порядок формирования РГ и РТКВ и другие документы
* Создание профессионального объединения
* Автоматизированная информационная система
* Общественное мнение
|
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
© 1999-2009 | ![]() | ![]() |
Комментарий: