«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 187 27.08.2002 - 03.09.2002
Они становятся своими, если за них хорошо платят
Чужие интересы
Ольга Маркова

Калининградский морской торговый порт перерабатывает сейчас в год 3 миллиона тонн грузов и аккуратно отчисляет в бюджеты всех уровней 72 миллиона рублей. Подсчитано, что каждый работающий в порту опосредованно кормит еще 10 человек в бюджетной сфере: врачей, учителей, милиционеров и так далее. Получается, кроме себя и своих семей портовики торгового обеспечивают куском хлеба еще 22 тысячи калининградцев.

И вот налаженный производственный процесс в очередной раз за семь лет существования в порту отделения Российского профсоюза докеров (РПД) попыталась расшатать оставшаяся от него горстка из двадцати докеров во главе Михаилом Чесалиным. (Для сравнения: докеров, входящих в профсоюз работников водного транспорта, в торговом порту трудится почти 500. - Прим. авт.)

Посыпались призывы через собственного международного покровителя - ITF, международную федерацию транспортных рабочих, к бойкоту порта Калининград всех приходящих в него судов.

«Чесалинцы» требуют выдачи себе ежемесячного пособия в одну тысячу долларов, льготного рабочего режима и отмены лишений премий за игру в карты и ловлю рыбы с причала. Докеры - члены профсоюза работников водного транспорта - вкалывают за них в периоды забастовок и откровенных прогулов без обедов и перекуров, получая 12-15 тысяч рублей.

Если взять весь фонд заработной платы торгового порта, доля докеров в нем составит 60%. При этом их всего треть от общей численности персонала. Причем «чесалинцев» преследовать за участие в «малом» профсоюзе никто не собирается: если есть желание работать, как все, пожалуйста. И будете кормить свои семьи не рассказами о «борьбе», а на реально заработанные деньги.

А на забастовки в порту давно уже никто не обращает внимания: немного шума из ничего.

Что связывает Чесалина и Пирогова

Вырисовывается любопытная подоплека последнего докерского конфликта. Вице-губернатор Владимир Пирогов еще в прошлом году подружился с Михаилом Чесалиным. Когда тот со своими активистами пикетировал здание областной администрации, второй человек на ДД,1 лично принял профсоюзного лидера и достаточно долго беседовал с ним тет-а-тет в своем кабинете.

Зачем? У Владимира Вилевича, по-прежнему больше бизнесмена, чем государственного служащего, проснулся новый коммерческий аппетит. Это подтверждает недавно прошедшая в СМИ информация об очередной революционной идее губернаторской команды. Власть удумала объединить порты.

По абсолютно нелепому с юридической точки зрения сценарию - приватизировать рыбный порт, деприватизировать торговый, забрать под себя контрольный пакет акций и безраздельно править якобы в интересах калининградцев. Можно подумать, сейчас предприятия к региону не имеют отношения, увеличивая и увеличивая грузооборот с хорошей валютной прибылью для областного бюджета.

В свое время очень хотелось Анатолию Хлопецкому, бесславно покинувшему здание на ДД,1, влезть в руководство торгового. Пытался он провернуть этот план опять же с помощью Чесалина, который проводил акции среди портовиков под лозунгом «Чем Хлопецкий хуже Калиниченко?» (Владимир Калиниченко - нынешний генеральный директор торгового порта. - Прим. авт.)

Пирогов идет к поставленной цели отвоевать порт поступательными шагами. Вероятно, с его подачи губернатор Владимир Егоров настоятельно рекомендовал министру транспорта Сергею Франку во время его последнего визита в Калининград присмотреться к ситуации в торговом порту. Мол, несчастных докеров там притесняют. Член правительства интеллигентно назвал проблему узкокорпоративной и определил, что ее можно и должно решить непосредственно с генеральным директором морского торгового порта Владимиром Калиниченко, с которым он постоянно и плотно контактирует.

По сути, столичный чиновник довольно дипломатично дал губернатору понять: никаких силовых действий со стороны центра в отношении порта не будет. Как и не предвидится вожделенной для некоторых коммерческих кругов деприватизации порта.

Об этом твердо заявил в СМИ год назад заместитель Сергея Франка по водному транспорту Владимир Якунин, когда открывал в Калининграде паромное сообщение с Санкт-Петербургом и портами Германии.

В правительстве прекрасно понимают, что любая переприватизация портов - передел собственности, который способен вызвать транспортные катаклизмы.

ITF — политика и коммерция в одном флаконе

В Минтрансе осведомлены и об источнике материальной и моральной поддержки калининградских докеров-альтернативщиков. В роли их высокого международного щита выступает ITF. Михаил Чесалин забросал генерального секретаря ITF г-на Д. Кокрофта факсами с просьбами протянуть руку помощи несчастным докерам Калининграда. Генсек ответил руководству торгового порта: мол, руки прочь от наших союзников, не увольняйте их и платите больше. Профячейка Чесалина в полном составе с апреля 2001 года до настоящего времени сознательно прогуляла 1 659 человеко-смен, за что ее члены и были уволены из порта. С какой стати держать такой балласт и еще платить заработную плату? Может, на это ITF раскошелится?

У этой корпорации денежки водятся в достаточных объемах. 5 миллионов членов ITF со всего мира отчисляют в ее фонды 3% ежемесячного заработка. Хранятся немалые средства в Международном денежно-кредитном фонде, Мировом банке и Мировой торговой организации. Берегут их, правда, строго. Ни цента не было потрачено ITF на поддержку 25 тысяч докеров, которых уволили в прошлом году в порту Майями во время приватизации. Более того, ITF вообще ничего не предпринял в защиту американских докеров. Провозглашаемая профсоюзная солидарность как-то была враз забыта.

У ITF вообще весьма подмоченная репутация. Международная организация труда, более многочисленная и влиятельная, всячески открещивается от связи с ITF. Есть небезосновательное мнение, что докеров ITF нередко использует в качестве пушечного мяса, призывая к бойкоту портов, когда требуется воздействовать на неудобные суда и даже целые гавани с неподвластными ITF моряками или целыми портовыми компаниями. Провокации отчасти организуются по договоренности с правительствами морских государств. Так реализуются схемы воздействия в интересах транснациональных промышленных корпораций. Это очень большая политика и очень большие деньги.

В 1997 году бессрочная забастовка чесалинских докеров, шумно разрекламированная через сеть представительств ITF вплоть до Индии и острова Гренады, чуть было не привела к блокаде нашего порта. Морские перевозчики и грузовладельцы очень не любят заходить в бастующие гавани. Тогда некоторые суда с грузами, а значит, налогами для далеко не процветающей калининградской экономики, безвозвратно ушли в соседние порты Балтии. Порты Клайпеды, Риги, Вентспилса, Таллина дают более 50% доходной части национальных бюджетов.

Борец за собственную профсоюзную кормушку

Что сегодня надо Михаилу Чесалину? Забастовку ради очередной угрозы блокады калининградских портов? В том числе, но его личные планы предельно коммерческие: акции морского торгового. Он тонко чувствует ситуацию. Чесалин не раз излагал свое желание в многочисленных посланиях в администрацию области в конкретных предложениях: «Изъять акции у собственников, признать незаконной приватизацию морского торгового порта». Хотя вмешательство в хозяйственную деятельность частного предприятия, которым является порт, к компетенции профсоюзов не относится.

Однако Чесалин настрочил кучу жалоб на дискриминацию членов его организации президенту, премьер-министру, министру транспорта, представителю президента в Северо-Западном округе, губернатору, спикеру облдумы, в российские и международные торговые организации, а в них красной строкой требования об изъятии акций порта.

На первой волне скупки акций у работников порта в середине 90-х Чесалин неплохо заработал на посредничестве. С обещанием неслыханных барышей скупал у докеров доли под 5% себе за проведение сделки купли-продажи. Говорят, в пользу Анатолия Хлопецкого.

Сегодня акценты приоритетов расставлены в пользу другого покровителя?

Есть еще одна очень простая причина, по которой Чесалин будет до последнего сражаться с администрацией порта за восстановление на работе и высокую зарплату для своих подопечных. Профсоюзный лидер получает 3% от зарплаты членов его организации. Не будет членов, не будет зарплаты, не будет самого Михаила Чесалина.

Все определяют интересы.




Читайте также в этом выпуске (№ 187):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia