«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 179 02.07.2002 - 09.07.2002
ЕС по-прежнему не считает калининградский вопрос ущемлением прав человека
Брюссельские мотивы

Будущее Калининграда после вступления Литвы и Польши в Евросоюз - сегодня для нас международная тема №1. Однако по-прежнему вопросов больше, чем ответов.

Часть из них мы адресовали главе представительства Европейской Комиссии (исполнительного органа ЕС) в России Ричарду Райту. Общение вылилось в пространное разъяснение позиции ЕС по калининградской теме. Мы приводим отобранные редакцией фрагменты ответов Ричарда Райта на вопросы газеты "Дворник". Полный текст можно прочитать на сайте представительства www.eur.ru. Выводы о том, что нас ждет, делайте сами.

Настаивая на визовом режиме для всех без исключения россиян, ЕС не возражает против упрощенного порядка получения шенгенских виз для жителей Калининградской области. В чем именно он будет заключаться?

Евросоюз готов к поиску гибких решений, понимая деликатность вопроса Калининграда и не желая создавать новые границы в Европе. Однако ЕС и страны-кандидаты не могут идти на компромисс в отношении основных стандартов иммиграционного контроля. Нам нужно иметь визовый режим, чтобы знать, кто въезжает на нашу территорию, едут люди из Калининграда или же откуда-то еще из России.

Когда Польша и Литва станут членами ЕС (ориентировочно в 2004 г.), они должны будут применять законодательство ЕС во всех областях, включая визовую политику. Польша и Литва не станут полноправными членами шенгенской зоны сразу после вступления в ЕС. Есть переходный период, в течение которого Польша и Литва будут выдавать национальные визы, действительные для поездки по их территории, но не в другие страны ЕС.

Сегодня под упрощенными процедурами мы понимаем, например, многократные визы, выдаваемые в каждом конкретном случае. Это вполне благоприятный режим для лиц определенных профессий, которым необходимо регулярно пересекать границу.

Существует и гибкий подход к стоимости виз. Если стоимость визы, выданной в переходный период Польшей и Литвой, будет низкой для россиян, российская виза должна также иметь более низкую стоимость для заявителей из этих стран. Теперь это дело России - согласовать с Литвой и Польшей, для каких категорий виз могут применяться более низкие сборы.

Будет ли распространяться упрощенный порядок на граждан России, не являющихся жителями Калининградской области, у которых возникнет необходимость посетить наш регион?

Многократные визы могут применяться в отношении всех россиян. Однако лишь небольшая часть всех поездок в Калининград и обратно приходится на транзит, а специальная процедура распространяется только на этот вид поездок.

Каким категориям россиян визы выдаваться не будут? Будут ли консульскими службами мотивироваться отказы в получении визы?

Шенгенские правила не предусматривают "отказных" категорий, как и обязанность объяснять причины отказа в выдаче виз. Право на обжалование такого решения регулируется национальным законодательством, а не шенгенским или ЕС.

Жителю Калининградской области, гражданину России, для того чтобы проследовать на автомобиле или поезде из Калининграда в, предположим, Москву, т. е. из России в Россию, необходимо будет получить разрешение у чиновников других государств. Нет ли здесь нарушения п. 1 ст. 2 протокола № 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую подписали все члены и кандидаты в ЕС?

Мы не считаем это вопросом прав человека. Визы не являются препятствием, если улучшить работу пограничных и консульских служб. Кроме того, есть возможности сообщения между Калининградом и остальной Россией без пересечения территории ЕС.

В 2001 г. граждане России 9 млн. раз пересекали границы Калининградской области. Есть опасения, что консульские службы ЕС будут просто не в состоянии обеспечить всех желающих визами.

Мы понимаем: нужно большее число консульских служб в Калининграде для обработки всех запросов на получение виз. Например, Литва обратилась с просьбой открыть дополнительное консульство в Калининграде. Пока российские власти ее отклонили. Если в скором времени будет дано разрешение, не должно возникнуть никаких проблем с обеспечением всех желающих визами. Другие страны ЕС также намерены открыть новые консульства. Осенью появится шведское консульство.

На каких условиях будет осуществляться транзит в Калининградскую область через территорию государств-членов ЕС энергоносителей, электроэнергии и других грузов, в т. ч. необходимых для обеспечения частей российской армии, расположенных на территории области?

Транзит товаров будет осуществляться в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией - без взимания таможенных или каких-либо других пошлин (кроме транспортных и административных сборов). Транзит обычных энергоресурсов будет продолжаться и после расширения без особых трудностей. Однако перевозка сжиженного газа (LPG) по железной дороге и автомобильным транспортом должна соответствовать стандартам безопасности ЕС. Транзит военных грузов относится к вопросам правопорядка и общественной безопасности, которые регулируются на национальном уровне и двусторонними соглашениями с Россией.

Когда российская сторона была официально уведомлена о том, что в 2004 г. Калининградская область окажется "окруженной" ЕС?

В марте 1998 г. начались переговоры ЕС с 6 заявителями - Венгрией, Польшей, Эстонией, Чехией, Словенией и Кипром. В октябре 1999 г. Еврокомиссия рекомендовала членам ЕС начать переговоры с Румынией, Словакией, Латвией, Литвой, Болгарией и Мальтой. Европейский Совет в Гётеборге в июне 2001 г. объявил: те страны, которые готовы, должны участвовать в качестве членов ЕС на выборах Европарламента в июне 2004 г. Процесс идет, Россию постоянно информируют. И 2004 год является политическим, а не юридическим сроком.

Почему ЕС не соглашается с предложениями российской стороны?

Ни ЕС, ни страны-кандидаты не рассматривают позитивно российские предложения о специальных "транзитных коридорах". ЕС необходимо знать, кто передвигается по его территории. Это вопрос безопасности и защиты границ ЕС. "Коридоры" это инструмент прошлого, который не оставил о себе положительной памяти. ЕС хочет работать с Россией для обеспечения открытых и прозрачных границ и пограничного движения. Это требует надлежащих проездных документов и виз, необходимой пограничной инфраструктуры и консульских служб. Более того, коридоры не соответствуют идее установления общего экономического пространства между ЕС и РФ. Его концепция нацелена на содействие торговле и либерализацию товарообмена.




Читайте также в этом выпуске (№ 179):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia