«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 171 08.05.2002 - 14.05.2002
"Авиапуты"
"Авиапуты"
Ольга Маркова

Это, можно сказать, уже тенденция для нашей области - пытаться обанкротить то, что просто обязано работать с прибылью. Самые яркие примеры - ЗАО "Балтптицепром" и государственное унитарное предприятие "Калининградавиа". И там, и тут банкротство почти абсурдно. Курятину исправно продолжают есть в регионе и за его пределами, да и летать в и из отрезанный от "материка" Калининград не перестали. Однако "дамоклов меч" заносится над этими предприятиями с завидным упорством.

Дух кредиторов

Вряд ли просто совпадение, что к обоим предприятиям неровно дышит вице-губернатор области Владимир Пирогов. Его интересы на "Балтптицепроме" мы неоднократно демонстрировали. Писали и про авиабизнес Пирогова. В свое время он стал собственником долговых обязательств "Калининградавиа" на 20 млн. рублей, получив векселя от "Инвестбанка".

Отдельное спасибо за операцию надо сказать вице-губернатору еще Леонида Горбенко Андрею Ушакову: это он присоветовал Агентству по реструктуризации кредитных организаций, спасавшему "Инвестбанк", поучаствовать деньгами в судьбе нашего авиапредприятия. Еще 20 авиамиллионов получил "Россбан", тесно связанный опять же с Пироговым. 13 миллионов нарисовались у Анатолия Хлопецкого. Если кто не помнит, был у Владимира Егорова такой заместитель, после громкого скандала вынужденный был уйти с ДД,1.

Личность кредиторов, видимо, и не дает "Калининградавиа" жить и работать спокойно. Самая последняя информация из конфиденциальных источников, которой не дают документального подтверждения, - все долги ГУП "Калининградавиа", в том числе принадлежащие администрации области, проданы некой промышленно-строительной компании из Москвы "ТЭСКО". О ней известно, что она специализируется на строительстве элитного жилья в столице.

Современный срез

По решению областного арбитражного суда после обращения кредиторов на ГУП (государственое унитарное предприятие) было введено внешнее управление. Финансовым оздоровлением предприятия с без малого 60-летней историей и почти 1000 работников было поручено заниматься Михаилу Трушко. Также он является руководителем Агентства по Калининградской области Северо-Западного территориального органа Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

После прихода в Храброво внешнего управления с 12 апреля 2001 года долг перед кредиторами в 131 млн. рублей заморозили, освободив предприятие от выплат пени и штрафов до 12 октября 2002 года. К слову, по информации от самого Михаила Трушко, его сегодняшнюю работу на авиапредприятии пристально контролирует администрация президента страны и даже ФСБ.

Цифры и факты

Даже в непростые для страны 90-е наше авиапредприятие было на хорошем счету в Министерстве транспорта. Отлично подготовленный летный состав обслуживал 12 самолетов: десять "Ту-134" и два "Ту-154". По данным за 1996 год, они перевезли 268,2 тысячи пассажиров, 1593 тонны грузов и 143,1 тонны почты.

По данным за 2001 год, то есть уже при Трушко, "стальных птиц" стало поменьше. В прошлом году один "Ту-134" продали "СИБ Авиа". Стоимость сделки скрыта под грифом коммерческой тайны. Такой же секрет распространяется на сумму получаемых доходов ГУП "Калининградавиа" от сдачи самолетов в аренду авиакомпании "ИСТ-лайн", зарегистрированной от московского аэропорта "Домодедово".

Два самолета сейчас находятся на капитальном ремонте на Минском авиационном заводе. По неподтвержденной информации, возвращать их оттуда пока никто не спешит. Три "Ту-134" выставлены на свободную продажу. За тонну некогда летательных аппаратов требуют по стоимости металлолома - 10 тысяч "зеленых".

Таким образом, сегодня реально летают в воздушном пространстве четыре "Ту-134" и один "Ту-154", управляемые калининградскими авиаторами. Они обеспечивают уже меньшие хозяйственно-экономические показатели. За прошлый год на них перевезли 188,1 тысячи пассажиров, 1414,1 тонны грузов и 97,5 тонны почты.

В 2001 году ГУП заявил о расходах в 443,7 миллиона рублей при доходах в 478,5 миллиона.

Из танкистов в авиаторы

Михаилу Трушко всего 35 лет. Основное высшее образование он получил в Киевском танково-инженерном училище. Уволившись по сокращению, в Калининграде по прогорбачевской программе переподготовке бывших военных в менеджеры умудрился уехать на несколько лет с полным довольствием на учебу за границу. Получал финансово-экономическое образование на одном из факультетов Стокгольмского университета. Задумав остаться в Швеции, примерно полтора года возглавлял собственный бизнес. Управлял представительством некой офшорной Сингапурской компании на юге Швеции в Норчепинге.

Вернувшись в Калининград, Михаил Трушко возглавил в администрации Юрия Маточкина отдел внешнеэкономической деятельности комитета по развитию ОЭЗ. Уже при Леониде Горбенко по представлению в том числе первого вице-губернатора Александра Саканова был рекомендован на пост руководителя агентства по делам банкротства, которое возглавляет вот уже четвертый год.

За это время Трушко в среде журналистов сыскал сомнительную репутацию самого недоступного чиновника. Нередко ссылается на ст. 26, пункт 3 Федерального закона "О банкротстве", по которой не имеет права разглашать сведения о предприятии до признания его банкротом. На наш вопрос, почему, будучи девять месяцев внешним управляющим на ПСЗ "Янтарь", Михаил Трушко не внес никакого заметного позитива, был получен "исчерпывающий" ответ: "А судостроение во всем мире переживает сейчас кризис".

Правда, именно по его инициативе вокруг Храброво идет заметное оживление. На фоне, к слову, такого же современного мирового кризиса авиапассажироперевозок.

Есть информация, что все долги "Калининградавиа", в том числе принадлежащие администрации области, проданы некой промышленно-строительной компании из Москвы "ТЭСКО". О ней известно, что она специализируется на строительстве элитного жилья в столице.

Из ГУП в АО?

Зачем вообще надо банкротить предприятие? Только так, по мнению Трушко, можно ликвидировать заторы экономики. Наряду с этим он открыто заявляет, что сейчас в постперестроечной России идет третья, самая мощная волна передела собственности. Не минует чаша сия и наше авиапредприятие. По намеченному сценарию после 12 октября на нем будет образованно некое дочернее предприятие с правовым статусом акционерного общества. Пока ему будут переданы строения вокруг аэропорта, сам аэропорт и прилегающих к нему примерно 20 гектаров земли. Возможно, авиа-АО оттяпает у государства и установленный в феврале этого года за 20 млн. бюджетных рублей локатор.

По оценке Государственной службы гражданской авиации, отслеживаемый ей пролет самолетов над территорией области по трем трассам только в этом году принесет дохода на 240 тысяч долларов. Весомая часть из этого поступает на счета ГУП "Калининградавиа" через Центр расчетов Госкорпорации авиадиспетчерской службы России.

Пока на уровне протокольного решения правительства рассматривается передача более чем 3 тысяч гектаров земли взлетно-посадочных полос от Минобороны Минтрансу. Вопрос решается через Минимущества сейчас в спешном порядке. Остается только догадываться - зачем. Ведь Минобороны в отличие от Минтранса освобожден от уплаты налога за землепользование. К тому же земля под государственными стратегическими объектами не подлежит последующей приватизации в России. Пока не подлежит.

Перспективы

На уровне ТЭО есть план модернизации рулежной дорожки в калининградском авиапорту. Для этого надо модернизировать дорожку, якобы постоянно подтопляемую грунтовыми водами, увеличив на 500 метров. Это позволит принимать в Храброво больше- грузные транспортники весом до 3 тысяч тонн с соответствующей прибылью.

По плану международный сектор с соответствующей инфраструктурой будет переведен в главное здание аэровокзала. Через несколько дней четыре раза в неделю буду летать пассажиры международными рейсами "Калининград - Варшава" самолетами польской авиакомпании "ЛОТ". А примерно с осени уже датская авикомпания "Кимбер" почти с той же периодичностью будет доставлять желающих по воздуху из Калининграда в Копенгаген и обратно.

Авиабилеты для калининградцев от этого, говорят, не подешевеют, а подорожают. Где-то по осени, когда Михаил Трушко будет отчитываться перед своим начальством о результатах финансового оздоровления одного из самых стратегически важных предприятий островной области нашей страны.

ВКЛАД ПО "ФЕДЕРАЛКЕ"

В Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года авиапроблемы также нашли свое отражение и финансовое подкрепление. На развитие аэропорта Храброво, в том числе реконструкцию взлетно-посадочной полосы и модернизацию систем управления воздушным движением, с 2003 по 2010 год "забиты" 510 миллионов рублей. 305 миллионов - это капитальные средства из федерального бюджета, 205 миллионов - собственные средства предприятия. В конечном итоге эти усилия должны вылиться в увеличение объема перевозки до 230 тысяч пассажиров и до двух тысяч тонн грузов в год.




Читайте также в этом выпуске (№ 171):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia