«ДворникЪ — работник и сторож
при всяком домъ»
(Словарь В. Даля)
Выбор публикаций
Поиск по сайту
 

Рассылка 
Укажите тип рассылки:
Укажите ваш e-mail:

 

Дворник № 164 19.03.2002 - 26.03.2002
Прогулки по исчезнувшему городу-4
Прогулки по исчезнувшему городу-4
Анатолий Бахтин, Игорь Самарин

Нынешней главной магистрали Калининграда - Ленинскому проспекту (точнее, зданиям, некогда расположенным на нем) - изрядно досталось во время англо-американских бомбежек и советского штурма. Обратимся к тому немногому, чему удалось дожить до наших дней.

Четвертая биржа Кёнигсберга

Дворец культуры моряков - бывшая кёнигсбергская биржа. Здание на Фордштедтишеланггассе, так тогда именовалась эта часть Ленпроспекта, было построено в 1870-1875 гг. по проекту архитектора из Бремена Генриха Мюллера. А за год до этого он спроектировал и в своем родном городе новую биржу, удивительно похожую на кёнигсбергскую, только оформленную в готическом стиле.

Творение Мюллера стало четвертой по счету биржей в столице Восточной Пруссии. Первая же упоминается в 1619 г., а была возведена в 1623-м также на сваях, но на другом берегу Прегеля. При строительстве Зеленого моста (Грюнебрюкке) в 1798-м уже древнее здание снесли и соорудили новое, благополучно сгоревшее два года спустя. Восстановленное в 1801-м строение просуществовало до мюллеровского пришествия.

Строительная особенность "четвертой Биржи" - основание в виде 2200 свай (по некоторым сведениям, обитых медными листами) высотой от 12 до 18 м. Из архитектурных украшений современникам особенно запомнились скульптурные группы на крыше, олицетворявшие четыре части света (исчезли), и пара львов при входе (сохранились). Любопытно, что при восстановлении здания в 1967 г. сначала там предполагалось разместить областной краеведческий музей. Планировалась высокая крыша и другие скульптурные композиции - в виде героев Великой Отечественной. Но в конце концов все оставили почти по-прежнему.

Железнодорожный неоренессанс

Старый дом напротив магазинов "Березка" и "Башмачок" - бывшая Дирекция Имперских железных дорог Восточной Пруссии. Строить здание начинали как жилой дом, но в 1895 г. его купили железнодорожники и закончили уже как административное. Фасад был оформлен в сдержанном стиле неоренессанса. По середине карниза установили две фигуры из камня скульптора Герберта Майнхарда. В начале 60-х дом был восстановлен строительным управлением торгового порта, расселившим там своих работников. Об особых удобствах в бывшем чиновничьем оплоте думать не приходилось: перепроектировщикам пришлось смириться, что комнаты будут непременно смежными.

От лепрозория до мореходки

Корпус Калинин- градской мореходной школы - бывший госпиталь Св. Георга. Основан он был в 1329 г. Великим магистром Тевтонского Ордена Вернером фон Орзельном как лепрозорий. В 1531-м прибежище для прокаженных стало монастырем. Видимо, над местом тяготел злой рок: пожары 1433, 1520 и 1775 гг. превращали монастырь в пепелище, который немцы каждый раз восстанавливали. Последнее здание было спроектировано к началу 90-х гг. XIX века и уже без госпитальной церкви. Досталось зданию во Вторую мировую. В 50-х его восстановили в сильно измененном виде, особенно внутри. Исчез и уцелевший в щтурм фронтон между двумя башнями. Сегодня нет и куполов самих башен. Высокая крыша была заменена плоской.

Вокзальные кони

И наконец - Хауптбанхоф. В оригинале именно "Главный", а не "Южный" вокзал. Администрация Восточно-Прусских железных дорог еще в 1896 г. начала планировать замену старого вокзала. Тем более что оборонительные валы, вблизи которых он располагался, успели потерять свое военное значение. Зато они позволили поднять платформы на 6 м от уровня городских улиц. Это позволило избежать скрещивания различных магистралей, грозившего "пробками". 6 платформ с 13 рельсовыми путями возвели на месте засыпанного почти полностью большого озера. От него осталась лишь узкая водная "кишка". Трехгребневая крыша длиной 178 м и высотой 37 м была заказана фирме "Флендер" в 1914 г. "Изюминкой" здания была фигура бога Хроноса, сдерживавшего рвущихся вперед коней. По мысли создателей, она олицетворяла мчащееся время и старающийся не отставать от него железнодорожный транспорт.

19 сентября 1929 г. Хауптбанхоф торжественно открыли, а 21 января 1945 г. от его перрона отошел последний поезд на Берлин, до отказа забитый беженцами. От военных действий вокзал пострадал сравнительно немного, но Хроноса с конями лишился уже в мирное время. Говорят, что сегодня есть замысел восстановить скульптуру, на месте которой много лет красовался герб РСФСР. С "Южным" связано немало легенд. По одной - сразу после войны знаменитый купол хотели разобрать и увезти в Ригу. Так это или нет, но сегодня можно только порадоваться, что одна из самых известных достопримечательностей продолжает украшать наш город.




Читайте также в этом выпуске (№ 164):

Комментарий:
Автор комментария*


Комментарий*
CAPTCHA
Введите слово с картинки*:


Объявления
© 1999-2009 Создание сайта: интернет-агентство CursorMedia